Свет в окошке. Лампово
К деревне мы подъехали со стороны Сиверского, оставили раскаленную машину и дальше пошли пешком. Лампово называют «сказкой русской северной архитектуры». Здесь нужно передвигаться медленно и смотреть - иначе все самое главное и интересное пройдет мимо тебя…
Деревня эта со своей особой историей. О ее существовании известно с начала XVIII века. Тогда деревня входила в состав Куровицкой мызы и принадлежала царевичу Алексею, сыну Петра I. Упоминание о ней встречается в одном из указов царевича, адресованных своему управляющему. В 1813 году Лампово приобретается героем Отечественной войны 1812 года Петром Христиановичем Витгенштейном.В происхождении названия деревни единого мнения нет. По одной из версий, название Лампово происходит от финского lamppu - то есть «лампа» или lampi - «пруд».
Интереса нам добавляет то, что Лампово называют «старообрядческой деревней», а это встречается довольно редко. Уместно напомнить, что староверы - традиционное самоназвание всех ревнителей церковной старины. Старообрядцами и староверами называют себя и поповцы (у них есть священники), и беспоповцы. Достойных людей из них вышло немало - крепких купцов и промышленников. Достаточно вспомнить знаменитые династии Морозовых и Рябушинских, Кокоревых, Гучковых, Поляковых и Хлудовых, Рахмановых и Бугровых, Зиминых и Солдатенковых, Громовых, и, конечно же, Третьяковых.
«Два перста»… Чем-то это притягивает русского человека на подсознательном уровне, вселяя к таким людям глубокое уважение. Наверное, в нынешней жизни чего-то не достает. Вот и пускаемся в поиски своего душевного равновесия. Хотите, верьте, хотите, нет, а вышли мы потом из деревни с просветленными лицами. Может, оттого, что воды испили в местном святом источнике или с хорошими людьми пообщались? Скорее, все вместе - атмосфера такая, зла окружающего не чувствуешь…
Здесь есть своя община и старообрядческий молельный дом - единственный в Ленобласти. Правда, пришлось поискать его, поскольку встретившиеся нам молодые люди, были мало о нем осведомлены. Видно приезжими были. Свое население в Лампово - сплошь пенсионного возраста. Закрытым старообрядческим поселением деревня видимо никогда не была. Согласно официальной статистике Синода к началу XX века староверческая община в Лампово насчитывала 600 человек. Известно, что в быту у староверов строго соблюдали сложившиеся традиции: бичевалось пьянство, курение табака, брань, запрещалась игра на гармони и шумные праздники, почиталось переписывание религиозных книг. Беспрекословным было подчинение старшему в роду, ему же передавалось по наследству имущество, старший в семье отвечал за всех домочадцев и обязывался оказывать им всяческую помощь. Может быть, от сдержанной, строго установленной и закрытой от чужих глаз жизни так колоритны сегодня старообрядческие дома? Душа человеческая должна в чем-то раскрываться, а талант всегда ищет своего приложения…
Появление первых поселенцев из староверческих северных скитов в деревне связывают с петровским временем. Хотя, единого мнения у краеведов по этому вопросу нет. Если судить по числу сохранившихся самых ранних построек, то большинство их приходится на период XIX века. Видимо после официального прекращения гонений на старообрядцев этот процесс пошел более активно. Сюда стали приезжать семьи из Архангельской и Вологодской губерний. Вместе со старой верой и особым укладом жизни плотники-староверы принесли сюда свое искусство филигранной резьбы по дереву и замечательные северные архитектурные традиции.
Деревня издавна считалась зажиточной. Местные крестьяне уезжали в Петербург и работали там по найму извозчиками. Это позволяло жить в относительном достатке и строить для себя основательные, украшенные богатой резьбой и деревянными кружевами крепкие избы, рассчитанные на многие поколения.
