Конкурс - Метаморфозы жанра. Июль 2021

             Дорогие друзья!
 
 Лето, жара, зной... Часто между людьми, особенно творческими, накаляются отношения. И тогда... А вот тому, что происходит тогда мы и посвятим этот месяц. Потому что жанром месяца, который почти наполовину прошёл, будет поэзия малой формы. Встречайте!
 
 Итак, ИЮЛЬ-21 объявляется месяцем жанра:

                Малая поэтическая форма - ЭПИГРАММА

  Обратите внимание, что мы будем рассматривать эпиграмму как настоящую поэзию и потому предстоит непростая работа по выявлению её характерных особенностей и
уникальных свойств эпиграммы как литературного произведения: в ней, как в зеркале, отражается художественный вкус автора, проявляется его гражданская позиция, выявляются человеческие пристрастия.

    Эпиграмма – (от греч. epigramma – надпись), короткое (обычно не более четырех–восьми строк) сатирическое стихотворение. Главной задачей эпиграммы является высмеять или представить в юмористическом ключе какое-то лицо, событие, явление.

                В античной поэзии

   Первоначально эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях (см. эпитафия). Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. Писалась эпиграмма элегическим дистихом, позднее ямбом и другими размерами. В форме эпиграмм выражались размышления Платона, Сафо писала эпиграммы о горечи ранней утраты, Анакреонт — о веселье на пиру. К мастерам эпиграмм относят Симонида Кеосского, Асклепиада, Мелеагра. Расцветом эпиграммы в греческой литературе было творчество эллинистических поэтов III века до н. э. — I века н. э. (составившее ядро так называемой «Палатинской антологии» в 16 книгах), в римской — сатирическое творчество Марциала (I век н. э.). Традиции античной эпиграммы продолжались в византийской литературе и в латинской литературе средних веков и Ренессанса, позднее возрождались изредка («Венецианские эпиграммы» И. В. Гёте).

                В новой европейской поэзии

   Эпиграммы Марциала были тематически близки сатирам Ювенала. К наследию Марциала восходит современное понимание эпиграммы как короткого насмешливого стихотворения, обычно построенного на контрасте постепенной экспозиции и неожиданного завершения, заключительной «остроты» (пуант). Такого рода эпиграмма сложилась во французской поэзии XVI — XVII веков. Временем расцвета эпиграммы в европейской литературе считается XVIII век (Вольтер, Ж. Б. Руссо, Г. Э. Лессинг, в России — А. П. Сумароков). Параллельно развивалась эпиграмма, представляющая собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Помимо названных, к мастерам острых сатирических эпиграмм относят Ж. де Лафонтена и П. Д. Э. Лебрена во Франции, Р. Бёрнса в Англии, Г. Гейне в Германии.
 Так известна эпиграмма Бернса на некоего плохого поэта. Вот она в переводе Маршака:

О ты, кого поэзия изгнала,
Кто в нашей прозе места не нашел.
Ты слышишь крик поэта Марциала:
"Разбой! Грабеж! Меня он перевел!"
   
                В русской поэзии

    Эпиграммы писали уже Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович; сатирические эпиграммы, оригинальные и переложения, принадлежат А. Д. Кантемиру, во второй половине XVIII века — В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и другие поэты. У Н. М. Карамзина и его последователей (В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин) эпиграмма приобрела салонный характер и сблизилась с разновидностями альбомных стихов.

Когда любовь без ног? Как надобно идти
От друга милого, сказав ему: «Прости!»
                /Н. М. Карамзин. Ноги./

   В XIX веке эпиграммы выступали не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но орудием литературной и общественно-политической борьбы. Среди выдающихся эпиграмматистов первых трёх десятилетий XIX века — А. С. Пушкин, С. А. Соболевский, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский. А. С. Пушкину, например, принадлежат как сатирические эпиграммы (на А. А. Аракчеева, Ф. В. Булгарина, А. Н. Голицына), так и эпиграммы, продолжающие древнегреческую традицию («Движение», «Любопытный»).
 
                Основные черты эпиграммы

 Эпиграмматическое искусство, представляющее отдельное, самостоятельное направление в европейской литературе, прошло многоэтапный и сложный путь исторической эволюции, унаследовав от своих античных прародителей и предшественников лучшие традиции и черты: оригинальность, острый юмор, чувство такта и меры, разнообразие форм, богатство образов, красочность языка.
  Что касается основных черт эпиграммы, то они очень удачно зафиксированы в Словаре древней и новой поэзии Н.Ф. Остолопова [9, c. 568], который до сих пор не утратил своей глубины и актуальности:

  «Две части составляют эпиграмму, принимаемую в нынешнем её значении: Одна заключает предложение предмета или вещи, произведшей мысль; другая - самую мысль или, так сказать, острое слово, что вместе можно назвать, как и в других творениях, узлом или развязкою».

