Петропавловки многоголосье

Глыбы Ладоги и торосы
Ледоход по весне приносит.
Петропавловки многоголосье
Шпиль купает в небесном плёсе.

Поколение за поколением
По изгибам вен в океан
В бронзу жизнь отливали гении
Из воспетых Гомером стран,

Восхитились Невы течением
И растаяли в водах Леты
Прокураторы, анахореты,
Шкипера, бунтари, поэты.

Кони Клодта уже не успеют
Вслед за ними лететь в погоню,
Бастионы и сфинксы в метелях
Уцелели в блокадных ладонях.

Ледниковых эпох рассветы
В рапакиви колоннах дремлют,
Саги севера, клич валькирий
Оглашают родную Землю.
***
04.07.2021
 
Кони Клодта: символы Петербурга

Статуи покорения коня на Аничковом мосту.

Наверное, это самые популярные изваяния, сделанные мастером. Эти скульптуры известны далеко за пределами Петербурга, и их давно можно отнести к неофициальным символам великого города.

Изначально две конные скульптуры, выполненные Клодтом, было решено разместить на набережной у Академии художеств. Впоследствии от этих планов отказались, и фигуры заняли своё место на западной стороне Аничкова моста, который был открыт после реставрации в 1841 году.

Восточные устои заняли две гипсовые копии этих скульптур. Через год предполагалось заменить их бронзовыми. Но по указанию Николая I бронзовые скульптуры были подарены прусскому королю. Клодт выполнил отливку фигур ещё раз, но и они перекочевали за границу, на этот раз уже королю Неаполитанскому.
 
Со временем скульптор пришёл к идее объединить все статуи в композицию «Покорение коня человеком». В 1850 году она была представлена публике. Над пешеходами теперь возвышалось четыре бронзовых скульптуры: «Конь с идущим юношей», «Осаживающий коня юноша», «Юноша, поверженный конём» и «Юноша, берущий коня под уздцы».

Со статуями коней связано несколько необычных легенд. Первая из них гласит, что под хвостом одного из коней Клодт изваял лицо своего врага. Мастер предпочёл не раскрывать личность этого человека, для нас тем более это останется загадкой. Хотя современники могли легко узнать образ несчастного.
 
Ещё один интересный факт относится к подковам коней. Подкованы только те из них, которые обращены в сторону Адмиралтейства. Те же, которые смотрят в сторону площади Восстания, подков не имеют. По легенде, кони с подковами идут от кузниц, находившихся в Кузнечном переулке. А неподкованные животные туда только направляются. Имелся ли у мастера такой замысел, мы уже не узнаем.

Великая Отечественная война не обошла стороной и Аничков мост. На одном из его восточных устоев можно увидеть следы от фашистских снарядов и памятную табличку. Скульптуры же, к счастью, сохранились — во время военных действий они были закопаны в саду Аничкова дворца.
_________
 
Гранит рапакиви (колонны Исаакиевского собора).

В старых описаниях этот камень часто именовался как «морской гранитный камень», «финский морской гранит» или «дикий камень». Добывался, в основном, на территории современной Финляндии. Геолого-петрографическое название – «рапакиви» (означающее с финского «гнилой камень») – гранит получил из-за относительно быстрого выветривания. На поверхности земли и до метровой глубины под воздействием солнца, мороза, ветра и дождя камень со временем растрескивался и крошился, но на глубине оставался прочным и крепким.

Облик Санкт-Петербурга эпохи классицизма во многом обязан граниту рапакиви, который с тех пор стал каменным символом северной столицы.

Все граниты рапакиви, употреблявшиеся в строительстве Санкт-Петербурга, добывались из громадного Выборгского массива, занимающего площадь около 18 000 кв. км. Самые известные старинные ломки расположены на берегу и островах Выборгского и Финского заливов: в парке Монрепо под Выборгом, бывшем владении баронов Николаи, и местечке Питерлакс у города Хамина (финск.) или Фридрихсгама (шведск.). Гранит слагает береговые «курчавые скалы», «бараньи лбы» и даже целые острова.

Граниты рапакиви окрашены в красные, розовые тона (розовый финский гранит), реже в серые, серовато-розовые цвета (серый финский гранит). Для них характерен особый неповторимый рисунок, обусловленный его структурой. Порода состоит из крупных округлых или яйцевидных кристаллов («порфиробластов» или «овоидов») полевого шпата микроклина, занимающих более половины её объёма, и рассеянных между ними зёрен кварца и тёмноцветных минералов.

