Легенда о похищении и спасении Ин-Тыл-Чеберай
При прочтении прошу учитывать, что в удмуртском
языке ударения падают всегда на последний слог,
как и во французском языке. :)
Так давно это было, что свидетелей не осталось, а только одни прекрасные и
удивительные легенды.
Светлый бог неба Ингвар насадил среди земли Мировое древо, ветви которого должны
поддерживать небесный свод.
У Мирового древа семь огромных ветвей для поддержания семи небес.
Первое небо было тесно связано с землёй.
Второе небо - жилище небесной воды или дождя.
Третье небо – жилище Гудыри-мумы, матери грома и молний.
Четвёртое небо – гнездо ветров, откуда они и вырываются на свободу, чтобы
овевать всю землю.
Пятое небо – жилище ночи.
Шестое небо – дом Луны-Толэзь и её матери – Толэзь-мумы.
Седьмое небо – жилище Шунды (Солнца) и его матери - Шунды-мумы.
А верховный светлый бог неба Ингвар обитает там, где хочет, на любом из семи
чистых небес.
Вот однажды на земле в семье шамана родился ребёнок – долгожданный сын, который
должен был тоже стать шаманом, как и его отец.
Но он родился страшным, как талтош или убыр, то есть, чудовище.
Зубы уже при рождении у него были волчьи, на руках и ногах когти, весь покрыт
шерстью и с волчьим хвостом.
Мать так испугалась одного его вида, что даже отказалась кормить грудью.
Она унесла его в лес и оставила под кустом на берегу Чёрного озера.
Его вскормил и воспитал лесной Вожо, дух леса, и дал ему имя Тём-лек, что значит
тёмный и злой.
Он его вскормил и воспитал потому, что знал – только такой убыр может найти
дорогу к Мировому древу.
Убыр Тём-лек, живя на берегу Чёрного озера, свёл дружбу с богом воды Воркузё.
Как-то было, увидал бог воды прекрасную небесную деву Ин-Тыл-Чеберай и очень она
ему понравилась.
А небесная дева, в то время как раз, бросила на хворост молнию, чтобы земная
девушка Луон могла собрать угли от костра для жителей деревни.
(смотреть предыдущую легенду - "Как всё начиналось" - http://stihi.ru/2020/10/29/6747).
А поскольку деревня находилась совсем недалеко от Чёрного озера, обиталища
Воркузё, то всё и произошло, можно сказать, у него на глазах.
Искры от небесного огня резвыми жеребятами скакали по земле и падали в воду, а
бог воды собирал искры в руку, и они не погасли.
Так поймал Воркузё семь ярких и горячих искр от небесного костра, зажжённого
молнией Гудыри-мумы.
И выросли из этих искр семь огненных коней, которые и жили в Чёрном озере.
Прошло время, и снова увидел бог воды прекрасную небесную деву Ин-Тыл-Чеберай.
Она захотела покататься в лёгком серебряном челноке бабушки своей Толэзь (Луны) –
в месяце – по водам Чёрного озера.
Толэзь, конечно же, не смогла отказать своей любимой внучке в такой просьбе и
дала ей месяц-челнок.
И воспылал неутолимой страстью Воркузё, и задумал похитить небесную деву и
сделать своей женой.
Воркузё уже много девушек и молодых женщин утащил под воду, они все ему очень нравились.
Но Ин-Тыл-Чеберай была особенно мила и желанна.
Она была как тоненькая краснолистая рябинка осенью, которая призывно гнётся под
порывами буйного ветра, но её невозможно без усилия перенести в свой сад.
Она была также похожа на певчую птичку, которая сладко поёт и манит и обещает
наслаждения для сердца, но которую невозможно без хитрости поймать.
Ещё она была похожа на созревший плод, яркий и сочный, который стерегут зоркие сторожа.
А нрав бога воды, как известно, подобен бурливой реке, которая захватывает всё
на своём пути и уносит с собой.
Вот и сговорился Воркузё с убыром Тём-леком, что тот взберётся по мировому древу
на небо и похитит для него деву Ин-Тыл-Чеберай.
Когда Тём-лек достиг зрелого возраста, то почувствовал в себе могутную силу и
пошёл искать Мировое древо.
Не скоро нашёл он сокровенное место, где возвышался до небес и выше небес этот
исполин – Мировое древо. Звериный нюх подсказал ему.
Тём-лек принялся взбираться на Первое небо, и произошли землетрясения.
Когда убыр достиг Второго неба, то пошёл ливень с градом, и сделалось наводнение.
На Третьем небе в жилище грома и молнии Тём-лек не мог долго задерживаться, чтобы
его не ударила молния, и все молнии били в землю.
На Четвёртой ветви древа пришлось убыру выть по-волчьи, как воет ветер, чтобы его
не узнали братья-ветры, а то они бы его не пропустили дальше.
На Пятой ветви Мирового древа находилось жилище ночи, и Тём-лек чуть не свалился
вниз, но сумел зацепиться за концы ветвей и взобраться наверх.
