А ещё они летают 689
Вышел оттуда совершенно седым, никому ничего не рассказал и только повторял, что больше туда не пойдет. А вскоре и вовсе уехал из этих мест. Бывает, пройти овраг по одной стороне можно за три часа, а по другой - за двенадцать минут. Есть у этой зоны и еще одна особенность. Фомы неверующие ею жестоко караются. На пути к Белому камню стоят стражи - камни с контурами человеческих лиц.
И все проходящие мимо кладут к их подножию монетки, как бы оказывая уважение, мажут им рты губной помадой, подкрашивают щеки. Однажды все тот же Владимир Ковалец вел группу студенток и посоветовал им подрумянить лица стражей. «Косметика у нас дорогая, французская», - отказались девчонки. Вечером того же дня, когда туристы стали лагерем на пляже, пришел шторм, смыл их вместе с палатками, затем великодушно выбросил на берег: Но дорогую косметику после этого в своих вещах девушки так и не нашли.
Наказывают эти места людей и за нецензурную брань. Как-то на вершине Светелки у одной дамы зазвонил телефон. В ответ на вопрос: «Где ты?» - она развязно заорала в трубку: «Да х: его знает, где! На каком-то семитысячнике!» Связь моментально прервалась, причем только у нее, да вдобавок еще и часы остановились. Когда матершинница спустилась к Волге, телефон заработал, но часы так и не пошли.
Несколько лет назад с Шаманской поляны пропали 12 ритуальных камней со знаками рун, а с Хребта дракона - каменные плиты со следами царапин от огромных когтей. Камни, скорее всего, были вывезены на дачи для фундаментов или альпийских горок. Какую роль играли украденные артефакты в воображении похитителей, неизвестно. Как и то, что они натворят, или уже натворили, когда их увезли из своих исконных мест.
В конце августа прошлого года экспериментальная творческая группа «Солярис», объединяющая талантливых ульяновских школьников, совершила на Светелку научно-исследовательскую экспедицию. В самом начале пути ребята ввели в почву специальные железные щупы на расстоянии до 20 метров друг от друга и измерили напряжение между ними.
Выяснилось, что оно достигает нескольких сотен милливольт и в разных местах отличается. От чего это зависит? Юные исследователи выдвигают для объяснения разные гипотезы. Основная из них - электрическое напряжение в почве вызвано пьезоэффектом кварцсодержащих пород земной коры, находящихся в состоянии сильнейшего механического напряжения.
По словам «соляристов», их удивило, что растительность под ЛЭП достаточно бурная. Видимо, растения приспособились к электрическому полю или даже извлекают из этого пользу. Школьники убедились также, что территория Светелки неоднородна, на ней встречаются особые места, из которых поднимаются незримые «энергетические столбы».
В самом живописном месте горы - легендарная беседка. В ее углы и нужно особым образом кидать камни, собранные у основания, и тогда сбудутся все загаданные желания. Во время ночевки в лесу ульяновцы познакомились с обитателями палаточного лагеря, духовными искателями всех мастей и наблюдали за их медитациями у костра. По итогам экспедиции школьники написали научную работу и выступают с ней на различных конференциях, вызывая неизменный интерес самых высоколобых слушателей. Ну уж если школьники такие экспедиции затевают, подумалось мне, то будет прямо непростительно упустить подобную возможность.
Увы, подняться на Светелку помешали непредвиденные обстоятельства. Сестра, согласившаяся взять на себя роль проводника, неосторожно задела дверкой сарая составленные рядом тяжеленные древесно-стружечные плиты, и те намертво зажали ее левую руку. Вызволить-то я ее из этого капкана вызволил, но сорвал себе спину.
А когда через неделю поправился, времени на экспедицию уже не оставалось - отпуск кончался. Не отбивать же было в родную контору телеграмму: «Задерживаюсь связи восхождением на Светелку. А может, она на этот раз нас просто не приняла? Что ж, попробуем совершить восхождение в следующем году. (Вячеслав Куликов, Уральск – Жигули).
Хозяйка гор и ведьмы
Традиционно считается, что классик русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин брал образы для своего творчества из фольклора центральной и северной России. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. В некоторых малоизвестных источниках упоминается встреча Александра Сергеевича с некими старицами, служительницами древней веры родом с Волги-реки.
Передали они Пушкину рассказы о чудесах и загадках Самарской Луки. Старицы рассказывали о различных необычных явлениях Самаролучья, хорошо известных местным жителям в те далекие времена. И вот именно эти рассказы легли в основу поэтических творений отца русской поэзии. НЛО в форме «классической ступы» периодически попадаются на глаза при пролете над Жигулями и над волжскими водами.
Много загадок в Жигулях, всех не перечесть. И начинаются эти загадки уже с названий. Впервые наши горы упоминаются в «Книге Большому чертежу» 1627 года под названием Девьих: «А по нагорной стороне по Волге от устья реки Свияги и до устья реки Самары и до Царицына берегом горы… Юрьевы и Девичьи и Змеовые и Корованные горы белого камени...» - пожалуй, это первый документ, в котором наши горы названы Девичьими. Возможно, так называли их из-за воительниц скифо-сарматских и савроматских племен, оставивших множество легенд о себе в наших местах.
Задуматься о том, что в основе исторических и современных преданий лежат реальные факты и явления, очевидные для предыдущих поколений местных жителей, позволяет даже самое поверхностное знакомство с мифами Самарского края.
Вот, скажем, въезжая на территорию Жигулей, мы видим одну из самых известных жигулевских вершин - Молодецкий курган, а рядом с ним - Девью гору. Народные предания часто относят эти имена к эпохе Степана Разина. Часто, но не всегда. Интересно то, что в легендах Самарской Луки настойчиво и ярко вырисовывается образ хранительницы подземных кладовых - Хозяйки гор. Она, подобно Хозяйке Медной горы в уральских сказах, владеет всеми сокровищами жигулевских недр, скрытыми в пещерах под Жигулями.
Культ Хозяйки, возможно, является отголоском культа Матери-земли (земле всегда приписывалось женское начало), одним из следов матриархата, который в течение некоторого времени являлся формой организации у населявших Луку племен. Так или иначе, до второй половины XVIII века Жигулевские горы именовались Девьими. И легенды, которым не меньше, чем полтысячи лет, рассказывают о группе сестер-богатырок, к которым меряться силой приходили «и добрые молодцы, и калики перехожие».
До сих пор не забыты в народе предания о тех днях. Рассказывают люди, что бережет Хозяйка по-прежнему здешние места. А то, что утрачено - оплакивает горько. Слезы Хозяйкины пробиваются родниками. Редко плачет она, потому и так мало родников на Самарской Луке. Но нет более целебной воды, чем родниковая. Говорят, что кто пьет родниковую воду, принимает в себя частицу души Жигулей.
А если особо горько бывает Хозяйке, обильные слезы ее падают с Жигулевских склонов. Иногда среди сухих камней да среди густого леса появляется, словно ниоткуда, кристально чистый поток. Это Хозяйка плачет. А кому довелось ее печаль увидеть, так и называют это чудо - Водопад слёз. Перестанет грустить Хозяйка - и водопад исчезает, как и не было его. Таких случаев немного, но рассказы о них (по крайней мере, те, которые поступали непосредственно к нам), заслуживают удивления перед необычностью этого редчайшего феномена.
Свидетельство о публикации №121071802327