Не всегда то, что похоже, - ОдНо и То Же

РАЗВеДКА и РоЗВИДКА.

        "чУемо тэбЭ мы_________"Чувствуем тебя бы
         бИля сЭрця блЫзько,___ Возде сердца близко,
         рИдна нАша сЭстро,_____Сестронька родная, -
         стОрона росИйська._____Сторонушка российская.
         Нас нэ розирвАты_______Нас не разделить
         рОкам и столИттям._____Годам или столетиям
         Мы зрослЫсь корИнням,__Мы срослись корнями
         мы сплэлИся вИттям".___И сплелись мы ветками". (Пер. с укр. Л.П.).

                Украинская песня, написанная
                к официальным празднованиям в Москве и в Киеве, -
                (в 1954-ом году), - 300-летию Воссоелинения Украины с
                Россией по настоятельной инициативе гетмана Запорожской
                Сечи Богдана Зиновия Хмельницкого.
            
            
Судьба страны,
Основанной
Русью варяжской
Рюрика с Олегом
И ход истории
На месте Киевской
Руси
В конце цонцов
Оставили существовать, -
(Вернее, -
 Так-сяк  СоСуЩеСтВоВаТь !), -
Три ГоСуДаРсТвА -
РоссИю, УкраИну
И БелорУссию.

На землях
Древней
Киевской Руси
Полян, древлян,
Да новгорОдцев
С кривичами, -
(И русичами других
племён), -
Сложились три народа:
Украинский, Российский
И Белорусский,
Три века живших
Вместе
При крепостничестве
В одной стране
Под золотой короной
Царского Самодержавия, -
В Тюрьме Народов
С кликухою
"Российская империя".

После Великой
Ленинской
Октябрьской Революции
Народы эти
СЕМЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
Жили
В братской семье
16-ти Советских
Социалистических
И ряда национальных
Автономных
Сестёр-Республик
Под своими национальными
Гербами и Знамёнами
И со своими
Гимнами
рЕсПуБлИкАнСкИмИ,
Их распевая
На своих национальных
Языках,
Покуда
Союз Советский
Народов братских, -
(и официально,
и, - боле-мене, -
по реалу*), -
Не рАзВаЛиЛи
Зажравшиеся
Вожди-недотёпы
Республик
И СССР, -
(По-пьянке, вроде), -
В Беловежье
В 1990-ом.

Этот Реал Истории
Оставил след
И в трёх сложившихся
У трёх народов
Языках. -
Они, -
Их языки, -
Хоть и похожи,
Но не одно и то же. -

К примеру, два слова
Из русского
И из укрАинского языков,
Записывемые одинаково,
Звучат по разному
И означают
Разные понятия. -

"Разведка" в русском языке -
Военный термин,
А "рОзвідка" в украинском,
Термин научный
И означает:
Исследование.

Слова эти близки по смыслу,
Поскольку корень в них один -
Старославянский:"ВЕД" -
Из слва "ВЕДать"
Со значеньем - ЗНАТЬ.


* - См. приведенное ниже Приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Лев Постолов

             Тост Расула Гамзатова.

ПРЕДПОСЛЕДНИМ БЫТЬ
СРЕДЬ РАВНЫХ НЕЛЬЗЯ НИГДЕ,
КРОМЕ КАК
В БЫВШЕМ СССР.

               "Боишься сказать, -
                Не говори.
                Сказал, -
                Не бойся!"

                ШАМИЛЬ, - предводитель горцев Кавказа
                в их четвертьвековой борьбе за независимость
                против Царского Самодержавия.


Расул Гамзатов, - Дагестанец,
Как поэт
Известный повсеместно в СССР,
Был членом высшего в стране
Из всех гос.органов , -
Президиума Верховного Совета
СССР.
По протоколу
Он был участником
Всех праздничных банкетов
Правительства в Кремле.

