Таланту И. А. Бунина. Братья. Возвышенный

    Дорога из Коломбо вдоль океана идёт в кокосовых лесах.
Слева, в их тенистой дали, испещренной солнечным светом,
под высоким навесом перистых метёлок-верхушек разбросаны сингалезские хижины,
такие низенькие по сравнению с окружающим их тропическим лесом,
созданным, видимо, неземным поэтом.
   Справа, среди высоких, тонких и причудливо изогнутых темнокольчатых стволов
в разные стороны стелются глубокие шелковистые пески, лучшие из песков,
блещет золотое, жаркое зеркало водной глади
и стоят на ней грубые паруса первобытных пирог, утлых сигароподобных дубков. 
    Разве жителям не всё даёт лес, океан, Солнце? 
Однако, входя в лета, одни из них торгуют,
другие на рисовых и чайных плантациях работают,
третьи - на севере острова – жемчуг со дна берут,
опускаясь на дно океана и поднимаясь оттуда с кровавыми глазами – таков их труд,
четвёртые заменяют лошадей - возят европейцев по окрестностям городов и по городам,
по тёмно-красным тропинкам, осенённым громадными сводами лесной зелени,
по тому «кабуку», из которого и был создан Адам -
лошади плохо переносят цейлонский зной во время летней поры,
всякий богатый резидент, который держит лошадь, отправляет её на лето в Кэнди, в Нурилью в горы.
    Старику сингалезу, рикше, жившему в одной из лесных хижин под Коломбо,
достался  номер извозчика особенный - седьмой номер.
   «Зачем, - сказал бы Возвышенный, - зачем, монахи,
захотел этот старый человек умножить в работе свои земные горести? Чтобы быстрее помер?»
    «Затем, - ответили бы монахи, - затем, Возвышенный,
захотел этот старый человек умножить свои земные горести,
что был он движим земной любовью,
тем, что от века призывает все существа к существованию и созданию доброй вести».
Рикша же имел жену, большого сына и много маленьких детей своих,
не боясь того, что «кто имеет их, тот имеет и заботу о них». 
Раз прибежал он домой совсем не в урочное время, в самый жар полдня с мгновеньями дневными,
когда золотыми стрелами снуют в лесах те лимонные птички, что называются солнечными,
 когда так весело и резко вскрикивают зелёные попугаи в их очаровывающем лоске,
срываясь с деревьев и радугой сверкая в пестроте лесов, в их тени и лаковом блеске,
когда так сладко и тяжело пахнут в оградах старых буддийских вихар, крытых черепицей, -
сливочные цветы безлиственного жертвенного дерева, похожие на маленькие туберозы,
растущие дивной вереницей,
такими яркими самоцветами переливаются толстогорлые хамелеоны,
мелькая по гладким и по кольчатым, как хобот слона, стволам деревьев, словно их миллионы,
так много реет и замирает на Солнце огромных пышных бабочек этих дивных краёв
и агатовым зерном кишат, текут горячие бурые холмики муравьёв.
Всё в этот миг в лесах пело и славило бога жизни-смерти Мару, бога «жажды существования»,
всё друг за другом гонялось, краткой радостью радовалось, истребляя друг друга ради существования.
А старый рикша, уже ничего не жаждавший, кроме прекращения своих мучений –
непрерывных внутренних болей без мер,
лёг в душном сумраке своей мазанки, под её пересохшей лиственной крышей,
шуршащей красными змейками, и к вечеру умер.
     Жизнь его угасла вместе с Солнцем,
закатившимся за сиреневой гладью великих водных пространств и уходящим к западу на ночь -
в пурпур, пепел и золото великолепнейших в мире облаков.
И настала ночь.
Солнце, заходя, переходит в ветер, прохладу дарящий!
А во что переходит умерший? 

    Ночь быстро гасила сказочно-нежные, розовые и зелёные краски минутных сумерек,
 летучие лисицы бесшумно проносились под ветвями, ища ночлега  конечно, без подушки,
и чёрной жаркой тьмой наполнялись леса, загораясь мириадами светящихся мух
и таинственно, знойно звеня цветками, в которых живут мелкие древесные лягушки.
    В далёкой лесной кумирне, перед лампадой, чуть мерцавшей на чёрном жертвеннике,
облитом кокосовым маслом, усыпанном рисом и увядшими цветочными лепестками -
на правом боку, кротко подложив ручку под голову, покоился Возвышенный -
гигант из сандального дерева, с широким позолоченным лицом и длинными косыми глазами -
из сапфира, с улыбкой мирной грусти на тонких губах, необыкновенный!
   Не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лги и ничем не опьяняйся, - заповедал Возвышенный. 
Но люди постоянно идут на пиршества, на прогулки, на забавы, - сказал Возвышенный,
некогда посетивший этот райский приют первых людей, познавших желания.
Они вели образ жизни необыкновенный!
Вид, звуки, вкус, запахи опьяняют их, - сказал он, - желание их обвивает,
как ползучее растение, зелёное, красивое и смертоносное дерево Шала* - обвивает и даже убивает.
   В жизни могут быть обмирания от неразумных желаний
и каждое из них, ломая человека, перехватывая ему поток дыханий,
частями уносит человеческую жизнь, человеческие способности:
мысль,
память,
зрение,
слух,
боль,
горе,
радость,
ненависть,
талантов способности
и то последнее, всеобъемлющее, что называется любовью,
жаждой вместить в своё сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-то –
дивной новью.
   Мы сами возносим порой нашу Личность через её желания превыше небес,
мы хотим сосредоточить в ней весь мир, даже мир чудес, 
что бы там ни говорили о грядущем всемирном братстве и равенстве.
И вот только в океане под новыми и чуждыми нам звёздами
среди величия тропических гроз, увиденных нами ещё в детстве,
или в Индии, на Цейлоне, где в чёрные знойные ночи, в горячечном мраке, чувствуешь,
как тает, растворяется человек в этой черноте, в звуках, запахах,
от которых торжествуешь или не торжествуешь,
в этом страшном Все-Едином, где есть бесконечная вечность,  -
только там понимаем в слабой мере, что значит эти наши желания и наша Личность !

