М-Ж - 2491 м-ж 13. 07. 2021-21
КЛИП-ПРОЗА
КЛИП-ЧЕЛО
КЛИП-РАЗМЫШЛИЗМ
КЛИП-ПЕРЕСМЕШНИК
================
===========
=======
.
.
.
СУПРУГИ
РАВНЫ
.
ЗАЧЕМ
ВЫБИРАТЬ
в СУПРУГИ
НЕДОСТОЙНЫХ...
.
.
а если
ДОСТОЙНЫЕ
РЯДОМ
с ВАМИ
СТАЛИ
НЕДОСТОЙНЫМИ
то это
ЛИЧНО
ВАША
ПЕРСОНАЛЬНАЯ
ЗАСЛУГА...
.
.
.
13.07.2021г. 19-08
.
.
.
http://stihi.ru/2021/01/02/1182 - Оглавление - 102 М-Ж 10. 01. 2021
.
http://stihi.ru/2020/11/23/953 - Оглавление - 100 М-Ж 27. 11. 2020
.
http://stihi.ru/2020/07/24/606 - Оглавление - 99 М-Ж 15. 09. 2020
.
http://stihi.ru/2020/03/26/1043 - Оглавление - 98 М-Ж 31. 07. 2020
.
http://stihi.ru/2020/07/14/993 - Оглавление - 97 М-Ж 16. 07. 2020
.
http://stihi.ru/2020/06/21/619 - Оглавление - 96 М-Ж 23. 06. 2020
.
http://www.stihi.ru/2017/09/08/1202 - Оглавление - 69 М-Ж 24. 03. 2018
.
.
.
.
.
==================
из интернета
.
.
==================
Стыжение во благо
21 апреля
У каждого человека есть какое-то своё понимание добра. Некоторые живут себе спокойно в соответствии с этим пониманием, стараясь быть на стороне добра. Другим этого мало. Они хотят не только сами жить определённым образом, но и наставить на путь добра других. В идеале, конечно, всех.
Я хочу порассуждать о методах. Как именно часто наставляют на путь добра, и к чему это приводит.
В норме человек выбирает тот или иной путь в том числе, опираясь на стыд. На здоровый стыд, который не даёт делать плохое, оберегая от того, чтобы стать изгоем в обществе.
Стыд неприятен. Он обжигает. вызывает желание спрятаться, втянуть голову в плечи, провалиться сквозь землю, втянуть голову в плечи. Чтобы его не испытывать, стараешься поступать правильно. Правильно в соответствии со своим внутренним компасом.
Именно через стыжение (шейминг) часто пытаются влиять на других те, кто несёт концепцию какого-то конкретного добра в массы.
«Как можно бить детей? Это же ужасно! Вы представляете, что чувствует маленький беззащитный ребёнок? Отвратительоно!»
«Как можно не уступить место бабушке в трамвае? А если бы это была твоя бабушка? А ты представь себя на месте несчастной пожилой женщины! А если она упадёт на повороте и сломает шейку бедра, сможешь ли ты с этим жить?»
«Эти жирные совершенно не думают ни о себе, ни об окружающих. Все эти складки выглядят просто отвратительно. Аж тошнит. Так хоть бы о себе подумали. Это же вредно. Это же целый букет болячек. А лечить потом за счёт бедных налогоплательщиков!»
«Неужели нельзя просто взять и уйти от алкоголика? Подумаешь – маленькие дети и нет ни жилья, ни работы! Это всё отговорки. Кто не хочет, всегда будет искать оправдания. Вот только это не оправдания. Не жалко себя, хоть бы детей пожалела! Ломаешь же психику».
«Как можно покупать десятое платье за год? Неужели не приходит в голову простая мысль о том, какой ты оставляешь экологический след? Вот из-за таких, которые привыкли только потреблять, планета и погибает. И даже на тряпочки же потом не пустит. И в переработку не сдаст. Фу!»
«Не понимаю идиотов, рожающих детей, живя с родителями в хрущёвках. Какое будущее они обеспечат потомству? Как можно не думать о том, что за судьба ждёт в таких условиях?»
Стыдят за разное: за тело, за неправильное распоряжение деньгами, за неучастие в благотворительности, за количество детей, за профессию, привычки, отсутствие толерантности, политические убеждения, образ жизни...
На первый взгляд подход очень правильный: если именно стыд определяет поведение, нужно просто усилить концентрацию стыда. Логично, но неверно.
Загвоздка первая в том, что не у всех людей есть выбор, в принципе. То есть некоторые выбирают неправильное с точки зрения других не из удовольствия, а как меньшее из зол. Со стороны никогда не узнаешь о ситуации другого. А стыдя не отдельных людей, а группы, и вовсе нет возможности обойти тех, кто не виноват.
У людей, которые и сами считают что-то неправильным, но не имеют альтернатив, и так работает стыд. Свой собственный. Добавляя сверху, лишь заставляешь мучиться. Это ли не проявление садизма?
Загвоздка вторая заключается в том, что если у человека нет в каком-то месте внутреннего стыда, если для него что-то нормально, а ты его стыдишь, в этом самом месте возникает протест. О может быть весьма бурным. По крайней мере, у здорового человека, который в контакте с собой, который осознаёт свои ценности.
Такой человек ощущает себя правым. У него своя сторона добра. И он на все попытки пристыдить будет выдавать здоровую агрессию. Потому что ты нарушаешь его границы.
Если же у человека проблемы со стыдом, если он по любому поводу проваливается в токсичный стыд, если не признаёт за собой права на проявление себя, на собственные желания, на мнение, на выбор, на самостоятельное определение, что хорошо, а что плохо, открытого протеста может и не случиться.
Стыд, который навязывается извне, он токсичен. Особенно для тех, у кого неполадки с внутренним стыдом. Чтобы не встречаться с таким стыдом, люди стараются стать незаметными. Делают так, чтобы не поймали. Не меняются, не меняют поведение, что невозможно, в принципе, по щелчку пальцев. Скрываются. Как ребёнок, которого стыдят за двойки, от которых он не может избавиться, а потому выдёргивает страницы в тетради. Как подросток, которого стыдят за курение, в котором он сам не видит никаких минусов, зато видит очевидные плюсы, поэтому не перестаёт курить а делает это так, чтобы не поймали за руку. Если не может спрятаться, то просто сгорает от стыда, который парализует и съедает весь ресурс.
Но главный нюанс в том, что токсичный навязанный стыд мешает человеку встретиться со здоровым стыдом, которые идёт изнутри. С тем стыдом, который вполне мог бы однажды возникнуть в том месте, где насаждается сейчас стыд извне. Например, человек мог бы захотеть войти в ту социальную группу, где то, что он ранее считал нормальным, недопустимо, например, человек бы увидел альтернативные варианты у других и заметил бы, что они эффективнее и правильнее, например, наступили бы естественные последствия, заставившие пересмотреть свои убеждения.
Но нет. Это невозможно там, где есть бурный протест или желание спрятаться. Мало того, что протест и прятки отнимают силы, так за ними уже не видно ничего другого. Там не может родиться здоровый стыд. Иногда человеку даже бывает стыдно за то, что ему не стыдно. Потому что не включается этот внутренний анализ, а просто есть навязанный стыд и ответный протест или попытки спрятаться.
Когда человеку настоятельно навязывают или даже просто предлагают что-то сделать, не давая инструкций, ресурсов и не наделяя властью, у него формируют протест. А ещё его лишают шанса встретиться с собственным, например, стыдом или желанием нести добро.
==================
.
.
Свидетельство о публикации №121071305975