Кто для нас наш ближний Рай или ад?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Православная Церковь чтит Великого Угодника Божьего Серафима Саровского. Этот удивительный Святой жил в 18 веке и очень много сделал для России. Что же он сделал прежде всего? Он прежде всего научил нас помнить, что есть настоящая любовь Божия, которая может почивать на любом из православных христиан. И всё это зависит только от нас самих.
Преподобный Серафим Саровский был когда-то обычным человеком, как и все мы. Он был обыкновенным мальчиком, который смеялся и плакал, который болел и был здоров. Господь из этого мальчика сделал поистине великого Угодника Божьего. Почему же мы с вами не достигаем часто святости и унываем, и совершенно не хотим часто даже идти к Богу, потому что мы не чувствуем в себе никаких сил. В чём же заключается такой необыкновенный секрет этого Угодника Божьего, этого убогого Серафима, как он себя сам называл, в то время, когда все его почитали как Святого Старца?
Этот Святой родился в городе Курск, и сначала он был обыкновенным мальчиком. Но вот однажды он упал с колокольни и очень сильно расшибся. После этого он очень долго болел, и не было никакой надежды на исцеление. Но вот Господь смог по удивительной милости Божьей восставить его. Однажды, когда проходил крестный ход с иконой Божьей Матери «Знамение», именно этот крестный ход из-за дождя зашёл за ограду дома, где жил отрок Прохор, который болел и страдал. По удивительному промыслу Божьему Господь через Божью Матерь исцелил этого отрока. С тех времён он стал поистине подвижником благочестия. Он понял, что всему в своей жизни он обязан именно Господу и Божьей Матери. Божья Матерь много раз в его жизни при его болезнях и скорбях будет приходить, помогать и утешать его, и говорить такие слова Святым и Апостолам, которые будут находиться с Божьей Матерью о том, что этот из рода нашего, указывая на то, что Серафим является из рода святых.
Преподобный Серафим сначала был отроком Прохором, потом постепенно возрастал во святого. Как же это происходило? Он сначала поступил в Саровский монастырь и там стал подвизаться. Во время екатерининских эпох многие монастыри были закрыты, и вся Россия претерпела большой духовный упадок. Екатерина почему-то не думала, что всё просвещение держится на монашествующих. В то время не было толковых учителей, не было библиотек у государства, всё было сосредоточено в руках церквей и монастырей. И, когда Екатерина всё это разрушила и упразднила сотни монастырей по всей России, а другие отвела за штат, то Россия очень сильно пострадала именно в просвещении, потому что потеряла библиотеки, потеряла в лице монашествующих и священников настоящих преподавателей, которые тянули за собой всю Россию. И это потом всё скажет в будущем, когда придут революции, когда придёт безбожие. Так несколько поколений осталось без духовного руководства. Всё в нашей жизни настолько взаимосвязано, что любой даже малейший поступок приводит к очень серьезным последствиям, тем более такое страшное дело, как уничтожение и упразднение многих монастырей.
И вот Серафим Саровский приходит в один из немногих в то время монастырей в Сарове и там начинает подвизаться. Его постригают в монашество, в схимника Серафим. Серафим значит огненный, пламенный. Мы знаем, что у Бога тоже есть Серафимы, которые пламенеют любовью ко Господу. И не зря также назвали Преподобного Серафима, который был Прохором.
Однажды, когда его рукоположили в дьяконы, он служил Божественную Литургию. Он вышел для возгласа и увидел, как от западной стены по небу, по воздуху идёт Сам Спаситель со Святыми Ангелами. Он был так от этого удивлён и воодушевлён, что он не смог сдвинуться с места. Пономарям и другим помощникам пришлось под руки завести его в Алтарь, где он ещё два часа прибывал в таком неподвижном состоянии, когда лицо его светилось, и он не мог сдвинуться с места. Вот так Господь посетил его прямо на Литургии.
Многие люди, заметив это, что Господь посещает этого удивительного Угодника, стали особенно его почитать. Через некоторое время он стал священником, и потом на некоторое время он удалился в пустыню, т.е. это было пустынное место в лесу, недалеко от монастыря, где он подвизался. Там он молился, и через некоторое время случилось с ним страшное искушение, когда ворвались к нему беглые христиане, которые хотели поживиться в келье монаха, думая, что у него что-то есть. Но они нашли только несколько картошин, икону, и избили его до полусмерти. Увидев, что у него ничего нет, они убежали, обличаемые совестью. Преподобный Серафим смог с большим трудом добраться до своей кельи, и потом на утро он еле-еле смог доползти до монастыря, где пять месяцев он находился в тяжёлом болезненном состоянии. И только, благодаря Царице Небесной, которая явилась ему и сказала, что он из рода нашего и исцелила Преподобного, он стал потихонечку восстанавливаться. Но до самой смерти он был сгорбленным старцем и ходил только с тросточкой. Он заболел ещё водянкой и был настолько весь отёкшим, что никто не думал, что он выживет. За ним ухаживали, и Божья Матерь также явилась и исцелила его. Она своим жезлом коснулась его тела, и из его кожи стала истекать вода, которая наполняла его тело. Он исцелился от этой тяжелейшей болезни водянки.
