В саду

В саду уснувшем и не слышен
К траве прильнувший ветерок.
Притих меж яблонь, между вишен
Небесный гость земных дорог.

Луна сияет, словно сваха
Дела закончила свои.
Глядишь, и грянут - впору ахать! –
Нежданных свадеб соловьи.

А вишни рдеют, вишни спелы.
Ранет краснеет неспроста.
И просится медовый, белый
Налив недаром нам в уста.

А мы покорными устами
Наш приближаем поцелуй.
Себя не видим за кустами...
Сад – весь в сиянье лунных струй.


Рецензии
Здравствуйте, Сергей Семёнович!
Привлекли моё внимание и Ваше стихотворение, и рецензия Игоря, много дельного. Сама филолог.
Иногда пишу свои замечания, касаясь в основном правильности речи и грамотности, и только на сто'ящие стихи. В остальном - сама ещё ученица.))
Хорошую работу проделали по правке стихотворения, мне понравилось. Но первое предложение, к сожалению, построено грамматически неверно. Сейчас в заданиях по подготовке учеников к ЕГЭ много подобных примеров, а вот нас в школе этому особо не учили.
Всё просто. Надо выделить основу предложения и определить, что с чем связано, то есть разобрать по членам предложения.

"В саду уснувшем и не слышен,
К траве прильнувший ветерок."
"Не слышен ветерок" - грамматическая основа предложения. Сказуемое выражено кратким прилагательным: "ветерок (каков?) не слышен".
Далее. Предложение осложнено причастным оборотом:
"ветерок (какой?) к траве прильнувший".
Причастный оборот стоит перед определяемым словом "ветерок", поэтому в соответствии с правилом запятыми не выделяется:
"к траве прильнувший ветерок". Запятая перед ним лишняя.

Разберём дальше по членам предложения.
Не слышен (где?) в саду (обстоятельство, выраженное существительным с предлогом). В саду (каком?) уснувшем (определение к сущ. /в/ "саду", выраженное одиночным причастием, запятыми не обособляется, как у Вас и есть).
Если выбросить определения, то получится предложение: "В саду и не слышен ветерок". Но теперь, после разбора, понятно, что "в саду не слышен" - словосочетание (не слышен /где?/ в саду, где "не слышен" - главное слово, а "в саду" - зависимое). Думаю, Вы помните, что слова в словосочетании нельзя разбивать запятой, и уж совсем ни к чему вклинивать между ними союз. Грамматическая ошибка, которая нарушает структуру предложения и мешает восприятию смысла.
Правильно: "В саду не слышен ветерок".
В Вашем случае можно просто вместо "уснувшем" подобрать другое определение, только на один слог больше, чтобы не было ритмического сбоя.
К примеру:
"В саду заброшенном не слышен
К траве прильнувший ветерок".
Или: "В саду уснувшем уж не слышен..." (жалко эпитета "уснувшем", хорошо подходит по смыслу).
Это к примеру, возможно, Вы придумаете что-то своё. Но второй вариант мне кажется вполне приемлемым ("уж не слышен").

Возвращаясь к Вашему стихотворению: понравилось! Интересные эпитеты, сравнение луны со свахой, а яблоко налив - сколько здесь сокрыто смыслов! Адам и Ева тоже вспомнились. А соловьи могут и грянуть, почему бы нет. Это уж автору виднее.
Я - за творческий обмен между авторами, за конструктивные замечания, сама очень это ценю.
С уважением, не первый раз я на Вашей страничке. Анна.

Анна Ханина   19.08.2021 00:48     Заявить о нарушении
Анна, благодарю за подсказки.
Да я немало эпитетов перебрал, чтобы не вклинивать этот союз - и -
в строку.
Поэтическая речь всё-таки более вольная, где-то правилам грамматики и не подчинена.
Достаточно примеров всякого рода инверсий.
...в тумане моря голубом.
...уж не слышен").

Уж - сразу на ум некое земноводное приходит.

"В саду заброшенном не слышен
К траве прильнувший ветерок".

Ударение в строке на последнем слове - ветерок.

Без этого союза - и - как бы отвлекающего на себя внимание, невольно возникает вопрос - ветерок не слышен, а кто же слышен?

Да и почему сад заброшенный...

Какие-то отклонения от правил всегда неизбежны.

У меня был хороший знакомый, поэт, бывший редактор городской нашей газеты.
Знаком был в своё время с автором Москва-Петушки.
Читает мои стихи как-то и говорит: эта строфа как бы повторяет по смыслу предыдущую, и это строчка не смотрится, и эту строку убери, да и эту поменяй...
Я говорю, Юрий Иваныч, позвольте что-то оставить в стихах.
Ну, что-нибудь оставь...