Однажды, - в празднование
Очередного Юбилея Октября
Он пОднял тост
За свой народ,
Как он сказал:
"За предпоследний среди равных!"*.
Ему немедленно, - сейчас же возразили,
Что БЫТЬ НЕ МОЖЕТ СРЕДИ РАВНЫХ -
ПРЕДПОСЛЕДНИХ,
На что Расул Гамзатович ответил:
ВСЕ ЗНАЮТ,
Что ПОСЛЕДНИЙ среди равных
Народов всех
В Союзе СССР -
Народ еврейский,
По табели ж о рангах, -
(После высылки всех горцев
ОТЦОМ НАРОДОВ в Казахстан
и возвращенья в Дагестан), -
Евреев предваряют
Дагестанцы.

Что - правда,
То, говорят, -
Не грех.


* - см. нижеприведенные ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 :

Георгий Данелия

                О РАСУЛЕ ГАМЗАТОВЕ.

  Думаю, что должен упомянуть и о некоторых привилегиях, которые
принесла мне дружба с Народным поэтом.
Как-то, в самом начале работы, мы с Гамзатовым и Огневым приехали на
моем «москвиче» в Дом литераторов пообедать. Пока я запирал машину и
снимал щетки, чтобы их не украли, Расул и Володя прошли в ресторан.
Меня на входе остановила вахтерша:

– Ваше удостоверение. (В Дом литераторов пускали только по членским
билетам Союза писателей, а у меня такого не было.)
– Я шофер Расула Гамзатова, – сообразил я и показал ей щетки.

– Проходите.

Лет через десять, когда приехала итальянская делегация – Софи Лорен,
Марчелло Мастрояни, Луиджи Де Лаурентис, – я пригласил их на ужин в
ресторан Дома литераторов.

За эти годы я стал узнаваемой личностью: меня несколько раз показывали
по телевизору в «Кинопанораме», фотографии мелькали в журнале
«Советский экран». И теперь в Доме литераторов меня встречали тепло и
сердечно.

Когда мы все вошли в вестибюль, я сказал вахтерше:
– Это итальянские гости. Они со мной.
– Пожалуйста, пожалуйста, очень рады вас видеть! – поприветствовала
меня вахтерша.

Я повел гостей к гардеробу. За спиной слышу мужской голос:

– Ты чего это пускаешь кого попало? Почему членские билеты не спрашиваешь?!
Я обернулся. К вахтерше подошел важный мужчина. (Как выяснилось потом,
администратор Дома литераторов.)
– Это не кто попало, это гости вот этого товарища, – вахтерша показала на меня.

– Гражданин, я извиняюсь, вы член Союза писателей? – спросил меня администратор.
– Нет.
– Федор, не раздевай! – дал он команду гардеробщику. – Сожалею, но у
нас только для членов Союза писателей.
Но тут вахтерша поспешно громким шепотом сообщила:

– Это – шофер Расула Гамзатовича!

– Что ж ты сразу не сказала?!.. Здравствуй, дорогой! – администратор
крепко пожал мне руку. – Федор, раздевай!

Из Расула Гамзатова:

Даже те, кому осталось, может,
Пять минут глядеть на белый свет,
Суетятся, лезут вон из кожи,
Словно жить еще им сотни лет.

А вдали в молчанье стовековом
Горы, глядя на шумливый люд,
Замерли, печальны и суровы,
Словно жить всего им пять минут.


В шестидесятых годах Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова
избрали (назначили) членом Президиума Верховного Совета СССР (высший
орган законодательной власти). Расул впервые явился на заседание этого
Президиума и занял свое место за длинным столом. Вокруг стола ходили
хорошенькие девушки в белых кофточках с бантиками и деликатно
спрашивали у членов Президиума: «Не хотели бы вы послать телеграмму?»
Расул сказал, что хочет. Взял у девушки гербовый бланк, на котором
сверху, красным по белому, написано: «Правительственная телеграмма»,
что-то написал, отдал бланк девушке и сказал:

– «Молнию», пожалуйста!

Девушка быстро, почти бегом, направилась к выходу из зала заседаний.

