Остановиться вовремя
Счастлив, кто умер вовремя.
К сожалению, большинство из нас даже этого не умеет.
Но речь здесь пойдёт о другом умении: О чувстве меры в искусстве.
Одной из составляющих таланта является чувство меры.
Поль Валери сказал как-то.
«Шедевр – это произведение, к которому ничего нельзя добавить и от которого ничего нельзя отнять.»
Ниже приведу несколько маленьких примеров вот этого умения, а, точнее, – наоборот – НЕУМЕНИЯ остановиться вовремя. (См. Выше, что такое шедевр!)
В доме купца Карзинкина проходили регулярные литературные вечера, на которых писатели и поэты зачитывали свои только что созданные произведения. Как бы репетиция и «выпускной экзамен» для дальнейшего широкого опубликования.
На одном из таких вечеров Максим Горький прочёл свою новую пьесу. Пьеса всем собравшимся понравилась.
Встал Леонид Андреев и сказал:
«Пьеса хорошая. Название – дерьмо!
Выбрось одно ненужное слово «жизни».»
Горький послушал Андреева и выбросил...
Так появилась пьеса «На дне».
Андрееву ЧУВСТВО МЕРЫ не отказало!!!
«...........................Показалось,
Ему, что грозного царя,
Мгновенно, гневом возгоря,
К нему тихонько обращалось...
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой --
Как будто грома грохотанье --
Тяжёло-звонкое скаканье
ПО ПОТРЯСЁННОЙ МОСТОВОЙ.
И, озарён луной бледной,
Простёрши руку в вышине,
За ним несётся Всадник Медный
На звонко скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный
Куда стопы не обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжёлым топотом скакал.»
Прекрасные строки лучшей поэмы Пушкина!
И совершенно лишняя, ни по рифме, ни по смыслу ненужная строка, выделенная мной.
По воде всадник не скачет звонко и с топотом. По небу – тоже (Разве что Илья-Пророк во время грозы). Понятно и так, что с грохотом, с тяжёлым топотом, со звонким скаканием конь может скакать ТОЛЬКО по мостовой!
ЧУВСТВО МЕРЫ – ОТКАЗАЛО!!!
«За ночь великий комбинатор вдохнул в себя весь кислород, содержащийся в комнате, и оставшиеся в ней химические элементы можно было назвать азотом только из вежливости. ПАХЛО СКИСШИМ ВИНОМ, АДСКИМИ КОТЛЕТАМИ И ЕЩЁ ЧЕМ-ТО НЕПЕРЕДАВАЕМО ГАДКИМ.»
Ильф и Петров, «Золотой телёнок»
Ильф и Петров написали два гениальных романа и несколько очень талантливых фельетонов.
Но даже здесь явно виден промах.
Достаточно было ограничиться ОДНОЙ остроумной фразой – первой!
Дальнейшие «разъяснения» только испортили всю прелесть и изящество первой!
ЧУВСТВО МЕРЫ ОТКАЗАЛО!!!
Приведены только три примера того, как даже талантливым авторам вдруг отказывало чувство меры.
Уверен, что многие из читателей тоже, читая что-то или слушая музыку или смотря на картину вдруг ощущали некое странное «смущение» – это их художественное восприятие наталкивалось на ЛИШНЕЕ!!!
Чего в ШЕДЕВРЕ быть не должно!
Чувство меры – составляющая таланта!
17 VII 2021
P.S. В талантливой песенке Александра Галича «Как мать вам заявляю и как женщина...» тоже употребляется одно «лишнее» слово, но как раз очень «ВПОПАД». Ибо Галич пародирует речь примитивного советского быдла. Безграмотного подонка. И в его речи, тупоумие выглядит вполне уместно:
«Первый тоже, вижу, – рожи не корчит,
А кивает мне СВОЕЙ головою».
Ясно, что чужой годовой кивать нельзя.
Но рассказ ведётся как раз от имени тупого и подловатого советского начётчика и потому его безграмотность – весьма к месту!
Свидетельство о публикации №121071704866