Среди гранитов рапакиви различают две петрографические разновидности, названные по местам разработок: выборгит и питерлит. Овоиды в выборгите окрашены в красные и розовые тона и часто окружены зеленовато-серыми оторочками минерала плагиоклаза. Монолиты выборгитов вырубались под надзором «прикащиков» Суханова для Казанского собора в имении баронов Николаи, в каменоломне Саанлахти в западной части острова Монрепо в черте нынешнего Выборга. Из многотонных глыб артель Суханова вытесала 56 колонн для Казанского собора. Ею же выполнены цоколь Биржи из двух сортов выборгита – розового и серого. Из серого выборгита вытесаны базы Ростральных колонн и вырезаны маскароны в стенах спуска к Неве на Стрелке Васильевского острова.

Позднее стали разрабатываться питерлакские каменоломни в окрестностях деревень Виролахти, Питерлакс, Вилькиля и других, в районе города Хамины (Фридрихсгама). Здесь добывался другой сорт гранита рапакиви – питерлит, – в котором преобладают овоиды без плагиоклазовых оторочек (или вообще нет овоидов). Самый большой в мире монолит гранита весом в 600 тонн был вырублен по способу Суханова в Питерлакской каменоломне для изготовления Александровской колонны на Дворцовой площади.

В каменоломне на мысе Халнеми рабочими людьми Суханова вырубались колонны для Исаакиевского собора. В ломке на острове Сумале вытесаны пьедесталы для статуи фельдмаршалов М.И. Кутузова и М.Б. Барклая-де-Толли. В Вилькиле выломан камень для недостающих колонн Казанского собора, для пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве и для статуй апостолов Петра и Павла перед Казанским собором. С острова Сумари доставлен гигантский камень для изготовления Баболовской ванны.
_____________

Как и кто построил каналы Петербурга (Конец трёхвекового обмана)
 
Санкт-Петербург – это самая явная историческая ложь России, поскольку её может каждый наблюдать в виде античных или «допотопных» памятников архитектуры. И о какой правде вообще можно говорить на фоне такого государственного обмана? Не случайно Питер стал потому колыбелью трёх русских революций, главной целью которых всегда было «правдоискательство».

Формы так называемых "крепостей-звёзд" обрамляют Петропавловскую крепость и были вокруг Адмиралтейства и других частей города (на противоположном берегу Невы).
Да и само современное название города в честь святого Петра подтверждает, что ранее он был третьим Римом с главным храмом в его честь (см. 1), подобным ватиканскому, и названным «Казанским собором» после его восстановления и переделки (см. 2). Посудите сами, в 1703-м году был якобы «основан» Петербург в виде закладки Петропавловской крепости, но которая уже была оформлена и обложена гранитными блоками в виде крепости-звезды.

При этом указ о генеральном плане Петербурга был издан лишь в 1713-м году. И тогда же там обосновался Правительствующий сенат России, хотя война со Швецией закончилась лишь через 8 лет или ровно триста лет назад (в 1721-м году), а Петербург до того времени обозначался на картах принадлежащим Швеции. Так какое это «основание» города? Сколько можно врать?

Канал "река Мойки", одетый в допотопный гранит.
Но самым наглядным доказательством «допотопности» города (его давнишнего существования в наблюдаемом историческом виде) служат многочисленные каналы Петербурга, выложенные гранитной кладкой с общей длиной более 30 км. Стены каналов города находятся до 2/3 в воде с самого его якобы «основания», а вот "кессонные" технологии и разного рода "шпунтовые перемычки" (позволяющие отводить воду от участка строительства) у нынешней цивилизации появились лишь с середины 19 -го века, не говоря уже о явно допотопных блоках ( а не о петровских кирпичах), которыми одеты набережные.

Гравюра Петербурга, А. Зубов 1716-й год. Город уже застроен через три года после указа о генеральном плане? Вот в такую чушь заставляют верить людей.
Лишь в 1910-м году, когда долгое время дул сильный северо-восточный ветер, обнажилось и дно каналов, и Финский залив до Кронштадта, показав в прошлом наличие подобных каналов и в заливе (их можно различить и теперь со спутниковой карты). Был подобный ветер и в 2016-м году. Берега каналов после ухода воды до нулевой отметки оказались в граните до самого дна, которое тоже имеет гранитное основание.

