Отзыв на книгу То ли сказка, то ли быль

Ольга Костенко (Меньших)

Эпоха новая грядёт...
/Отзыв на новую книгу Бориса Владимировича Перегудова
"То ли сказка, то ли быль".../

"... Снова ставятся ракеты
И всё слышнее гул винтов,
Несущих смерть в дома народов,
Что жить не будут под ярмом.
И, дорожа своей свободой
За каждый метр и каждый дом,
Ведёт борьбу и днём, и ночью
С той, вновь вернувшейся чумой.
Ведь мы же - братья и помочь им -
Наш долг законный и святой".

Перегудов Б.В.

У меня в руках - новенькая, подаренная мне автором книга "То ли сказка, то ли быль"... Незамысловатое название, будто напоминание из моего детства, но книга, на удивление продуманная, серьёзная, что называется: "от имени народа", а значит, - народная!
И уже в первом стихотворении даётся, буквально, в двух строчках, оценка происходящему в стране:
"Зашла в тупик - дорога,
В стране - сплошной обман, - а далее, -
Для русского народа -
Критический момент.
Осталося полгода
И новый президент,
Пройдя людское сито,
Займёт кремлёвский трон.
И лишь от нас зависит:
А, кто же будет Он?!".
Когда страна находится на стыке эпох и великих преобразований, задействованная в мировых битвах за жизнь людей развивающихся стран, стонущих под бомбовыми ударами ИГИЛ, какие спонсирует США, что остаётся русскому поэту? Может ли он стоять в стороне от войны, в которой проливается человеческая кровь братских народов с других континентов. Ведь там живут не только наши братья и друзья, но и наши соотечественники, такие же, как и мы - россияне, помогающие Сирии и сирийскому народу обретать свободу и независимость от террористов, атакующих мирные дома.
Оружие поэта - слово! И оно пробирает ознобом до дна души. Так и должно быть, когда «поэт в России - больше, чем поэт». Он страдает и живёт болью тех, кто гибнет там (на других континентах: в Ливане, Ливии, Йемене, Ираке, Израиле, Сирии...). Он воюет за мир на земле своим, давно опробованным методом, не выпуская из рук чистого листа бумаги, ручки и карандаша. Он оттачивает слово и находит духовные "скрепы", какие делают бессмысленной любую кровопролитную бойню, ведь любая война заканчивается неизбежно – МИРОМ.
Гражданский подвиг Бориса Перегудова заключается в безвозмездной любви к своему Отечеству (в наше непростое время, он пожертвовал целым состоянием, равным по цене городской комфортабельной квартире, чтобы издать «поэтический труд всей своей жизни»). Он одержимо верен и своему народу, поскольку не продал ни одной своей дорогой книги в добротно-твёрдом переплёте. Его жизненный принцип: «Творчество русских поэтов должно принадлежать народу, а не рынку, где всё продаётся и покупается. Разве можно перекладывать на деньги ЛЮБОВЬ ПОЭТА К СВОЕЙ ВЕЛИКОЙ РОДИНЕ, К СВОЕМУ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМУ и МНОГОСТРАДАЛЬНОМУ НАРОДУ?».
Совсем неслучайно когда-то молодая советская писательница Светлана Алексиевич чётко подметила тот факт, что "мы можем выиграть только войну против войны". И её слова во многом оправданы и находят своё подтверждение в идеологических баталиях на общемировых программах телевидения, а, порою, и в обычных беседах за чашкой чая, когда в людские души проникает мораль общечеловеческих морально-нравственных и духовных ценностей, которым на самом деле нет цены. А в государстве, пережившем «бумажный развал», не оказалось ДЕЛА ДО ПОЭТОВ. Русскую литературную классику стремятся переделать в «непонятно какую и кому принадлежащую классовость». Издатели, мало того, что берут у поэтов дорогостоящие произведения, какие имеют, порой, запредельную историческую ценность (но на деле, никем и ничто из литературных трудов не оценивается, ПОЭТЫ НЕ ПОЛУЧАЮТ ЗА СВОЙ ТРУД – ГОНОРАРОВ, как это было раньше, в Великом Государстве, каким был СССР со своей централизованной системой управления и платой: каждому – по труду. Сегодня поэт вкладывает деньги в своё собственное творчество и за себя, и за издателя, и на «выходе» тиража, издатель набирается наглость забирать у поэта часть тиража, не вкладывая в книгоиздание ни копейки своих денег.
Для Бориса Владимировича Перегудова (давно переросшего по зрелости поэтического таланта не только Сергея Есенина, но и Михаила Лермонтова), трепетные чувства к родным берёзам и ивам, отчему дому и скамейке у ворот велики настолько, что великой родной земли нельзя ни продать, ни купить, не предать... Всеобъемлющая и всеохватная любовь, как "защитное облако" над вселенской Землёй и "щитом" - над домом. Взрывающая душу память, остаётся с поэтом на всю его жизнь в душе, в сердце и в мыслях... Она передаётся нам человеческой болью и страданиями автора, глубокими мыслями и думами о доме в масштабах своей страны.
Волей, неволей, но поэту приходится подмечать то, что мешает людям чувствовать себя людьми:
"Хороший фильм - большая редкость",
"На всех моих семи каналах:
Убийства, секс и мордобой.
И тут же в "Береге" читаешь:
Грабёж, растленье и угон".

Автор, глядя на всё это, вопрошает: "Куда же смотрит наш закон"?
Вопиющее зло и недостатки не могут оставить поэта равнодушным к произволу власть держащих, потому, как править-то они не могут, а только воруют, да жируют всласть, возводя в "опалу" и культуру, и производство, и науку, и литературу... На этот счёт, у нашего воронежского поэта Николая Белянского в 2009 году вышла книга под названием «Суди царя по бытию поэта», где боль и страдания поэтов созвучны главной идее общего цинично-несерьёзного отношения властей и издательских организаций к процессу поэтического творчества и недооценённости таланта поэтов, как таковых.

Время и эпохальные катаклизмы, в какие сегодня втянуты все граждане России, поэтов (как и других деятелей искусства и литературы) не обходят стороной, они всегда в самой «гуще событий» и бед своей страны. Но главным всегда является осознание своего гражданского долга по отношению к своим предкам и по отношению к будущему новых поколений своей великой страны.

Миссия поэтов на Земле, порою, им не по силам и у большинства обывателей, отношение к творчеству не только несерьёзное, но и уничижительное в каком-то роде. Такое отношение надо, в «корне» менять не только на «верхах», но и на «низах», «снизу – доверху» должно изучаться и почитаться творчество наших отечественных поэтов, творчество которых, безусловно, достойно жизнеописания, изучения и самого серьёзного научного исследования. Для учёных в России и на всей территории СССР – «непочатое поле» неизученных материалов для новых разработок.
В школьные программы необходимо вводить новые имена наших соотечественников - поэтов и прозаиков, изучать их литературное творчество, а писателям пришло время - идти в народ, меценатам «брать под крыло» - издательства, составлять новые проекты на будущее.


Рецензии