Он подвизался в монастыре по послушанию. Когда к нему пришёл игумен и сказал, что ты должен выбрать: или ты должен ходить на каждые службы, или ты должен оставаться в своей пустынке и не ходить туда-сюда. Серафим Саровский выбрал именно то, чтобы жить в монастыре. Он был долго в уединении и вышел из своего затвора, и через некоторое время он стал принимать людей. Это было по промыслу Царицы Небесной, которая повелела ему выйти из затвора, чтобы служить людям.
Он очень много сделал для каждого человека. Некоторые философы говорили такие слова: «Другой человек – это ад». Вот так некоторые люди думали и почитали самих себя, своё собственное эго, своё собственное «я».
А что же говорил, например, преподобный Антоний? Преподобный Антоний Великий говорил: «Другой человек – это Рай». Преподобный Серафим Саровский также, когда встречал другого человека, говорил такие слова: «Радость моя, Христос Воскресе». И с такими словами он встречал каждого человека, обнимал и, если было нужно, благословлял его, утешал его. И никто от Серафима Саровского не уходил неисцеленным.
Преподобный Серафим Саровский является поистине настоящим Старцем, который смог в годы неверия возродить Россию. В то время, когда он жил уже в монастыре, после своего затвора, началась страшная эпидемия по всей России. Пушкин находился рядом, недалеко от Дивеево. И он, как дворянин, обязан был объезжать все деревни и рассказывать, что нужно соблюдать гигиену, чистоту. Пушкин находился буквально в несколько километрах от Саровской Пустыни. Нет таких сведений, чтобы Пушкин А.С. приходил к Преподобному Серафиму за несколько лет до его смерти. Но мы знаем о том, что Пушкин, возвращается в своё имение уже другим человеком. Мы знаем, что Пушкин в это время написал прекрасное стихотворение о болдинской осени. В это время Пушкин как раз готовиться к браку со своей возлюбленной, и он полностью преображается за эти месяцы осеннего пребывания рядом с Нижегородским монастырём. Мы знаем, что А.С.Пушкин когда-то был неверующим человеком, но именно благодаря тому, что он жил в России, он видел эти прекрасные храмы, он слышал о том, что есть такие старцы, как Серафим Саровский и другие Святые. Пушкин стал поистине настоящим православным писателем, и основателем нашего современного русского языка, которым мы сейчас пользуемся.
Преподобный Серафим Саровский стал поистине основателем той православной Руси, которая после него сохранила то благочестие, и люди смогли претерпеть те испытания, которые свалились на всю Россию. Мы знаем о том, что неверие было огромное среди дворянского рода, и многие совершенно не доверяли ни царю, ни его приближению. Только русский народ почитал царя и любил царственное семейство. Именно благодаря Николаю II и Александре Федоровне был канонизирован Серафим Саровский. В то время фактически не канонизировали святых, потому что Синод не хотел, чтобы люди получали святых себе в помощь. Синод во главе с гражданским человеком совершенно не хотел, чтобы люди, православные христиане могли получать духовные знания, потому что им, как представителям государства, легче было управлять различными неграмотными крестьянами, которые ничего не понимают ни в вере, а просто живут и работают. Вот поэтому царь Николай II вложил все свои усилия для того, чтобы Серафим Саровский был канонизирован. И вот, когда оставалось мало времени до празднования дня рождения Серафима Саровского, царь вызывает представителя Синода и говорит ему такие слова: «Я повелеваю, чтобы к дню рождения Серафима Саровского он был канонизирован». Но на это последовал ответ: "Это невозможно, потому что на это нужно время». Царь уже давно отдавал приказания, и они не выполнялись, и поэтому он был очень огорчён. В этот момент вступилась за Серафима Саровского, за его канонизацию Александра Фёдоровна, супруга Николая II и сказала: «Для царя и императора нет ничего невозможного». Представитель Синода ушёл посрамлённый, и через некоторое время все документы были готовы. К дню рождения Серафима Саровского он был прославлен.
