На исповеди

Храм солнцем наполнен, а нА сердце хмуро.
Стоит исповедник виновный, понурый.
Хотел причаститься, вот выкроил час —
Да не привечают таковских у нас.

Священник пеняет ему с огорченьем:
«К причастию ты не готов, без сомненья:
К нему и последованья не читал,
И всю литургию, смотри, прогулял.

Святое предание не изучаешь,
Молитв наизусть самых важных не знаешь.
Когда же займёшься спасеньем души?»
И тот отвечает в церковной тиши:

«Ах, батюшка, я ведь и сам опечален».
«Ну что же. Поведай, раб Божий, вначале,
На что тратишь время, но чур без прикрас».
И слушает поп простодушный рассказ:

«Пока нет дождей, подлатал бабке крышу,
Подвал протравил — хулиганили мыши.
Успеть надо было всё до холодов,
А вдовушке семьдесят девять годов.

Молоденькой суке для жизни собачьей
Слепил конуру — ну а как же иначе?
Приблудная кошка болеет, лечу.
Друг в ссоре с женою — мирить их лечу.

Об этом  нельзя говорить без волненья —
Такие талантливые сочиненья! —
Поэт молодой дал на отзыв стихи.

Попутчик свои поверяет грехи,
Как жить-то теперь, ждёт несчастный совета,
Неужто оставлю его без ответа?
И, тяжесть чужую на плечи взвалив,
Шатаюсь, утешенного отпустив.

Сегодня… Я ехал на службу к началу.
Услышал — собака от боли кричала
На улице. Сцена открылась жутка:
Подростки всем скопом пинали щенка.

Не помню, как выскочил я из маршрутки.
Страданья животного — это ж не шутки.
Бежал с остановки к ним что было сил,
У этих ребят бедолагу отбил.

Вначале они на меня обозлились.
Но всё ж постепенно мы разговорились.
Хотелось мне мысль пацанам передать:
Обидеть кого-то — как Бога предать.

Мальчишки, к их чести, тогда устыдились,
Беднягу избавить от ран побожились.
Им денег я дал собачонку лечить,
В лечебницу к ветеринару сводить».

Он в этом же духе отчёт продолжает.
Священник его наконец прерывает:
«На всех ты находишь достаточно сил,
И лишь про себя самого позабыл.

Не знаю, когда отдохнёшь ты от бега.
Но ведаю точно, что тем человекам,
Которые к бедам других не глухи,
Седмижды семь раз Бог отпустит грехи.

Мне данною властию тя* разрешаю**
От всех прегрешений, которые знаю.
Давай причащу. Помолись. Помолчи.
Теперь отправляйся и кошку лечи».

К кресту прихожанин смиренно склонился.
…С причастником пастырь давно уж простился,
Да только с раздумьями сладить не мог.
Хоть служба закончена, свечку зажёг.

Всем духом смущённым стал Богу молиться
И, кланяясь перед иконой, креститься:
«Лет тридцать слуга Твой покорный есмь аз.
В чём только не каются мне каждый раз!

Казалось, сжигаю им дОлги***  — и что же? —
От ноющей тяжести горблюсь всё больше:
Под звёздами и при сиянии дня
Всё те же падения… как у меня.

А этот — с душой, что чиста по-младенчески****.
Мне рядом с ним чудится Сын Человеческий*****.
Как будто желанного ветра струя,
Как будто не он исповедник, а я.

Своею великой Божественной силой,
Молю, Ты его сохрани и помилуй!»
Слова устремлялись в небесную высь,
И лёгкие светлые слёзы лились…

17.05.2016 — 14.03.2021. Ред. 04.04.2021.


* Тебя (по-церковнославянски). Здесь и далее пояснения для невоцерковлённых читателей.

** Разрешить кого-что от чего. Дать кому-н. отпущение, прощение чего-н. Редкое сочетание, оставшееся в основном в церковном обиходе, например: освободить кающегося от грехов. В повседневной речи тоже говорят: женщина разрешилась от бремени — освободилась от беременности, то есть родила, иронично — имярек разрешился стихами, и т. д., и т. п.

*** Ударение поставлено по молитве «Отче наш» на церковнославянском языке, соответствующая строка которой звучит так: И оста;ви нам дОлги нАша, Якоже и мы оставлЯем должникОм нАшим. Именно с таким — и никаким другим! — ударением произнесёт слово дОлги священник и в личной молитве.
В современном переводе этот фрагмент с учётом контекста звучит так: И прости нам грехи наши, как и мы прощаем тем, кто согрешил против нас.

**** Иисус советовал Своим ученикам быть душой «как дети» (Евангелия от Матфея, глава 18, стих 3; от Марка, глава 10, стих 14; от Луки, глава 18, стих 16). Здесь имеются в виду простота, даже наивность, открытость сердца, чистота помыслов. Также и апостол Павел говорил: «На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (Первое послание коринфянам, глава 14, стих 20).

***** Самоназвание Иисуса Христа, часто встречающееся в Евангелиях.



Обнародовано в переписке с ЛОИЛ 14.03.2021 22:32.

Ноябрь 2022 г. — 1 место на 2 Всероссийском конкурсе «Литкон» в номинации «Поэзия» за стихотворения «На исповеди» («Храм солнцем наполнен, а нА сердце хмуро…»), «Раз уж разговор зашёл…» и королевский калейдоскоп «Любовь и флирт».


Рецензии