Передо мной поток

* * *


Передо мной поток. Идущий дождь огромен,
Как некрасивый плач и покрасневший нос,
Глаза, не видящие то, что близ, и кроме
Всего вот этого – молчанье, как вопрос.

На память выпавшее солнце только мнится
Или блистает в этих лужах то, что сверх,
Что остаётся в обращённых к небу лицах
Под этим ливнем... Видишь: опустевший вес

Пространства, словно вздохом необъятным вывел
Дома, деревья взмывшие пастух высот
Сквозь облаков густых мерцающее вымя,
Неслышный ветер, словно закипевший сок

Звучит в вещах, плодами на ладони влажной
Лежащих глянцево – возьми теперь, перебери
Травинку каждую, как слово. Гладью каждой,
Как изумленья новой пустотой бумажной,
Мерцает бывшее, не понятое: три,

Пока стекло ничем не станет, отступая
И оставляя тайну на разжатых швах
Событий и неясных жестов, полня память
Внезапным новым. А мелодия жива,

Она всегда звучала там, как небо в жилах,
Как тишина земли в деревьях без листвы,
Всех данностей неотступающая сила,
Что непроизносимо. Не снижая головы,

Стоит высокий полдень. Расступился ливень,
Не прекратившись. Твой прозрачен миг,
Любая вещь, теперь. И спёкшеюся глиной
Звенят округло угловатости. Великий
Обычный свет, но прямо глянуть не могли бы
Мы, если бы смотрели мимо. Вот что – близко.
Земля, созрев, протягивает плод: возьми.


Февраль 2021.


Рецензии
Заковыристо, батюшка, излагаете, кучеряво. Вот, пытаюсь в смысл вникнуть одного лишь предложения.
"Видишь: опустевший вес

Пространства, словно вздохом необъятным вывел
Дома, деревья взмывшие пастух высот
Сквозь облаков густых мерцающее вымя,
Неслышный ветер, словно закипевший сок

Звучит в вещах, плодами на ладони влажной
Лежащих глянцево – возьми теперь, перебери
Травинку каждую, как слово."

Понятно, что сиё есть штиль высокий о предметах возвышенных, однако ж и в данном случае какой-никакой осмысленный порядок слов быть должен.
Я как читатель пытаюсь представить описуемое, а иначе как же-с?
Здесь сразу несколько смелых физических гипотез представлено:
1. Пространство имеет вес ; 2. вес может опустеть; 3. вес можно увидеть и даже опустевшим.
Кто опустошил вес? Пастух высот. Интересная профессия, видимо, не пыльная : не знал, что высоты чуть-что, так и разбегаются.
А, кажется, понял : здесь-то убежала точка. "Сквозь облаков..." - уже другое предложение.

Вадим К   16.07.2021 16:10     Заявить о нарушении
ну... не знаю... в который раз уже... поэзия - не физика )
две ссылки: Густав Шпет, Эссе о театре, где он возражает против "естественного театра", теории о том, что произведение искусства = жизнь, и чудесно говорит: «...эстетическая действительность есть действительность отрешённая, а не “натуральная” и не прагматическая». Г. Шпет, Театр как искусство V.
Вторая ссылка на Хосе-Ортегу-и-Гассета, только сейчас быстро не смогу найти, из какого именно труда. Суть его мысли в том, что красота новых поэтических образов лежит на границе соблюдения языковых правил и лёгкого их нарушения (поскольку образ - явление синтеза... опять Шпет: «...По существу всякое искусство синтетично, поскольку искусство необходимо конкретно». Г. Шпет, Театр как искусство I.)
да, и ещё одна ссылка... свт. Николай Сербский, "Молитвы на озере", кажется: если мы пытаемся говорить о сокровенных душевных событиях, у нас недостаёт слов и мы берём образы из природы".
Потому в этом стихотворении, говорящем не о физике, а о пережитом на её фоне... не ищите здесь "натуральной" и "прагматической" действительности )
Да, пространство имеет вес. Точно также субъективно переживается часто нами как опустевшее. Или мы сами переживаем себя как отсутствующих... где мы тогда?
вот пример из Поля Элюара:

В начале начал
XXII

К стеклу прильнув лицом как скорбный страж
А подо мной внизу ночное небо
А на мою ладонь легли равнины
В недвижности двойного горизонта
К стеклу прильнув лицом как скорбный страж
Ищу тебя за гранью ожиданья
За гранью самого себя
Я так тебя люблю что я уже не знаю
Кого из нас двоих здесь нет.

а "Пастух высот"... хм... неуж не ясно? это ветер
и точка не убежала, предложение целое )
а если не ясно... я Вам не смогу помочь )
Агата Кристи вот вообще писала, что ничего не нужно объяснять ) хотя Рильке вот объяснял немного свои Дуинские элегии, но то был Витольд Гулевич, переводчик этих стихов, и тут уж приходилось...
объяснения не помогут, поскольку и замечания и вопросы - не замечания и вопросы, а своего рода выставленный счёт за потраченное зря время ))
милостивый государь... проходите дальше, проходите, не тратьте более Ваше драгоценное )

Игумен Паисий Савосин   16.07.2021 19:02   Заявить о нарушении
Вау! И точка не убежала? Ну, может, договоримся о запятой?)) А то ведь не только пострадают законы физики, но и русский язык. И будет перед читателем мутный поток сознания, в котором и слова плывут, словно щепки и доски при наводнении.
Да я что, ничего. Так, мимо проходил, задерживаться более не буду.


Вадим К   16.07.2021 20:03   Заявить о нарушении
друже, ну какое из правил нарушено?
вот в строчку:
Видишь: опустевший вес Пространства(разве что вот здесь просится точка с запятой... а может и нет)), словно вздохом необъятным вывел Дома, деревья взмывшие пастух высот Сквозь облаков густых мерцающее вымя, Неслышный ветер, словно закипевший сок Звучит в вещах, плодами на ладони влажной Лежащих глянцево – возьми теперь, перебери Травинку каждую, как слово.

В чём проблема? да, конечно, ворд требует разгружать такие предложения и делать их покороче, есть такое )
но здесь... вывел - сквозь, вот те слова, между которыми вы требуете препинания... и для чего?
это обстоятельство, не требующее обособления запятыми, разве нет?
он вывел то-то сквозь то-то - где здесь нужна запятая?
хм... слушайте, не размахивайте так правилами русского языка-то, прежде не разобравшись )
ясное дело, я тоже не светило, но здесь, в этом случае... нет причины )
в общем, благодарю сердечно за внимание, до свидания )

Игумен Паисий Савосин   16.07.2021 20:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.