Обнажённые каналы Петербурга после ухода воды от северо-восточного ветра в 2016-м году.
Отсюда лепет, что каналы одела в гранит Екатерина II, - полный абсурд. Во-первых, это огромнейшие строительные объёмы, требовавшие заводских мощностей и средств доставки, а главное – обшивка каналов гранитом под водой - это уже не смешно. Осушение каналов по всей их длине также невозможно. К тому же есть и гравюры ещё 1716-го года, где берега Невы (которую уж никак нельзя осушить) уже обложены гранитом, причём в виде блоков, не предназначенных по их размеру для людей теперешнего вида.

Поскольку нет даже намёков на возможность более-менее адекватной лжи строительства каналов после «основания» города, то это и есть причиной отсутствия любых описаний их создания. Версия возможности строительства каналов и самого города до Петра I на этом же месте из-за другой розы ветров в прошлом (когда могли преобладать именно восточные ветра, сдувавшие воду) не состоятельна.

Фрагмент карты Авраама Ортелия, 1579-й год. Ладога изображена ещё в виде небольшого озера. На нынешнем месте Петербурга пустое место без всяких островов. Контуры нынешней Финляндии тогда были значительно вытянуты на юг из-за движения опускавшихся сегментов верхней Земли.
Ведь в таком случае существование города до Петра Великого было бы невозможно скрыть, и он был бы указан на «допетровских» картах. В реальности же ранее (на картах ещё начала 17-го века) в месте впадения Невы в залив вообще не указаны острова. И есть сведения, что и Нева прежде текла в обратную сторону, а её берега, также одетые в гранит, естественно, не обнажились и в 1910-м году.

Территория Петербурга расположена «в зоне сочленения Балтийского щита, сложенного породами кристаллического фундамента и Русской платформы, образованной древними осадочными породами» (см. 3). И у зоны этого соединения просматривается интересный кристаллический вид гранитоидного комплекса со сложным боковым строением, напоминающим крепости-звёзды.

Дом князя Меншикова на Васильевском острове. С гравюры А. Зубова 1716 года. Набережная Невы полностью в граните.
А это значит, что допотопный город, ставший Петербургом, пришёл как раз ко времени Петра I на его нынешнего место вместе с этим геологическим комплексом, занявшим оконечность Финского залива. Одевание в гранит сегментов верхней Земли в виде «крепостей-звёзд» и городских островов было необходимо для устойчивости их глинистых форм на движущейся гранитной подложке, а не для образования крепостей, как таковых, и неприступных замков. И, если бы предшественник города был до его появления под водой, то была бы затоплена и Финляндия, и Новгород на старых картах. Это элементарно.

Карта Петербурга и окрестностей примерно соответствует территории гранитной подложки, нёсшей античный город. Стрелкой показано движение гранитного сегмента.
Движение (скорее всего, начиная с начала 16-го века) гранитной подложки, на которой лежал город, проходившее в юго-западном направлении (с Севера) сопровождалось одновременно и осадкой гранитоидного комплекса, как сегмента верхней Земли согласной её оболочковой эволюции. Допотопный Петербург занимал значительную территорию, начиная от Кронштадта и кончая Павловском, располагаясь как бы на горном плато, нависавшем в своё время над Ладожским озером и постепенно освобождая его.

Трёхслойная мостовая Петербурга.
Это было по сути подобием горной страны, а не городом. Вот потому на старых средневековых картах Ладога обозначена лишь небольшим озерцом, а допотопный Петрополис не указан, будучи территорией, нависавшей над озером нижней Земли, а не городом. Этим и объясняется отсутствие допотопного города на картах. Не исключена, конечно, и последующая подчистка карт.

Движением верхней Земли объясняется и засыпанность Петербурга «зыбким пылевато-глинистым» грунтом, что выражается в закопанных первых этажах его исторических зданий, как, впрочем, и в других городах по всему миру. И когда вскрывали мостовую вблизи дворцовой площади, под ней обнаружили этот глинистый слой, а под ним – остатки старой допотопной плитки, под которой - опять глинистый слой. Вот потому город не только восстанавливали, но и откапывали, в том числе - и его набережные.

P.s. Разве может быть адекватным вообще разглагольствовать о строительстве Петром I Петербурга, если Северная война закончилась лишь за четыре года до его смерти? Какое может быть строительство города во время затратной войны для завершения которой Россией за Прибалтику была заплачена Швеции сумма, равная её годовому бюджету?

1. 2. http://www.infoeco.ru/index.php?id=139. Геология Санкт-Петербурга.


Рецензии