Само же правило, гласящее о необходимости остроумного заключения (пуанта) в эпиграмме (так же как и в эпитафии) было сформулировано еще в 17 в. немецким литературоведом Мартином Опицем [12, С. 389]: «...остроумие... особенно проявляется в заключении, которое должно быть каждый раз иным, нежели мы ожидаем. В этом, прежде всего, оно и состоит».

    Лучшие эпиграммы остроумны, не злы, толерантны. Интересный момент: чем выше талант поэта, тем остроумнее, смешнее и — это очень важно! — добрее его эпиграммы.

    Владимир Маяковский при всей своей полемичности и острословии был достаточно сдержан и корректен в эпиграмматическом творчестве:

«Встретился с Никулиным:
— Не выпить коньяку ли нам?»

«Есть много вкусов и вкусиков,
Одним нравлюсь я — другим Кусиков».

 Здесь нет и намека на оскорбление, есть легкое, непринужденное остроумие и филигранное версификационное мастерство (какая, например, замечательная и редкая составная рифма Никулиным—коньяку ли нам»!).
    Толерантен в своих лучших эпиграммах Александр Архангельский. Его эпиграмма, например, на Бориса Пастернака скорее напоминает недвусмысленный панегирик:

«Все изменяется под нашим зодиаком,
 но Пастернак остался Пастернаком».

  Авторов, сумевших показать, что эпиграмма является фактом поэзии, не так много. Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Владимир Маяковский, Саша Черный, Александр Архангельский… Эти поэты оставили замечательные эпиграммы.
 Пушкин был выдающийся и очень активный эпиграмматист. Для сравнения: он написал только три сонета и около ста (!) эпиграмм. Эпиграммы были его оружием в литературной борьбе, возможностью ответить на колкости в жизни.  При этом эпиграммы Пушкина написаны по законам СТИХОСЛОЖЕНИЯ, без скидок на приземленность и второстепенность жанра. Е. Г. Эткинд совершенно справедливо писал: «Для Пушкина эпиграмма — концентрация свойств поэзии».
    Вспомним несколько эпиграмм Александра Пушкина, которые, безусловно, пережили свое время и звучат актуально и в наши дни.

           <На М. С. Воронцова>

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
                1824 [13]

Нет ни в чем вам благодати;
С счастием у вас разлад;
И прекрасны вы некстати,
И умны вы невпопад.
                <1825> [14]

   Это не стихи по случаю или в альбом, не просто зарифмованная острота, это подлинная поэзия, когда за иронической усмешкой скрывается глубокий смысл.

  Не менее талантливые эпиграммы оставил Евгений Баратынский:

           <На Д. И. Хвостова>

Поэт Писцов в стихах тяжеловат,
Но я люблю незлобного собрата:
Ей-ей! не он пред светом виноват,
А перед ним природа виновата.
                <1820>

           * * *
Окогченная летунья
Эпиграмма-хохотунья,
Эпиграмма-егоза
Трется, вьется средь народа
И завидит лишь урода —
Разом вцепится в глаза.
                <1827> [16]
           * * *
Как сладить с глупостью глупца?
Ему впопад не скажешь слова;
Другого проще он с лица,
Но мудреней в житье другого.
Он всем превратно поражен,
И все навыворот он видит:
И бестолково любит он,
И бестолково ненавидит.
                <1827> [17]

  Эти эпиграммы также построены по всем законам силлаботонического стихосложения, здесь есть образное мышление, выразительная эвфония, широко применяются тропы и фигуры; они самоценны (как стихотворения) вне зависимости от их иронической (критической) функции. Вот эта независимость от иронической (критической) функции и является основным критерием эпиграммы как поэзии.
   Предметом эпиграммы, как известно, может быть и физическое лицо, и общественное явление. Несомненным лидером по количеству написанных на него эпиграмм в ХIХ веке был Фаддей Булгарин, которого высмеивали Пушкин, Лермонтов, Баратынский, Вяземский, Кони, Некрасов и многие-многие другие поэты.
      Булгарину (поляку по происхождению) не могли простить, что он воевал на стороне Наполеона и был агентом Третьего отделения.
Пушкин оставил такую эпиграмму на Булгарина.

