Человек неуспокоенный Эссе

СЕРГЕЙ   НОСОВ

            ЧЕЛОВЕК НЕУСПОКОЕННЫЙ
                ЭССЕ


       Х1Х век был для России белом большого беспокойства, прежде всего социального беспокойства.
         На тогдашней русской культуре это неуемное социальное беспокойство отражалось всесторонне и властно.
          Все выдающиеся русские писатели тех времен например неутомимо искали социальной справедливости. Даже и те великие писатели земли русской кто революционное переустройство общества явно не одобрял -например Достоевский.
           Красной нитью проходит через все творчество Достоевского пронзительное сострадание к «униженным и оскорбленным». Не случайно Достоевского, имея в виду его общественные взгляды, часто именовали «христианским социалистом.»
            О Льве Толстом мы уже и не говорим.
            Для Льва Толстого проповедь равенства людей - альфа и омега всех его идеалов, убеждений, стремлений и верований.
             В той или иной степени каждый русский писатель Х1Х столетия отдавал свою дань проповеди равенства между людьми.
              Без этого никакое серьезное творчество и никакие высокие идеалы обойтись тогда просто не могли в России.
               В стороне от всего этого социального и духовного беспокойства остался пожалуй один лишь Чехов. Но и то - в более позднее уже историческое время. 
              Закончилась же вся это вековая духовная и социальная неуспокоенность в России трагически - исторической катастрофой всей страны и ее культуры в 1917-ом году.
              Сейчас уже иначе чем колоссальной по масштабам исторической катастрофой и нельзя назвать трагические и кровавые события в России в 1917 - 1920-е годы разрушившие до основания все что было в России ранее и сложилось за ее тысячелетнюю историю.
          По этому поводу уже смешно и дискутировать - история ясно показала что это ПРАВДА: большевики разрушили старую Россию до основания и ничего достойного и способного к выживанию на путях истории взамен не создали.
            По историческим меркам СССР просуществовал совсем недолго. И тоже развалился до основания - это было и эфемерное на самом деле и «придуманное» в буквальном смысле государство, которое было просто обречено на скорый и полный развал.    
             Не так давно довелось мне посмотреть ряд исторических реконструкций облика и жизни древних города - Древнего Рима, Карфагена, Коринфа и ряда других.
              Это были видеопленки где воспроизводись и отдельные здания и общая застройка и реальная жизнь древних городов - вплоть до движущихся пешеходов и торговли на рынках …
                Все древние города в таком (надеюсь что достаточно достоверном)
воспроизведении современными средствами их жизни выглядели очень интересными и многим удивляли и привлекали.
                Но Древний Рим… Это же непередаваемо по силе впечатления которое он в таком историческом видео производит!
                Это же удивительно просто!
                Ведь этот город был построен и разрастался необыкновенно задолго до нашей эры.
                Как давно это было!
                И какой же просто поражающий воображение масштаб этого чудо-города!    
                Да ведь он выглядит (выглядел конечно) как современный мегаполис. Какая высочайшая организованность всей жизни! Как удивительная архитектура общественных зданий и сооружений! Как замечательно налажена была жизнь людей - и причем просвещенная жизнь людей -  в Древнем Риме!
                И вся эта высочайшая культура пошла прахом в Средние Века…  Ни Древнего Рима не стало ни самих римлян не стало…
                Что-то подобное произошло и с Российской Империей в 1917-ом году - разрушение до основания и полное крушение…  Гибель целой цивилизации складывавшейся долгими веками.
                Пусть я не мог видеть подобные видео реконструкции в своем детстве. Но у меня это чувство - что старая Россия была удивительным и безвозвратно погибшим миром, была целой цивилизацией которую уже не вернуть - это чувство жило во мне действительно с самого детства.
                В семье у нас (дед был профессором, историком права в Петербургском а затем и Ленинградском университете, отец стал крупным и известным историком, многолетним Директором Ленинградского Отделения Института Истории)  коммунистическая   пропаганда не действовала никогда.
                В социализм и коммунизм, в коммунистических вождей страны и в райскую жизнь в СССР никто в нашей семье никогда не верил.
                Не верил во все эти большевистские а потом советские басни с детства и я сам.
                Но я романтически верил все таки что каким-то чудесным образом старая Россия сможет все таки возродиться… И что вернется ее былая слава и былая замечательная культура.
                Не получилось такого. И видимо не могло получиться.
                Но я этого ни в детском возрасте ни в юности ни в ранней молодости не понимал.
                Все хранил под подушкой фотографию своего дядюшки офицера военно-морского флота, брата моей бабушки, воевавшего в составе Черноморского флота за белые армии а ранее привезшего из кругосветного плавания огромный панцирь черепахи, который и до сих пор хранится у меня в комнате (мой верный талисман)…
                Как будто верил я что дядя Жорж эмигрировавший в Югославию в трагическом для Белого Движения 1920-ом году, может когда-то вернуться…
                Чудес конечно не произошло.
                Никто не вернулся из прошлого. И старая Россия не вернулась.
                Распад коммунистической державы вывел на сцену новой русской истории какое-то наглое и бессовестное отребье… Чубайсов каких-то Гайдаров даже и Собчаков-пустозвонов, чья дочь с восторгом руководит десятилетиями всяческими секс-шоу в жизни и на телеэкране…
                Грустно было на все это смотреть. И грустно было жить в стране воров «новой эпохи».
                Грустно и сейчас конечно - и жить и видеть что творится «под шумок» в России.
                Но надо все таки признать - нечего было русским людям ошалевать от своего  неуемного вечного беспокойства…..
                Вот мол бедные какие крестьяне. Вот мол власть какая тупая и жестокая.
                Легче всего всех обездоленных жалеть и желать падения существующего правопорядка из якобы благородных соображений.
                Очень часто на самом деле лучше - полезнее разумнее умнее - подавить в себе это историческое беспокойство вообще. 
                Жить своей частной жизнью, жить творчеством, создать семью, жить радостями земными… А не лезть в грязный на самом деле водоворот общественных и политических страстей.
                В отличие от древних римлян у нас есть одно великое историческое преимущество - мы остались живы как народ, как нация, испытавшая падение своей культуры, но все таки в основах эту культуру сох ранившая. А вот римляне - погибли… Вслед за своим великим городом.
                Я например живу и всю жизнь прожил в Ленинграде - Петербурге где и родился.  И Петербург - не разрушен…
                И если заглянуть в антикварные магазины нынешнего Петербурга и в магазины и лавки  просто где продаются вещи и предметы быта уже бывшие в употреблении - сколько же в Петербурге и сейчас владельцем древностей или их наследников!
                А ведь была же нацисткая блокада города… Были 900 дней блокады.
                Бомбежки,  голод ужасающий и гибель в эту блокаду более миллиона  людей, разграбление квартир и уничтожение личного имущества…
                Было все это. Но нацисты город не захватили тем не менее. И как Древний Рим Петербург разграблен никогда не был.
                Не вернулась в нашу жизнь вся красочная реальность старой России. Но все таки что-то и вернулось - причем  не плохое а хорошее.
                И у России в отличие от Великого  Рима во времена далекой древности  -  есть историческое будущее. 
                Это несомненно.         


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и  кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ»,  «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК»,   «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «РУССКОЕ  ПОЛЕ»,   «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД),  «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 23-х тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   

             

      


Рецензии