На Шестом небе в жилище величественной Луны, пришлось убыру врать, что он
поднимается на небо петь для Ингвара песни, де, повеселить он хочет светлого бога.
Когда Тём-лек достиг Седьмого неба, то его увидал Шунды и спросил:
- Зачем ты забрался сюда, талтош?
Убыр соврал, что идёт сватать Ин-Тыл-Чеберай для бога воды Воркузё.
Рассмеялся Шунды, но всё же пропустил "свата" к Ингвару.
А на Седьмом небе тем временем цвели и благоухали сады.
Среди деревьев гуляла и слушала птиц небесных внучка верховного бога.
Тём-лек сказал ей:
- Прекрасная дева! Не желаешь ли ты посмотреть на огненных коней бога Воркузё?
Он сейчас выпустит их на пастбище!
- Очень даже желаю! – Ответила небесная дева и пошла за убыром к краю небес.
А бог воды смотрел вверх и как только увидел Тём-лека и Ин-Тыл-Чеберай, то сразу
и выпустил своих огненных коней.
В один прыжок достигли кони Седьмого неба, Тём-лек схватил деву в охапку,
перекинул на спину первого огненного коня и сам вспрыгнул ему на спину.
Быстро спустились они и на землю, потому как на каждом небе меняли коня.
Воркузё поместил небесную деву на острове посреди Чёрного озера, так как Ин-Тыл-
Чеберай имела такую огненную силу, что невозможно было Воркузё утащить её в свой
подводный дом, а сторожем он поставил Тём-лека.
Ингвар быстро спохватился своей внучки и принялся искать её.
Ему тут же доложили, мол, похитил деву бог воды с помощью Тём-лека, убыра.
Стал Верховный бог думать, как вернуть внучку обратно на небо.
И тут вспомнил Ингвар, что живёт вдали от всех среди великанов Алангосаров батыр
Булдамурт.
Тогда пошёл Ингвар к великой небесной реке Луд Сюрес – Млечный путь – к богине и
повелительнице птиц Пичи-Бурдо.
Пичи-Бурдо выслушала просьбу верховного бога и послала птичью стаю к Алангосарам,
пусть, де, они передадут Булдамурту, что его ожидает к себе Ингвар.
Быстро обернулась птичья стайка, а вскоре явился и сам герой Булдамурт.
Ингвар рассказал Булдамурту всю историю и попросил отвлечь убыра от острова
посреди Чёрного озера.
Герой согласился, пришёл к берегам озера и вызвал на бой убыра.
Убыр прятался сам и прятал Ин-Тыл-Чеберай на острове, где господствовала Тьма.
Она покровительствовала убыру и никому не позволила бы сокрушить его.
Тём-лек сначала не соглашался на поединок, но Булдамурт, чтобы выманить убыра,
назвал его "собачий хвост".
Тём-лек рассвирепел, бросился в воду, доплыл до героя Булдамурта и вступил с ним
в рукопашную схватку.
Воркузё увидал такое дело и бросил убыру острый меч и серебряные доспехи.
Тогда и Булдамурт извлёк из ножен свой великолепный меч, и такая пошла у них
рубка, такие полетели искры от скрещивающихся мечей, что небо засияло, а искры,
падая вокруг, вызвали лесные пожары.
Ингвар увидел это и призвал великанов-Алангосаров, чтобы они встали стеной и
оттеснили на Север двух поединщиков.
Алангосары стали, как им повелел верховный бог, и превратились в горную гряду,
которую люди назвали Уральские горы.
До сей поры рубятся Булдамурт с Тём-леком далеко на Севере и там сияет на небе
Уйпал Югыт - северное сияние.
Чтобы вызволить Ин-Тыл-Чеберай с острова, её бабушка Луна послала за ней свой
челнок - месяц.
Месяц осветил всё вокруг, и стало далеко видно.
Ин-Тыл-Чеберай по сиянию месяца поняла, в какую сторону ей идти, и вышла прямо
к берегу озера.
Вскоре в небесном челноке бабушки Луны внучка вернулась на Седьмое небо, а
бесчестный Воркузё остался с большим носом.
09.07 – 15.07.2021 г.
*******
Ин-Тыл-Чеберай – богиня огня (удм)
Ули-Ин-Нуны – её мать, богиня любви (удм)
Нуны - дитя (удм)
Шунды и Шунды-мумы - Солнце и мать Солнца (удм)
Пичи-Бурдо - маленькая крылатка, богиня птиц (удм)
Луд Сюрес – дословно гусиные следы, гусиная дорога или Млечный путь (удм)
Булдамурт – культурный герой (удм)
Алангосары – великаны (удм)
Уйпал Югыт – северный свет или северное сияние (удм)
Воркузё – бог воды (удм)
Тём-лек – тёмный, злой (удм)
Талтош – оборотень (венгр)
Свидетельство о публикации №121071505571
Вера Камонина 15.11.2022 03:58 Заявить о нарушении
Вообще-то, Удмуртия - это Приуралье,
но язык такой же прекрасный и древний, как у северных народов.
))))))))))))))))
Вероника Ромашкина 09.12.2022 13:52 Заявить о нарушении