В 1903 году был огромный Крестный Ход, было такое воодушевление православных христиан, что люди просто ликовали и радовались. Во время Крестного Хода, при открытии мощей, при канонизации было очень много исцелений. Царь Николай II получил письмо от самого Серафима Саровского. Об этом говорит предание, и что было в этом письме точно никто не знает. Но по удивительному промыслу Божьему Серафим Саровский знал, что будет последний Царь, он пророчествовал об этом, о бедах в России. Это письмо лежало под спудом, но именно после прославления царю было доставлено это письмо, и царь прочитал это письмо вместе с Александрой Фёдоровной. Они узнали о всех тех бедствиях, которые будут сотворены в России, и что будет с Царской Семьёй. Они, узнав об этом, не испугались и не убежали из России. Ведь, когда начинались уже страшные гонения, то Александре Фёдоровне и Николаю II было предложено убежать за границу, потому что Александра Фёдоровна и Елизавета II – они были иностранными подданными. Они могла в любое время скрыться, убежать, и они бы не пострадали. Но они выбрали страдания за всю Россию. Мы знаем, что они пришли из далёких земель, и они не были русскими по национальности. Но Александра Фёдоровна и Елизавета II настолько стали русскими через православие, что всем нам очень далеко до них. Они стали русскими людьми по своей православной вере, они отдали свою жизнь, хотя все над ними насмехались, все их укоряли и совершенно не почитали их последнее время за царственных особ, а убили их, расстреляли и забросали гранатами в шахте.
Дорогие братья и сестры, чему же мы можем научиться из жития Серафима Саровского? Почему он имел такую любовь, а мы не имеем?
Серафим Саровский стяжал святость постепенно. Он старался делать это шаг за шагом, а не сразу же бросался на амбразуру. Он сначала был послушником, потом монахом, потом он ушёл в затвор для того, чтобы стяжать дух, а потом и стал старцем. Нам тоже нужно постараться никогда не унывать в том, что у нас что-то не получается, что у нас нет каких-то дарований. Любые дарования даются в очищенное сердце, поэтому пусть каждый из нас постарается прежде всего очистить свою душу. Господь всегда даёт дары в очищенное сердце. Если мы не имеем даров, значит мы имеем некие старые прегрешения, которые нужно постараться изгладить из своей души, тогда Господь не замедлит дать нам необходимые дары.
Серафим Саровский написал на наших сердцах самый большой труд – это о целях христианской жизни. Это было записано Мотовиловым, и все мы можем прочитать это удивительное послание каждому из нас. В то время Мотовилов обходил многих людей: священников, учителей, преподавателей закона Божьего, но он не мог найти ответ о цели христианской жизни. И вот Серафим Саровский в то время уже смог сказать чётко и открыто: в чем же есть цель христианской жизни. Он сказал очень просто и ёмко: «Цель христианской жизни заключается в том, чтобы стяжать Духа Святого Божьего». Дух Святой – он всё сделает для нас. Мы не можем с вами стяжать ни любовь, ни радость, ни терпение, ни веру – всё это даётся только в чистое сердце. Поэтому наша задача только готовить место.
Вспомните Иоанна Крестителя, который пришёл и говорил так, что придёт царь, перед которым нужно расчистить дорогу. Всякая низина да возвысится, всякий холм да понизится. И так он сказал, чтобы мы приготовили путь. Мы все являемся учениками Христа. Все мы должны постараться приготовить путь в сердце наше, чтобы Царь туда вошёл и там почивал, чтобы Дух Святой был в нашем сердце и изменял всех нас. Без Святого Духа все наши дела тщетны. Если мы думаем, что мы будем спасаться делами, всё это напрасно. Господь сказал, что первый пойдёт разбойник. Он пообещал разбойнику, и разбойник вошёл, не сделая ни одного доброго дела. Мы спасаемся с вами верой. Вы спросите: «Зачем же нужны дела?» Дела нужны, чтобы подтвердить, что мы христиане. Если мы не будем делать добрых дел, то мы с вами будем делать плохие дела. Мы будем плохие мысли в себя впускать, будем делать плохие прегрешения, и все мы с вами очутимся на стороне дьявола.
Пусть каждый из нас помнит о том, что прежде всего мы должны стяжать чистое сердце, и Господь посадит там свой виноградник, и мы сможем выдавить и сделать настоящее вино, из которого будет приготовлено причастие, вырастить там пшеницу, и из этой пшеницы мы сможем помолоть настоящую муку и испечь настоящие просфоры. Мы причастимся в нашем сердце, на нашем жертвеннике, на нашем Престоле, чтобы Христос никогда не уходил из нашего сердца. Всё это возможно по примеру Преподобного Серафима Саровского, который стяжал Дух мирен, и Дух мирен сделал его Святым, и он уже спас уже тысячи и тысячи людей, которые приходили к нему, которых он одарял благодатью Христовой и говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!»
Дорогие братья и сестры, пусть каждому из нас будет мир и радость о Духе Святом. Радость моя, Христос Воскресе!

15.01.2020 г.


Рецензии