О Сути и Сущности - Ничего и Всего

Эпиграф к теме -
"О Сути и Сущности - Ничего и Всего"
Понятий много, как лЕса громадьё :
Энергия, Масса, Материя, Вещество,
Но, у Древа Истины, - лицо Одно -
И, просто всё, всё произрастает из него.
Но почему корням разногласий исчезнуть не дано!?" 
***
Да, потому что :
- Философы знают всё Меньше о всё Большем,
- Специалисты же, наоборот - знают всё Больше о всё Меньшем.
И, в конце концов, получится, что :
- Первые будут знать - НИЧЕГО обо ВСЁМ, а 
= Вторые будут знать - ВСЁ    о   НИЧЁМ!
Это изречение, вроде бы, принадлежит Генри Филдингу,
но ссылку на источника подтверждения этого, мне найти не удалось.
***
Генри Филдинг - писатель и драматург XVIII века.
Один из самых тонких и проницательных мыслителей своего времени.
А широкая писательская известность Генри Филдинга основывается исключительно на трёх больших его романах и одной повести - это :
- «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr. Abraham Adams“, 1742);
- «История Тома Джонса, найдёныша» („The History of Tom Jones, a Foundling“, 1749);
- «Амелия» („Amelia“, 1751);
- «Жизнь Джонатана Уайльда Великого» („The life of Mr. Jonathan Wild the Great“) - сатирическая повесть вошедшая в состав сборника «Miscellanies», выпущенного Филдингом в 1743).
Так вот новаторские принципы, намеченные уже в «Джозефе Эндрюсе», получили развернутое выражение в шедевре Филдинга «Томе Джонсе». Вводные теоретико-эстетические главы «Тома Джонса» представляют собою настоящий манифест просветительской эстетики :
- "Задача художника — черпать свой материал из «великой книги Природы».
Правдивое подражание природе — единственный источник эстетического наслаждения. Воображение писателя должно быть строго замкнуто в границах возможного.
«За крайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера… историков и поэтов является - человек» («Том Джонс», книга VIII, 1).
И воспитательно-публицистическое значение литературы — с точки зрения Филдинга — огромно.
Так борьбу с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием, как свою задачу, Филдинг ставил себе в каждом своём романе.
И смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.
Проблема человеческой природы — основная проблема для всего просветительства XVIII века — занимает центральное место и в творчестве Филдинга, в особенности в «Томе Джонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием.
- «Природа человека сама по себе далеко не плоха, —
говорит один из персонажей Филдинга.
— Плохое воспитание, плохие привычки и обычаи развращают нашу природу и направляют её к пороку.
За порочность нашего мира ответственны его правители, в том числе, я боюсь, и духовенство» («Эмилия», кн. IX, 5).
Таким же просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницы беседы Тома Джонса с Горным отшельником («Том Джонс», кн. VIII, 15),
где Том Джонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничеству своего хозяина,
глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.

Однако, согласно Филдингу,
добродетель сама по себе так же недостаточна,
как недостаточен разум,
оторванный от добродетели.

Браво достопочтенный, Генри Филдинг !!!


Рецензии