    Сполохи, уже розовые, мелькавшие по звёздам, слабели,
ветер в море дул сильнее и прохладнее,
в окна и двери кают чёрная тьма за дверями шумела тяжелее.
Моряки, допив кофе, стали браться за фуражки. Наступал ночной мир.
Беседоваться остались один капитан и пассажир. 
    Знаете ли вы буддийскую легенду? – спросил капитана пассажир.
Я расскажу.  Она на ночь, чтобы не заснуть - элексир.
   «Ворон кинулся за слоном, бежавшим с лесистой горы к океану;
всё сокрушая на пути, ломая заросли, слон обрушился с высокого берега в волны 
и ворон, томимый «желанием», пал почти до волн моря за ним
и, выждав, пока слон захлебнулся и туша его вынырнула из волн,
опустился на его ушастую тушу;
туша плыла, разлагаясь, а ворон жадно и долго клевал её;
когда же очнулся, то увидал, что отнесло его на этой туше далеко –
туда, откуда даже на крыльях чайки нет возврата,
 и закричал полным ужаса жалким голосом, тем, которого так чутко ждёт Смерть...»
    Ужасная легенда, – сказал пассажир, уходя, чтобы отдать себя каютному уюту.
 Да, жадность - это ужасно, - согласился  капитан и пошёл в свою большую каюту. 
   Пароход скрипел и лез с одной водяной горы на другую.
Он размахивался всё шире, подымаясь и опускаясь, когда волны казались будто пологи.
И в снастях широко носились, летая то в бездну моря книзу, то в бездну неба  кверху -
Канопус, Ворон, Южный Крест, по которым ещё мелькали розовые сполохи.
______
* По преданию, Будда умер под саловым деревом.  Шала, саловое дерево, сал, шорея исполинская, shorea robusta (лат), sal, shala tree (англ), sal, shaal, shala, sarjarasam, sarja, ashvakarna, chiraparna (инд) -  природный тоник и антисептик, лечит дезинтерию, кожные заболевания, опрелости и сыпи, заживляет раны, язвы и порезы, защищает от ультрафиолета, эффективное средство при ожогах, обморожениях, питает и увлажняет кожу, используется при изготовлении мыла и помады и для ухода за волосами.    Саловое дерево (ударение на второй слог) - дерево до 37 м высоты и диаметром ствола до 2 м, из семейства диптерокарповых, произрастающее в Восточной и Центральной Индии и у подножия Южных Гималаев. Родина - Южная Азия. Помимо Индии, встречается в Непале, Бирме, Бангладеше. Саловые деревья создают редкоствольные саловые леса в тропической Индии.  Shorea - род деревьев, богатых каучуком, robusta - означает "крепкий, сильный". 
Во влажных районах оно - вечнозелёное дерево, в более сухих областях сал теряет листву в сухое время года. Растет дерево достаточно медленно. Предпочитает увлажненные, хорошо дренированные песочно-глиняныепочвы. Кора дерева толстая, хорошо защищает дерево от огня, темно-коричневая,с продольными, глубокими трещинами в стволе, которые у зрелых деревьев уменьшаются, становятся поверхностными. Цветки беловато-желтые, собраны в метёлки. Дерево уже через два года после посадки начинает давать урожай. Плоды содержат прозрачно-белую сочную, очень вкусную сладкую мякоть и чётную косточку. Кожура очень плотная, но легко раскрывается пальцами. Обильный урожай собирают примерно раз в три года.  В индуизме саловое дерево считается священным и посвящено Богу Вишну. В буддизме считается, что королева Майя родила Гаутама Будду под саловым деревом в саду Лумбини в Южном Непале, держась за его ветку. По преданию, Будда умер также под саловым деревом. Таким образом, это дерево является священным для буддизма.

_____
И.А. Бунин.  Братья. (Отрывок.)
     Дорога из Коломбо вдоль океана идет в кокосовых лесах. Слева, в их тенистой дали, испещренной солнечным светом, под высоким навесом перистых метелок-верхушек, разбросаны сингалезские хижины, такие низенькие по сравнению с окружающим их тропическим лесом. Справа, среди высоких и тонких, в разные стороны и причудливо изогнутых темнокольчатых стволов, стелются глубокие шелковистые пески, блещет золотое, жаркое зеркало водной глади и стоят на ней грубые паруса первобытных пирог, утлых сигароподобных дубков. 
   Разве не всё дают лес, океан, солнце?  …
   Капри. 1914


Рецензии