Мы медленно идем по Центральной улице и с восхищением крутим головами. Вокруг нас мир русской народной сказки. Не жизнь у людей, а песня. По обе стороны от нас открываются деревянные архитектурные шедевры. Избы на высоких подклетах, украшенные росписями и резьбой, с примыкающими к ним крытыми дворами. Ничего подобного рядом нет. На таких домах непременно присутствуют таблички, что они являются охраняемыми памятниками старины. Все дома имеют фамилии своих исторических владельцев. Как водится, среди них нет ни одного похожего - каждый имеет свои особенности.
Первым привлекает внимание дом семьи Павловых, или как его здесь называют «Дом с конями», датируемый 1864 годом. Такое название постройка получила из-за наличников на окнах нижнего этажа, украшенных фигурками скачущих лошадей. Вырезанные из тонкой доски декоративные фигурки наполнены экспрессией и выдают руку опытного мастера. Своеобразный фриз тончайшей работы представляет собой балюстрада балкона. Выше его - резной пояс, расположенный возле самого средокрестия стропил.
По дороге знакомимся с работавшим на своем участке стариком. Он помогает нам отыскать у пруда дом Геринга, показывает дома Соколовых, Сафроновых, Прохоровых и Кузьминых. Все эти постройки относится к средине XIX века. Старик охотно рассказывает про начальную школу, построенную в начале прошлого века на средства князя Генриха Федоровича Витгенштейна и предлагает посмотреть на берегу Ламповки старообрядческое кладбище с деревянной часовней.
Обойдя не спеша всю улицу, мы направляемся к источникам. Их в деревне два и они оба освященные. Это место все хорошо знают, и местные, и приезжие. В жару к ним выстраивается целая очередь. Мы тоже подходим к одному из них. Родник для удобства аккуратно выложен камнем, рядом с ним - краткая информация, касающаяся его освящения. Обращаем внимание, что летоисчисление у староверов иное, не как у нас всех - сразу начинаем чувствовать четко вычерченную границу. К этому нужно быть всегда готовым - мир, в котором ты не живешь. Без просьбы с нашей стороны, нам уступают очередь. Мы благодарим и набираем свою маленькую емкость. Вода вкусная и ломит зубы от холода…
Заводим разговор с приезжими дачниками, делимся своими впечатлениями. Рослый бородатый мужчина лет 30-ти сходу сражает меня своей информированностью:
- У этой симпатичной деревни есть своя больная тема. Местные с вами об этом говорить не станут. Во время немецкой оккупации в деревне был сформирован отряд из двухсот пособников гитлеровцев. Об этом подробно написано у историка Ермолова.
- Любопытно. А вы сами-то видели эту книгу?
- Нет, читал про нее в интернете. А еще есть статья Карова - немецкого офицера с русским происхождением. Она издана в Мюнхене. На нее тоже все ссылаются.
- Прекрасный источник для получения ценной правдивой информации. Если честно, не стал бы пачкаться с подобным материалом. Чаще всего люди там пытаются оправдать себя и свои поступки…
- Нет, все это правда. Во время войны здесь находились очень важные объекты. В соседней усадьбе «Дружноселье» у немцев был штаб, а здесь в деревне располагалась секретная разведшкола Абвера. Местные жители, так или иначе, были связаны с ними - всем хотелось жить. После войны многие ламповцы пострадали из-за этого, а кого-то даже отправили в лагеря...
- Хочется узнать о войне за пределами официальной информации. Так у вас больше доверия, правда? Вот и воду для себя ищем родниковую чистую, святую. Только Лампово лучше освободить от подобных обвинений. Сформировать такое крупное подразделение на оккупированной территории в одной деревне, где все здоровое мужское население находилось на фронте в принципе невозможно. Даже если где-то имелись настроения против советской власти.