– Девушка! Одну секундочку! – остановил ее Председатель Президиума
Анастас Иванович Микоян. – Расул Гамзатович, я думаю, товарищам
интересно, кому наш любимый поэт в этот памятный день отправляет
телеграмму и что он написал? Если это не секрет, конечно.

– Не секрет. Пусть девушка прочитает.

Девушка посмотрела в телеграмму и покраснела.

– Дайте мне, – сказал Микоян.

Девушка принесла ему бланк с телеграммой, и Анастас Иванович прочитал:
«Дорогая Фатимат! Сижу в президиуме, а счастья нет. Расул» (Фатимат –
жена Расула).

Это ему простили. Обиделись немножко, но простили.


…На одном из заседаний после голосования Микоян сказал:

– Товарищи, Министерство здравоохранения рекомендует через каждый час
делать пятиминутную производственную гимнастику. Думаю, и нам стоит
последовать этому совету. Не возражаете?
– Возражаем, – сказал Расул.

– Почему? – насторожился Микоян.

– Я целый час руку поднимаю – опускаю, поднимаю – опускаю. Разве это
не гимнастика?
И это ему простили!


Но когда на правительственном банкете в Кремле по случаю юбилея
Октябрьской революции Расул поднял тост «За дагестанский народ,
предпоследний среди равных», а на вопрос: «Как это могут быть среди
равных предпоследние?» ответил: «Последние у нас – евреи», это ему уже
простить не смогли!

На него так обиделись, что даже исключили из членов Президиума.

Но через какое-то время вернули, – видимо, поняли,
что без Расула Гамзатова на Президиуме очень скучно.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2:


              Лион ФЕЙХТВАНГЕР: "...ТЕБЕ НАПОМНЯТ, - КТО ТЫ".
               

                " Рано или поздно, если ты сам не вернешься в свой дом,
                то  тебе нaпомнят кто ты и вернут тебя в него, те, кого
                ты совсем недавно считал своими братьями...".               
               
                Лион ФЕЙХТВАНГЕР.


         Когда будучи уже в МША после побега из нацистского Концентрационного лагеря во Франции, Лион Фейхтвангер давал откровенное интервью о себе, журналист спросил его:

- Вы великий немецкий писатель, представитель плеяды наиболее талантливых европейских писателей, но все чаще и чаще Вы начинаете писать не об общечеловеческих темах, близких каждому читателю, а об узкой, еврейской теме. Почему это так? Вы ведь не местечковый еврейский писатель, рожденный в Черте Оседлости. Вы не Шолом Алейхем, описывавший местечковую жизнь...

   Фейхтвангер горько усмехнулся. Ком встал у него в горле. Он не мог говорить. Лишь через минуту он ответил:

- Начну с того, что я не немецкий писатель, а еврейский писатель, пишущий, к великому сожалению для себя на немецком языке... Я бы многое отдал чтобы писать на иврите, но иврита я не знаю так чтобы писать на нем. Действительно в начале мы все пытаемся быть интернационалистами, мультикультуристами и людьми нового века и новых идей... Но потом дым заблуждений рассеивается, и ты остаешься тем, кто ты есть, а не тем, кем ты пытался стать. Да, я пытался быть немецким и европейским писателем, но мне не дали им стать, а сегодня, я уже не хочу им быть...

   Рано или поздно тебе говорят: не лезь не в свое. И тогда я иду туда где мое.  И пишу о моем.

   Так спокойнее. Так лучше. Для всех.

   И это происходит далеко не всегда потому, что я или кто-то другой этого хотел.

   Нет. Просто так распoряжается жизнь...
   И наши соседи... Немцы, австрийцы, французы, венгры, поляки... -

   Они не хотят чтобы мы лезли в их жизнь и в их культуру...

   Поэтому куда спокойнее писать о древней Иудее, или об испанcких морранах, или о моих собратьях в Германии...

   Рано или поздно, если ты сам не вернешься в свой дом, то тебе нaпомнят кто ты и вернут тебя в него, те, кого ты совсем недавно считал своими братьями...


                27 ноября 2018-го года.


Рецензии