Концерт для фортескрипки
«Аве Мария» Иоганна Себастьяна Баха была написана для органа, но затем её стали петь!
Благодаря Шарлю Гуно.
Ферруччо Бузони, итальянский композитор, дирижёр и пианист «обрабатывал» органные произведения для фортепиано.
«Соната – вокализ» Сергея Рахманинова исполняется и сопрано и тенором и даже просто на фортепиано.
Песня Франца Шуберта «Auf dem Wasser zu singen» «Петь над водой» фактически повторяет третью часть сонаты Бетховена №17. И, несмотря на явное музыкальное сходство, звучит иначе, чем на фортепиано. Понятно. Тембр человеческого голоса иной, чем резонирующая дека рояля.
Развивая эти славные, ставшие уже традицией, начинания, предлагаю преобразовывать концерт для фортепиано в концерт для скрипки и оркестра. Для органа с оркестром. Для флейты с оркестром, для виолончели.
Возьмём, например, первый концерт для фортепиано П.И.Чайковского и партию фортепиано отдадим скрипке, виолончели, органу, трубе.
Вопрос, как на скрипке исполнить вступительные мощные аккорды фортепиано? Ведь даже лучший виртуоз не может заставить ОДНОВРЕМЕННО звучать все четыре струны. Решение достаточно простое -- НЕСКОЛЬКО СКРИПАЧЕЙ СОЛИСТОВ будут имитировать эти многозвучия! Несколько виолончелистов. Несколько трубачей. Для органа же это трудности, возможно, не представит, хотя стаккато на органе озвучить несколько трудновато.
(Об этом писал и Норберт Винер в своей книге «Я-математик», указывая на то, что жигу на органе исполнить нельзя. Низкочастотные и «инертные» трубы органа просто не справятся с таким быстрым переключением звуков. Правда, это упоминалось в совершенно другом контексте – распространении Соотношения Неопределённостей Вернера Гейзенберга на другие явления, кроме поведения микрочастиц в квантовой механике. Суть в том, что в основе принципа Гейзенберга лежит гораздо более общий закон: Закон Всемирного Отклонения, попросту Правило Качелей: Поднимаем один конец доски – опускается другой. Выигрываем в одном, проигрываем в другом).
И наоборот, взять скрипичный концерт и сыграть его солисту-пианисту в сопровождении оркестра!
Трудно заранее предвидеть, что получится. Возможно, очень удачное переложение, обогащённое совершенно новым тембровым звучанием. Возможно, несравненно слабее. Но попробовать, думаю, стоит.
До Бетховена никто не писал симфонии для вокального исполнения. А у него в последней части девятой – хор и солисты-вокалисты!!!
«Аве Мария» Баха в вокальном исполнении звучит нисколько не хуже, а, может быть, даже лучше, чем в оригинале, на органе. В конечном счёте – это же мольба к Всевышненму, которая и поднимается по многозаходной спирали ввысь и также плавно спускается на грешную землю...
“Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни» Фрица Крейслера написана для ОДНОЙ СКРИПКИ.
Однако, когда её исполняет скрипичный ансамбль, она звучит намного интересней и музыкально богаче! Одна скрипка, даже в руках виртуозов, звучит как-то бедно, «одиноко». В исполнении скрипичного ансамбля она приобретает дополнительную классическую стройность и полнозвучие. (Это, разумеется, моя субъективная точка зрения, точнее, моё индивидуальное, полного аналфабета в музыке, восприятие.)
«Соловей» Александра Алябьева звучит абсолютно идеально в исполнении Аллы Соленковой.
ШЕДЕВР!!!
А КАК то же будет звучать с оркестром и одной скрипкой? Флейтой? На органе?
Если всё-таки, попробовать?
Что будет?
18 VII 2021
P.S. http://www.youtube.com/watch?v=-M7M4UoqBpA
1st piano concerto of Tchaikovski Van Cliburn Чайковский, Ван Клиберн
Свидетельство о публикации №121071805483