Да, был массовый героизм, случалось и предательство - сотрудничество с немцами. Об этом сейчас говорят открыто. Только каждый раз с этим нужно внимательно разбираться. Тень на невиновных бросать нельзя. Оккупация, сама по себе, огромное несчастье и жители не виноваты, что оказались под немцами. С последним доводом, кажется, соглашаются все, даже самые информированные дачники…
Что ни говори, а правда всегда дорогу находит - люди ей помогают. Она не всегда похожа на ту, какую хочется видеть. Только знать ее все равно нужно. Спустя несколько дней мне посчастливилось познакомиться с Денисом Ермолиным, председателем поморской старообрядческой общины Лампово. Человек он интересный - этнограф, работает ученым секретарем Кунсткамеры в Петербурге. Денис давно и серьезно занимается историей деревни. Он предоставил мне архивные документы, проливающие свет на эту давнюю историю. Так стали известны списки ламповцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны - 99 человек. Еще 9 человек, в том числе женщины, были замучены и казнены гитлеровцами в период оккупации. Двое жителей деревни погибли 20 апреля 1944 года при восстановлении железнодорожной станции «Александровская». Верить в этих списках можно каждой строчке. Их составляли на общем сходе жителей деревни 31 октября 1984 года.
Кому из массового призыва ламповских мужиков повезло больше - вернулись домой живыми, с орденами и медалями. Сколько среди них было калек и инвалидов - одному богу известно. Возвратились в деревню женщины и дети, которых в период оккупации угнали на работу в Германию, Польшу и Литву. Трудно представить, что все это когда-то нужно было пережить. Низкий поклон всем этим людям и вечная память...
А как же отряд карателей и группы Абвера в деревне? Все это тоже здесь было. Только жители Лампово отношения к ним не имели. По этому поводу есть документы, хранящиеся в Центральном Государственном Архиве Историко-политических Документов Санкт-Петербурга. Среди них протоколы допросов, подробные свидетельские показания бывших советских военнослужащих, сотрудничавших с немцами: «…В Выре мы провели 4 дня. Там тоже были лагеря для военнопленных. В Лампово мы были включены в русскую разведывательную группу.
Вопрос - Можете сказать, что делают эти разведгруппы?
Ответ - Поступает донесение: в таком-то районе партизаны. Сразу направляется разведывательная группа искать следы. Это была разведывательная и контрразведывательная группа. Отдельно там располагался и карательный отряд до 80 чел. В карательном отряде были русские и украинцы, завербованные из перебежчиков 1941 г. и военнопленных 1941 года. Командиром был Соколов Василий Иванович из института им. Лесгафта… Сколько таких групп я не знаю, но последнее время там было до 400 чел. Самая большая группа была в Кингисеппе, состояла она из 53 чел, большинство же групп, от 5 до 9 и 18 чел.
Когда я с Соколовым В. И. говорил, как он попал сюда, тот сказал, что в институте Лесгафта был создан партизанский лыжный отряд. Вижу дело плохо…» Далее, следует подробный рассказ о добровольной сдаче в плен немцам.
«… Штаб I C.A.O. находился в Лампово и руководит этим штабом майор Бакербрад. Майор Бакербрадт руководит всеми русскими группами. А так же в Лампово есть карательный отряд, которым командует капитан Феофанов. Численность этого отряда 80 чел. украинцы перебежчики преобладают 80% всего отряда. В этом отряде есть человек, который окончил диверсионную школу в Эстонии и бывал в советском тылу. Фамилия этого человека Ткаченко Николай, среднего роста, брюнет, нос острый, длинный…»
«В Лампово есть еще небольшой отряд старых карателей. С начала войны они все перешли на сторону немцев и с начала войны они находились в Лампово, неоднократно участвовали в боях с партизанами. Командует ими русский перебежчик старший лейтенант Станислав Шубко. Он же ходил в советский тыл несколько раз в начале войны. Он является самый первый, который стал работать в пользу Штаба I C.A.O..»
Читаешь и понимаешь, каким сильным и опасным был у нас противник. На оккупированной территории гитлеровцы разработали совершенный механизм подавления сопротивления и уничтожения людей. Для жителей деревни Лампово соседство с карателями и группами Абвера стало настоящей трагедией. Эти «свои» злее немцев были…
Оба святых источника находятся в низине, и мы идем по ней дальше в тени деревьев. Теперь над нами возвышается большой старинный дом. К нему из низины наверх ведут каменные ступеньки. Мы поднимаемся по ним и знакомимся с хозяином дома. Вадим, сам он из Петербурга, бывший подводник. После ухода с военного флота долгое время работал на Адмиралтейских верфях. После смерти родственницы решил обосноваться здесь и восстановить этот дом.
