Смотрю я на небо... Размышлизмы
Чому я нэ сокил, чому нэ литаю?
Чому мени Боже ты крылец нэ дав,
Я б землю покынув и в нэбо злитав!"
Украинская песня
Высоко подниматься, чтобы над миром парить...
В синем, холодном пространстве не с кем поговорить.
В этом бездоном небе, в безчувственой вышине,
Птицы кричат от счастья, или в тоске по земле...
Чудится, или снится, я тоже порой лечу,
Как бы не заблудится, в безмолвии быть не хочу.
Мне ли листать пространство, прятаться за облака?
Нет во мне постоянства, верности нет пока...
Все, что земное ближе: дерево, запах, цвет...
Были и люди птицами, да извелись на нет.
Но самолеты сделали, как ни будь, да летать,
Машут стальными крыльями, крутят спиральку вспять.
Хочеться людям-крошкам с Ангелами, как встарь,
Зыбкой пройтись дорожкой, где он потерянный рай?
Попробуй, пройдись сначала по голубой воде,
Чтобы по небу птицей... Вера с надеждой где?
Свидетельство о публикации №121070807378
В сети нашла свидетельство того (не могу проверить его на истинность, но допускаю процент фейковости), что стихотворение, ставшее "народным", написано украинским поэтом Михаилом Петренко, родом из Славянска. Годы его жизни указаны 1817-1862. Музыкальный образ стихам подарила дочь еще одного украинского поэта В.Александрова. Поздняя обработка принадлежит, по словам автора В.Зарембе.
Тема неприкаянности есть в любой классической парадигме, к какому бы периоду и литературному направлению не принадлежал автор. Тема эта обласкана и любима словом, потому что чувство автоиммунной жалости к себе, имеющее далеко идущие проявления, есть почти в каждом из "пограничных" состояний.
Кто-то ищет выход из этого холода через любовь, кто-то через работы и вытеснение простым физическим понятием "усталость", кто-то в этом чувстве находит наслаждение, кто-то его просто описывает...Но это самая легкая волна и эмоция, способная вызвать собеседника или просто читателя и слушателя на резонанс. Поставьте рядом две работы - о счастливой любви и мыканьях изгоя...Публика любит чужую боль, как вакуум воздух, туда и пойдет...Анализируя эти пристрастия, несложно понять, что слова Маяковского про недооборудованность Земли для жизни, а скорее ее предначертанность для "звучных" как эхо уходов, правдивее его многочисленных агиток, вроде "светить и никаких гвоздей"...
Предложенное после эпиграфа стихотворение уходит от глубины подачи боли. В тексте нет формального повода для того, чтобы позволяло назвать его "плачем" или "жалобой" на судьбу. И в этом отношении, автор поднимается над собой и своими проблемами силами художественных образов: тех же птиц, неба, безмолвия, деревьев, людей, самолетов, воды, новозаветных мифов...Автор оппонирует "песне" в теме ухода от "проблем" к "новому неизвестному, но ожидаемо лучшему. И эта сила реальности, где обычно весь негатив сливают на обстоятельства, наивно полагая, что с их переменой, можно переменить и судьбу, в глазах лирической героини выглядит как "перемолотая болью правда"...Желание остаться в этом мире, с его запахами, цветами и пропавшими людьми, высказано не декларативно, а в некоторой степени обыденно и повествовательно. Так мы разговариваем сами с собой, когда нас никто не слышит...И если бы можно было назвать один из признаков "истинности" поэзии, то такой синдром исповедальности был бы в ее арсенале одним из важнейших.
Такой подход напоминает и приближает к монологу Нины Заречной из "Чайки", где она воспринимает себя частью земного круговорота, сочетая в себе грацию падальщика чайки и неуютную и даже отторгающую суть пиявки. Соединяя в себе все этажи жизни, героиня ощущает мир, как оборот праха вокруг времени, а себя в этом карнавале просто маленькой частью вселенской постановки. И в таком восприятии роль "актерства" приобретает несколько иной оттенок, как сознательное включение в эту игру и подыгрывание самой профессией алгоритмам космического замысла.
Но объединяет монолог Заречной с рассматриваемым стихотворением не столько признание себя маленькой частью, сколько направленность на алгоритм существования "здесь и сейчас", а не где-нибудь в каком-ни будь мифическом небе или месте, о котором я пока не знаю, будет ли там лучше. Так, лирическая героиня философски решает проблемы мнимого выбора. Кто-то всю жизнь выбирает пороги, вместо того, чтобы ждать у одного или сделать его таким, чтобы желание бегать пропало. Как ни оттаптывай пространство, больше чем площадь твоей тени, ты на нем не захватишь...И эта способность автора понимать сложные истины не по книгам, а интуитивно, по-хорошему удивляет и становится поводом для уважения.
Не в том смысле, что с этой симпатии можно получить или подарить чувство самоутверждения, а в том, что самые сильные впечатления не любят пустых слов. Но они есть и живут внутри читателя, уже вне семантической зависимости, что они могут исчезнуть в системе языка.Чувства, не озвученные словом, нельзя им погасить. Этим и ценно то ощущение, настроение и волна, которые остаются после внимательного прочтения текста. А то, что автору удалось "обыграть" в нескольких значениях и "народную песню" и "классику", лишний раз доказывает, что "искусство", это не только слова, ноты и краски..Это симбиоз парности чувств "автора и читателя", где текст является уже не единичным фактом публикации, а частью стройной системы взаимоотношений, которую ни отследить, ни предсказать невозможно, а это и есть свобода творчества.
Проблема только в том, что здесь на Стихире, не все умеют читать...Больше листают, оставаясь в футлярах своих одиночеств, в ожидании славы, или просто тишины.
Кшесинская Деметра 09.07.2021 09:22 Заявить о нарушении
Очень Вам благодарна за такую развернутую, исчерпывающую рецензию!
Я точно знаю, что эта песня не народная, но забыла автора, поэтому и написала просто - украинская песня, чтобы уточнить, что это украинский язык, а не какай другой!
Сколько труда и энергии Вы потратили на рецензию моего стихотворения!?
Низкий вам поклон!
Мне так приятно - невероятно!
Закрылось окошко, исчезло лицо,
Но к счастью молчания рвется кольцо!
Словцо донесет ветерок невзначай,
Из далей далеких в мой солнечный край!
Людмила Тельминова -Пензий 09.07.2021 09:40 Заявить о нарушении
Дохнув на поддувало, вдруг вынес язычок,
Возникшего из пепла вчерашнего тепла...
Согретая словами приятность не прошла.
Приятельство - не дружба, а дружба - не любовь,
Перетекают чувства сквозь поколенья вновь.
Здесь связанные нитью, находим всякий раз
Свой миллион открытий в озёрах разных глаз.
Для душ пределов нету, летят туда-сюда,
Подхваченные ветром, преграды - ерунда,
Там в синеве пространства, когда телами спим,
О тайнах мироздания мы с Богом говорим.
Там с душами встречаемся, коль на земле никак,
Со всеми духом близкими, со всеми кто нам враг.
И с теми воспарившими, и с теми кто земной,
Но никогда не встретился здесь на земле со мной.
Не все здесь проникают за пелену веков,
Что жизнь не миг текущий, у вечности есть зов...
У вечности есть память и тайный код планет,
А мы живём веками и смерти вовсе нет.
Людмила Тельминова -Пензий 02.09.2022 09:23 Заявить о нарушении