В саду
К траве прильнувший ветерок.
Притих меж яблонь, между вишен
Небесный гость земных дорог.
Луна сияет, словно сваха
Дела закончила свои.
Глядишь, и грянут - впору ахать! –
Нежданных свадеб соловьи.
А вишни рдеют, вишни спелы.
Ранет краснеет неспроста.
И просится медовый, белый
Налив недаром нам в уста.
А мы покорными устами
Наш приближаем поцелуй.
Себя не видим за кустами...
Сад – весь в сиянье лунных струй.
Свидетельство о публикации №121072407225
Привлекли моё внимание и Ваше стихотворение, и рецензия Игоря, много дельного. Сама филолог.
Иногда пишу свои замечания, касаясь в основном правильности речи и грамотности, и только на сто'ящие стихи. В остальном - сама ещё ученица.))
Хорошую работу проделали по правке стихотворения, мне понравилось. Но первое предложение, к сожалению, построено грамматически неверно. Сейчас в заданиях по подготовке учеников к ЕГЭ много подобных примеров, а вот нас в школе этому особо не учили.
Всё просто. Надо выделить основу предложения и определить, что с чем связано, то есть разобрать по членам предложения.
"В саду уснувшем и не слышен,
К траве прильнувший ветерок."
"Не слышен ветерок" - грамматическая основа предложения. Сказуемое выражено кратким прилагательным: "ветерок (каков?) не слышен".
Далее. Предложение осложнено причастным оборотом:
"ветерок (какой?) к траве прильнувший".
Причастный оборот стоит перед определяемым словом "ветерок", поэтому в соответствии с правилом запятыми не выделяется:
"к траве прильнувший ветерок". Запятая перед ним лишняя.
Разберём дальше по членам предложения.
Не слышен (где?) в саду (обстоятельство, выраженное существительным с предлогом). В саду (каком?) уснувшем (определение к сущ. /в/ "саду", выраженное одиночным причастием, запятыми не обособляется, как у Вас и есть).
Если выбросить определения, то получится предложение: "В саду и не слышен ветерок". Но теперь, после разбора, понятно, что "в саду не слышен" - словосочетание (не слышен /где?/ в саду, где "не слышен" - главное слово, а "в саду" - зависимое). Думаю, Вы помните, что слова в словосочетании нельзя разбивать запятой, и уж совсем ни к чему вклинивать между ними союз. Грамматическая ошибка, которая нарушает структуру предложения и мешает восприятию смысла.
Правильно: "В саду не слышен ветерок".
В Вашем случае можно просто вместо "уснувшем" подобрать другое определение, только на один слог больше, чтобы не было ритмического сбоя.
К примеру:
"В саду заброшенном не слышен
К траве прильнувший ветерок".
Или: "В саду уснувшем уж не слышен..." (жалко эпитета "уснувшем", хорошо подходит по смыслу).
Это к примеру, возможно, Вы придумаете что-то своё. Но второй вариант мне кажется вполне приемлемым ("уж не слышен").
Возвращаясь к Вашему стихотворению: понравилось! Интересные эпитеты, сравнение луны со свахой, а яблоко налив - сколько здесь сокрыто смыслов! Адам и Ева тоже вспомнились. А соловьи могут и грянуть, почему бы нет. Это уж автору виднее.
Я - за творческий обмен между авторами, за конструктивные замечания, сама очень это ценю.
С уважением, не первый раз я на Вашей страничке. Анна.
Анна Ханина 19.08.2021 00:48 Заявить о нарушении
Да я немало эпитетов перебрал, чтобы не вклинивать этот союз - и -
в строку.
Поэтическая речь всё-таки более вольная, где-то правилам грамматики и не подчинена.
Достаточно примеров всякого рода инверсий.
...в тумане моря голубом.
...уж не слышен").
Уж - сразу на ум некое земноводное приходит.
"В саду заброшенном не слышен
К траве прильнувший ветерок".
Ударение в строке на последнем слове - ветерок.
Без этого союза - и - как бы отвлекающего на себя внимание, невольно возникает вопрос - ветерок не слышен, а кто же слышен?
Да и почему сад заброшенный...
Какие-то отклонения от правил всегда неизбежны.
У меня был хороший знакомый, поэт, бывший редактор городской нашей газеты.
Знаком был в своё время с автором Москва-Петушки.
Читает мои стихи как-то и говорит: эта строфа как бы повторяет по смыслу предыдущую, и это строчка не смотрится, и эту строку убери, да и эту поменяй...
Я говорю, Юрий Иваныч, позвольте что-то оставить в стихах.
Ну, что-нибудь оставь...
Вот и приходится что-то оставлять, вроде, этого союза - И - не в ущерб всему остальному.
Иначе, хоть всё выбрасывай.
Литвинов Сергей Семенович 19.08.2021 08:22 Заявить о нарушении
"И дети бледные Сомненья и Тревоги
Идут к Нему приять пурпуровые тоги".
Что касается поэтических вольностей и связанных с этим разного рода нарушениями в языке, то они оправданны, когда автор делает это сознательно, для наиболее точного выражения мысли и чувства, то есть такой приём следует рассматривать как особое авторское средство художественной выразительности. Но это под силу только состоявшемуся мастеру слова. Хрестоматийный пример, который любят приводить в качестве "поэтической вольности":
"Любить иных - тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин..." (Б. Пастернак).
Ну не писать же поэту, что его избранница глупа! Но как обыграл, как красиво всё стихотворение, и это "без извилин" воспринимается как само совершенство, простота и прелесть природы. Одно слово - Мастер!
Или "Идут белые снеги" Евтушенко. Красотища!
Большинству из нашей пишущей сайтовской братии ещё расти и расти, и не только в плане "поэтических вольностей" - это уже высший пилотаж!.. а и для чего попроще... А у многих так и вообще один бурьян прёт. Но это уже другая история...
Благодарю за грамотный, тактичный и обстоятельный ответ.
С искренним уважением
Анна Ханина 19.08.2021 18:38 Заявить о нарушении
Некоторый раз годами строчки переделываешь, а бывает, что несколько минут на неплохие стихи хватило
и никаких в дальнейшем проблем.
Кстати, на счёт извилин замечательнейшего метафориста, уважаемого мной поэта, я с вами не согласен.
По-моему, никто ему во-время не подсказал, что не надо даже в стихах хороших лишать женщину кое-каких и ей присущих человеческих особенностей.
в саду не слышен..."..
Я и так думал, но дуне слышен...
Мы хотим подчинить стихию языка своим желаниям, но эта стихия зачастую просто издевается над нами во всех смыслах.
Литвинов Сергей Семенович 19.08.2021 19:01 Заявить о нарушении
ПЕСЕНКА О ПРОШЕДШИХ ВЁСНАХ
На юг птичьи стаи и сердцу так мало тепла.
И слышимый чуть - поздний рокот уносится грома на юг.
Когда-то сирень здесь цвела и была
По всем палисадникам ломаною.
Мне строчку бы новую к шалой строке.
Былыми дышать бы вёснами.
Вдвоём в безмятежном бродить далеке
Ночами сиренево-звёздными.
Здесь небо обрушат гремящие в ночь соловьи.
Туманы плывут заревыми, речными излучинами.
В бреду поцелуйном здесь губы твои
Останутся вечно измученными.
Что ж сердцу так зябко? Ломаю строку
За строчкою в пору грустную.
Но в строчках слова – лепестком к лепестку.
Жизнь – песенкою безыскусною.
Литвинов Сергей Семенович 19.08.2021 20:33 Заявить о нарушении