Веданта-сутры. Глава I. Раздел 4. 107-134
Глава I. Об исследовании Брахмана
Раздел 4
I.4.1 (107) Если сказано будет, что в неких редакциях в Ведах
И о том говорится, что вывести можно в беседах
Рассужденьем ума, – о прадха;не, мы скажем, что это
Совершенно не так, так как Катха-Трактат нам поведал
То, что слово «авьякта», что в тексте его мы встречаем,
В отношении тела звучит, и оно означает
Само тело, не прадхану санкхьев [по всяким приметам],
В тексте Шрути мы также найдём объяснение это.
I.4.2 (108) Но [одно из трёх тел, то есть] тонкое тело «упадхи»
Может быть обозначено образом этим. I.4.3 (109) В порядке
Допущенья признаем: зародыш духовного Мира –
[Состоянье другое, чем прадхана. В том здесь причина,
Что упадхи] есть слепок от Господа; то допущенье
Есть разумная мысль: [духа «буддхи» так было творенье].
I.4.4 (110) И поскольку не сказано в тексте: авьякте, мол, до;лжно
[Кем-то] познанной быть, – быть ей прадханой санкхьев не можно.
I.4.5 (111) Если вы утверждаете, что текст [из Вед] – о прадхане
Как объекте познанья, [то мы не согласны в том с вами],
И ту мысль отвергаем: здесь речь о разумной Всевышней
[Некой] Сущности, – помнить контекстную тему не лишне.
I.4.6 (112) И вопрос, и его объясненье – не прадханы тема,
Только трёх, не прадханных вещей, здесь подняты проблемы.
I.4.7 (113) И авьякта как термин рассмотрена в том же контексте,
Что и термин «махат», [то есть дух, – смысл такой его в тексте].
I.4.8 (114) Невозможно сказать: «аджа», мол, означает «прадхана», –
Так как ей атрибуты особые не были даны –
Так, как в случае с чашей, [в которой имеются свойства,
И какой описать мы могли бы хоть как-то устройство].
Шветашватара-Упанишада собой утверждает,
То, что «аджа» не «прадхана»: [тварной она не бывает],
А нетварному первоматерией быть не возможно:
Оно свойств не имеет особых, и думать так ложно.
I.4.9 (115) А вот [все] элементы небес, начиная со света,
Могут предполагаться под «аджей» [по разным приметам],
Потому как читают так в текстах порой [этот термин,
Полагая, что он для прочтенья понятий тех верен].
I.4.10 (116) И поскольку метафора принята нами [как способ,
Коим можно решать выражения мыслей вопросы],
Рассуждения о понимании «аджи» причиной
Для вещественной [сути] вещей не противоречивы,
Как, к примеру, для случая с мёдом, какой означает
В мадху-видье светило: [он в образе солнца бывает]
В медитациях; так и другие, [без счёта], понятья
[Роль чужую играют для образности восприятья].
I.4.11 (117) Даже из утвержденья того, что имеются в Шрути
Двадцать пять категорий [пути на духовном маршруте],
Заключить мы не можем, что в Шрути о прадхане речи,
[Основанье такое нам следу(ю)щий факт обеспечит]:
Двадцать пять категорий из Санкхьи – не те, о чём тексты
Говорят нам Священных Писаний, [равнять неуместно
Их друг с другом]. I.4.12 (118) Пентадные комплексы – это иное,
Это животворящая сила, [что по;лнит собою
Чувства, тело и психику в жизненном передвиженье,
А не базисы-таттвы, что в Санкхье нашли выраженье].
Те пятёрки [из Шрути, что были помянуты нами],
Не тождественны [комплексам Санкхьи], про то мы читаем
Также в текстах, что Шрути собой дополняют. I.4.13 (119) Есть тексты –
[И такие] редакции Канвы [нам также известны] –
В коих не упомянута пища, а термин «пять» дальше
Был получен из «света», что упоминался чуть раньше.