Перекладывал по бревнышку - иногда легче новую избу поставить. Владение домом прежде было совместным, только сосед восстанавливать его не захотел. Махнул на все рукой и построил себе рядом новый дом. Вадим проводит нас по своим владениям, показывает зимнюю и летнюю половину. В нижнем помещении, «подклете», устроенном с углублением в землю, лет сто назад располагалась торговая лавка. Вадим поясняет, что подклет позволял поднимать пол жилых помещений и делать их более теплыми в условиях северного климата. Помещение имело самостоятельный выход во двор - низкую дверь. В нем еще сохранились прилавок и полки. Все это историческое, из прошлого времени. Здесь можно рассмотреть и фундамент здания, состоящий из гранитных валунов. Теперь у Вадима тут мастерская. Это не городская квартира - места достаточно. Замечаю, как аккуратно у хозяина разложен рабочий инструмент. Это сразу выдает хорошего, организованного работника.
Потом мы вместе переходим на другую сторону дома. Здесь будут размещаться хозяйственные помещения. «Дом с прирубом», по северному варианту: все сводится под одну общую крышу. Так здесь когда-то было раньше, но по большей части истлело от времени и сырости. Эта часть дома больше подвержена разрушению. Теперь все разобрано и впереди еще большая работа. На строительство дома шла сосна, иногда лиственница. Замечаю по периметру бревенчатой стены вкопанный столб невероятной толщины. Вадим поясняет, что это очень старая лиственница и столб нужно обязательно сохранить. Признаюсь, что никогда не видел таких больших деревьев в лесу.
Меня интересуют ответы на многие вопросы. Вадим спокойно и обстоятельно поясняет, показывает и рассказывает.
- Неужели все это сам делаешь?
- Нет, конечно. Вот, мой товарищ приходит сюда, помогает. Да и веселее вдвоем.
- Работа адская, каторжная, как божье наказание. В город обратно не тянет?
- Нет, не тянет. Я тут цель для себя нашел - восстановить этот дом. Трудно, конечно бывает, но с такой идеей в голове жить интересней. Даже болезни перестали мучить.
- Тут на месте магазина теперь музей можно сделать. Сколько старых вещей осталось…
Вадим скромно улыбается:
- Мысль, конечно, хорошая, только это уже не по мне. Музеями пусть молодежь занимается.
Внука хозяина мы уже видели, ладный красивый подросток лет 12-ти. Увидев гостей, принес миску с клубникой.
- Когда вырастешь, будешь дедушке помогать?
- Он и так уже помогает…
Вадим рассказывает, что тоже получил «охранную бумагу с печатью» от власти. По ней этот дом нельзя ломать. Только где они все раньше были? Старых домов всего 20 теперь осталось. Бумага - она и есть бумага, пользы от нее никакой - одни только обязательства. Фасадную часть дома он восстановил и вернул на окна исторические резные наличники с голубками. На них и сегодня нет ни капли краски.
Мы прощается, и идем к местному молельному дому. По внешнему облику - обычный храм. Он уже закрыт и нам только остается посмотреть на расписание богослужений в Старообрядческой общине поморского брачного согласия деревни Лампово на текущий 2021 год. Можно еще немного узнать об истории самой общины…
Снова выходим на Центральную улицу возле пруда. Стройная фигурка девочки-подростка на плоте и разливающееся вокруг удивительное состояние тепла и покоя. Люди здесь живут и никуда не торопятся. Может, оттого и сохраняются все эти нарядные дома из минувших веков, давно порушенные вместе с барскими усадьбами по всем петербургским пригородам? Размеренная, разумная жизнь, пережившая вместе со всей страной страшное лихолетье и великие потрясения…
Свидетельство о публикации №121070702162
Ева
Ева Гущина 08.07.2021 17:29 Заявить о нарушении