Вот и приходится что-то оставлять, вроде, этого союза - И - не в ущерб всему остальному.
Иначе, хоть всё выбрасывай.

Литвинов Сергей Семенович   19.08.2021 08:22   Заявить о нарушении
Сергей Семёнович, вижу, Вы и сами понимаете и пытались что-то поменять, чтобы избавиться от этого лишнего "и", Вы пишете об этом. Иногда поменять бывает довольно трудно сразу, это дело времени. Чтобы облегчить подборку, я просто дала некое клише для наглядности, где какое слово можно вставить. С таким же успехом могла написать "сад улыбчивый", не нужно тут искать полного смыслового соответствия, это всего лишь форма. "Ужей" я тоже не очень жалую в стихах. Иногда "уж" в контексте стихотворения весьма уместен в качестве наречия или усилительной частицы: "Уж небо осенью дышало..."; в подобных случаях ассоциация с "неким земноводным" на ум не приходит: слово может быть многозначным. Важно, в каком контексте это слово употребляется, чтобы не было двусмысленности. Вы наблюдательны и заметили то, чего не заметила сразу я: "уж не слышен" получается по смыслу, верно. )) А жаль. Так хорошо было бы. Здесь двусмысленность. Но я же для примера приводила. Может, какое-то другое односложное слово сюда подойдёт. Можно ещё в начале: "-/-/ в саду не слышен..." (видите, уже не пишу свои слова, и, честно говоря, сама не люблю такие подсказки). Но тогда придется расстаться с эпитетом "уснувшим". Зато предложение звучит по-русски, грамотно построено. Писал же Иннокентий Анненский о тех строках, с которыми приходилось неизбежно расставаться в результате работы над стихотворением:
"И дети бледные Сомненья и Тревоги
Идут к Нему приять пурпуровые тоги".
Что касается поэтических вольностей и связанных с этим разного рода нарушениями в языке, то они оправданны, когда автор делает это сознательно, для наиболее точного выражения мысли и чувства, то есть такой приём следует рассматривать как особое авторское средство художественной выразительности. Но это под силу только состоявшемуся мастеру слова. Хрестоматийный пример, который любят приводить в качестве "поэтической вольности":
"Любить иных - тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин..." (Б. Пастернак).
Ну не писать же поэту, что его избранница глупа! Но как обыграл, как красиво всё стихотворение, и это "без извилин" воспринимается как само совершенство, простота и прелесть природы. Одно слово - Мастер!
Или "Идут белые снеги" Евтушенко. Красотища!
Большинству из нашей пишущей сайтовской братии ещё расти и расти, и не только в плане "поэтических вольностей" - это уже высший пилотаж!.. а и для чего попроще... А у многих так и вообще один бурьян прёт. Но это уже другая история...
Благодарю за грамотный, тактичный и обстоятельный ответ.
С искренним уважением

Анна Ханина   19.08.2021 18:38   Заявить о нарушении
Анна, я прекрасно вас понимаю, но и меня поймите.

Некоторый раз годами строчки переделываешь, а бывает, что несколько минут на неплохие стихи хватило
и никаких в дальнейшем проблем.

Кстати, на счёт извилин замечательнейшего метафориста, уважаемого мной поэта, я с вами не согласен.
По-моему, никто ему во-время не подсказал, что не надо даже в стихах хороших лишать женщину кое-каких и ей присущих человеческих особенностей.

в саду не слышен..."..

Я и так думал, но дуне слышен...

Мы хотим подчинить стихию языка своим желаниям, но эта стихия зачастую просто издевается над нами во всех смыслах.

Литвинов Сергей Семенович   19.08.2021 19:01   Заявить о нарушении
На эту простую песенку со всякими переделками в строчках, с рифмами теми же оставляемыми, ровно тридцать три года ушло.

ПЕСЕНКА О ПРОШЕДШИХ ВЁСНАХ

На юг птичьи стаи и сердцу так мало тепла.
И слышимый чуть - поздний рокот уносится грома на юг.
Когда-то сирень здесь цвела и была
По всем палисадникам ломаною.

Мне строчку бы новую к шалой строке.
Былыми дышать бы вёснами.
Вдвоём в безмятежном бродить далеке
Ночами сиренево-звёздными.

Здесь небо обрушат гремящие в ночь соловьи.
Туманы плывут заревыми, речными излучинами.
В бреду поцелуйном здесь губы твои
Останутся вечно измученными.

Что ж сердцу так зябко? Ломаю строку
За строчкою в пору грустную.
Но в строчках слова – лепестком к лепестку.
Жизнь – песенкою безыскусною.

Литвинов Сергей Семенович   19.08.2021 20:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.