I.4.14 (120) Хотя в текстах Веданты мы видим и противоречья
В отношении тварных вещей, [о которых в них речи],
Например, об акаше (пространстве) и прочих предметах,
В отношенье Брахма;на как Первопричины их нету:
Тексты Шрути о Нём одинаково речь свою держат
И суждений противоречивых в себе не содержат.
Говорят они: Брахман есть Первопричина Вселенной,
Та как Он есть причина акаши – первейше явле;нной.
I.4.15 (121) И поскольку о Брахмане сказано в текстах такое,
Означать «небытье-абсолют» Он не может собою,
[Хотя] в Шрути указано для небытья [его место]:
Оно также есть Брахман, как следует то из контекста.
I.4.16 (122) Тот, кто действует так, как здесь сказано, в сути есть Брахман,
Так как термином «действие» – Мир, он же «джагат», – Он назван.
I.4.17 (123) Если сказано будет, что вследствие признаков дживы,
То есть частной души, и энергии праны [архивы]
Текстов [Шрути] Брахма;на «материей» не назовут нам,
То мы скажем, что всё объяснили – [и больше не будем].
I.4.18 (124) И Джайми;ни считал: указанье на частную дживу
Цель имеет другую [и также другую причину] –
Как ответ на сторонний вопрос; ваджаса;нейны также
В толкованиях текстов своих смысл не этот укажут.
I.4.19 (125) Дживатму;, то есть высшее Я, то есть Брахмана, нужно
Видеть, слышать и [«чувствовать сердцем так, словно наружно»],
На основе совместного знания текстов [Священных] –
Изречений [из Шрути – предвечных, правдивых, нетленных].
I.4.20 (126) Факт, что джи;ватма (дух человека) в Священных Писаньях
Освещён как сознанья объект – это признак признанья,
Что он [может] служить доказательством [верных] суждений;
Так считал Ашмара;тхъя, [и нет к тому ограничений].
I.4.21 (127) Утвержденье исходное частную душу считает
Со-тождественной Брахману – с Брахманом отождествляет
Её как с Вышней Сущностью, так как оставивши тело,
Она с Ним со-едина, считал Ауду;ломи. I.4.22 (128) [Дело]
Утверждения формулировки начальных суждений
Было сделано и мудрецом Кашакри;тсной: [сей гений
Утверждал, что] Всевышняя Сущностность пред-существует
[Также] в частной души состоянье, [Она в нём бытует].
I.4.23 (129) Брахман также и материальная, в сути, причина,
То есть пракрити, вместе с действительной, [эта личина
Проявляется Брахмана] вследствие типа сужденья,
Не противоречиво живущего с тем утвержденьем
И с примерами теми, что в Шрути уже мы узрели.
I.4.24 (130) [По причине суждений о Сущности Высшей на деле
Можем мы утверждать также, что] раз та Сущность способна
Абхидхайю (мышленье) и волю иметь, [она годна
Этой волей и мыслью творить], то есть Сущностность эта
Может быть матерьяльной причиной [по этим приметам].
I.4.25 (131) И поскольку и Шрути вещают, что для появленья,
Как и для растворенья Вселенной, [суть Брахмана верно
Обозначена ими], то Брахман в самой Своей сути,
Матерьяльной причиной явленья Вселенной пребудет.
I.4.26 (132) Брахман есть матерьяльный мотив появления Мира,
Так как Он Сам Себя и создал измененьем. I.4.27 (133) Причина
Появления Мира Брахма;ном зовётся по Шрути,
[Только эта причина в них истинной признана в сути].
I.4.28 (134) Аргументы [Писаний], какими они отвергают
Возраженья приверженцев Санкхьи, собой отменяют
Также и возраженья приверженцев разных учений,
Что расходятся с Шрути в доктринах [своих разъяснений
О причинах и методах] происхожденья Вселенной –
Всё, что противоречит Веданте [и в сущности бренно].
Перевод – Ишвар Вернигор
Рифмовка – Лариса Баграмова
Свидетельство о публикации №121071807092