Не то беда, что ты поляк:
Костюшко лях, Мицкевич лях!
Пожалуй, будь себе татарин, —
И тут не вижу я стыда;
Будь жид — и это не беда;
Беда, что ты Видок Фиглярин.

   В ХХ веке эпиграммы писали многие выдающиеся поэты — Владимир Маяковский, Николай Гумилёв, Саша Чёрный…
Писал эпиграммы даже Максим Горький.
  Несомненно мастером эпиграмм следует признать Сашу Чёрного. Они всегда остроумны, а зачастую обладают философской глубиной и даже имеют трагический оттенок. Эпиграммы Саши Чёрного можно также отнести к иронической поэзии. Замечательное и, как выясняется, пророческое стихотворение «До реакции» сам автор считал пародией, тем не менее, это и ироническое стихотворение.

           ДО РЕАКЦИИ
            
Дух свободы… К перестройке
            Вся страна стремится,
Полицейский в грязной Мойке
            Хочет утопиться.

Не топись, охранный воин, —
            Воля улыбнется!
Полицейский! будь покоен —
            Старый гнет вернется…

                1905 или 1906 [19]

Кстати, уже в современной России неизвестный автор написал эпиграмму на ту же — весьма нерадостную! — тему:

Товарищ, верь пройдет она,
Эпоха бизнеса и гласности,
И в комитете безопасности
Запишут наши имена. [20]

О литературном мастерстве Саша Чёрный оставил очень глубокую по смыслу эпиграмму под названием «Два толка».

           ДВА ТОЛКА

Одни кричат: «Что форма? Пустяки!
Когда в хрусталь налить навозной жижи —
Не станет ли хрусталь безмерно ниже?»

Другие возражают: «Дураки!
И лучшего вина в ночном сосуде
Не станут пить порядочные люди».

Им спора не решить… А жаль!
Ведь можно наливать… вино в хрусталь.

                <1909> [21]

   В советскую эпоху были популярны (помимо уже упомянутых — Владимира Маяковского и Александра Архангельского) эпиграммы Демьяна Бедного (он сам, кстати, нередко становился предметом едких эпиграмм, например со стороны Анатолия Луначарского), Абрама Арго, Самуила Маршака, в более позднее время — Александра Иванова.
Неподражаемы автоэпиграммы Николая Глазкова. Вот, например, знаменитое четверостишие.

Как великий поэт
Современной эпохи,
Я собою воспет,
Хоть дела мои плохи… [22]

   В современной России эпиграмма развивается не слишком динамично. Она перестала быть средством в литературной борьбе. А самоироничных людей и вовсе стало немного.
Эпиграмма, как литературный жанр малой формы  - настоящее искусство.
Здесь играют роль интересная звукопись, неожиданные смысловые эллипсы и многое другое. Хорошая эпиграмма иронична (отчасти самоиронична), но не зла. И это хороший признак настоящего искусства.
______

 ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые особенности ЭПИГРАММЫ, как жанра малой литературной формы

• Предметом эпиграммы   может быть и физическое лицо, и общественное явление
• ирония или самоирония, острый юмор
• точность и краткость словесного выражения
• каламбурность
• связь с конкретной литературной и политической ситуацией
• часто кульминация совпадает с развязкой
• использование художественных приёмов и средств выразительности: оксюморон, неологизм, фразеологизмы
• фонетический рисунок
• оригинальность и афористичность
• двучастное построение, основанное на тезе и антитезе
• чувства такта и меры
•  полноценное стихотворное произведение, созданное по всем законам силлаботонической поэзии
• отсутствие необоснованной агрессии по отношению к предмету эпиграммы. Эпиграмма, построенная на агрессивном дискурсе (как единственном приеме), в любом случае неполноценна.

По форме и системе стихосложения поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений!

==============================

   Предлагаем каждому удивить всех своим остроумием и показать особенную грань таланта в творчестве. Краткость - сестра таланта!
               
******************************************************

 Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ИЮЛЕ 2021-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ ИЗ 3 - х РАЗДЕЛОВ: ШУТОЧНЫЕ, ИРОНИЧЕСКИЕ ИЛИ САТИРИЧЕСКИЕ СТИХИ,  по вашему разумению, но СТИХИ, которые можно будет отнести к жанру ЭПИГРАММА.
Другие стихи приниматься не будут. Объём произведения - без ограничений!

 Наш конкурс, по определению, лучшей ЭПИГРАММЫ в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, опубликованное в ИЮЛЕ 2021 года. Будем внимательны!

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.

Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца месяца. Затем 1 АВГУСТА будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование: http://stihi.ru/2021/08/01/6903

Маллар Ме   01.08.2021 23:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.