Дающий крылья
Знойным летним днём по дороге из Коша в Мараканд шли двое: мальчик-подросток и мужчина. Иссушающая жара и долгий путь утомили путников и, увидев в стороне от дороги большое тенистое дерево, они поспешили укрыться под его листвой, от палящих солнечных лучей, и переждать полуденный зной.
В тени огромной чинары, на камышовой циновке, между бугристыми корнями, выступающими из каменистой почвы, сидел сухонький старик, в ветхом латаном халате.
- Ассаляму алейкум, Ака! – учтиво поздоровался со стариком мужчина.
- Валейкум ассалям, добрые люди! - ответил уставшим путникам старик и, приглашая их расположиться рядом, продолжил, - спасая от жаркого солнца, Дарующий, привёл меня к священной чинаре, и для вас он будет также щедр и милостив.
- Благодарим тебя, почтенный, - ответил на приглашение старика, мужчина. - Я учитель из Коша Фарух, а Пулат мой ученик. Уважаемый Ака, а кто ты и куда держишь путь?
- … Я старый пилигрим и иду к Создателю, – немного задумавшись ответил старик.
- Ты знаешь к нему дорогу, почтенный Ака? – спросил мужчина.
- Дороги к Всевышнему я не знаю; Он сам указывает мне путь.
- А долго ли ты идёшь, Ака? – поинтересовался он снова.
- Я иду к Создателю всю жизнь, – ответил старик.
- Но хватит ли у тебя сил, почтенный, до него дойти?
- Несомненно! Мудрейший об этом позаботился.
- Для чего же Всевышний отправил тебя в такой долгий и трудный путь, Ака, ты ведь уже стар?
- По пути, Всевышний поручил мне заботу о людях … вот и вы повстречались мне сегодня, чтобы о вас я тоже позаботился.
- А чем же ты, Ака, нам можешь помочь?! – с улыбкой подметил мужчина, глядя на своего ученика. - Я думаю, что кроме посоха, у тебя нет ни денег, ни даров, ни даже хлеба? Мы сами поделимся с тобой всем, что у нас есть, - добавил он, доставая из мешка приготовленную в дорогу еду и передавая её старику и мальчику.
- Благодарствую, - сказал старик, – да будет ваше угощение вкушено нами с радостью и здоровьем! Он поднял руки, коснулся ими лица и принялся медленно жевать поданную ему лепёшку.
- Ты щедрый человек и, вижу, хорошо заботишься о своём воспитаннике, но знай – дав ему рыбу, ты накормишь его один раз, научив её ловить, он будет кормиться ею всю жизнь.
- Пулат не только мой ученик, но и помощник, с ним мои дела спорятся быстрее и хлеб наш мы добываем вместе, - ответил учитель.
Закончив трапезу, старик поблагодарил Всевышнего и путников за угощение, и обратился к собеседнику со словами: «Ты справедливо заметил, у меня нет ничего, что может вам пригодиться в дороге. Обретающий знание каждый день что-нибудь добавляет, обретающий мудрость - от чего-нибудь избавляется. Мудрость, которой наделил меня Всевышний – единственное, что у меня есть, и я щедро ею делюсь…
- Пулат, - обратился он к мальчику, - вон там, за камнями, есть колодец, возьми кувшин и принеси нам воды. Мальчик взял кувшин и ушёл к колодцу; Наполнив его прохладной водой и напившись вдоволь, Пулат вернулся.
- Катта рахмат, - поблагодарил его старик, - а теперь напои меня и учителя горячим чаем из твоего кувшина.
- Это невозможно, почтенный Ака! - ответил мальчик. - В кувшин налита холодная вода из колодца, я сам наполнил его!
- Всё верно. Из кувшина можно налить лишь то, что в него налили! - и, немного помолчав, спросил учителя: «А кто родители Пулата?»
- Он из многодетной семьи моих соседей. Они доверили мальчика мне на воспитание. Им приходится трудновато, и на обучение детей в семье нет денег, а я обучаю его бесплатно.
- Далеко не всё в жизни можно получить за деньги. И без них, ребёнку, можно дать самое важное и необходимое в жизни - способность на собственных ногах прокладывать себе путь, - сказал старик и, подумав, добавил, - а чему ты обучаешь мальчика?
- Я учу его письму, счёту, искусству рассказа, истории и всему, что умею и знаю сам.
- В жизни Пулата, ты важный человек! Ты – учитель, наставник. И если тебе доверили ученика, то обязательно дай ему крылья и научи летать!
- Но я не могу этого сделать, мудрый Ака, – крыльев у меня нет и летать я не умею!
- Если ты этого сделать не можешь, тогда передай ученика другому учителю - способному дать крылья Пулату и научить летать! – требовательно сказал старик.
- Нет, этого я тоже не сделаю! Я всей душой привык к мальчику и полюбил его, – взволнованно ответил учитель.
- Тогда тебе ничего не остаётся, как сначала отрастить крылья себе, самому научиться летать, а затем научить летать и Пулата!
Учитель вздрогнул и, ничего не ответив, с удивлением посмотрел на собеседника. Но затем, его удивление прошло, он перевёл свой взгляд на мальчика, потом на камни, за которыми находился колодец, потом на далёкий горизонт, где в дымке терялась граница между землёй и небом. Затем его взгляд полетел, и полетел так далеко, что стало непонятно, на что он смотрел, и что видел. Учитель даже не заметил, как старик поднялся, свернул ветхую циновку, взял посох и тронулся в путь…
Прошло время.
Учитель Фарух и его ученик подходили к Мараканду.
Недалеко от главных городских ворот, у дороги, где горожане и жители соседних кишлаков, пешие, и на ишаках, навьюченных поклажей, спешили по своим ежедневным делам, учитель увидел, в стороне от людской суеты, сидящего старика – Идущего к Создателю…
- Ассаляму алейкум, мудрый Ака! Сегодня Великий День! Всевышний снова ниспослал мне нашу встречу!
- Валейкум ассалям, уважаемый Фарух - крылатый учитель! Я рад видеть тебя и твоего нового ученика! Время не потрачено даром – ты отрастил крылья, но у тебя на воспитании другой ученик! – сказал с улыбкой мудрый старик. – Где же твой любимый Пулат, или ты так и не смог научить его летать и тебе пришлось с ним расстаться?..
- Нет, нет мудрый Ака! – взволнованно воскликнул учитель, - он со мной! Обрати свой проникновенный взор в бескрайнюю высь, и ты его увидишь!
Старик поднял голову и посмотрел вверх. Высоко, высоко в небе, широко раскинув мощные крылья, парил юноша…
- Он превзошёл своего учителя, - улыбаясь, тихо сказал мудрый старик. Потом он перевёл взгляд на учителя, тот, не отрываясь и не скрывая радости, смотрел в небо - на летящего ученика, глазами, полными гордости и счастья! Затем взгляды старика и учителя встретились. Улыбка понимания озарила их лица. Оба молчали. Крылатый учитель с благодарностью подумал: «Одно слово может изменить решение. Одно чувство может изменить жизнь. Одна встреча может изменить человека».
2020 год
Мой комментарий.
Когда-то услышав притчу о крылатом ученике, подумал, что она скорее об учителе, чем об ученике и, имея глубокий смысл, и интересную идею, звучит путанно и слабовато. Я изложил притчу, так, как её себе представляю (или возможно, какой она была когда-то). В содержании появилась логика, а идея притчи стала более понятной и жизненной.
Свидетельство о публикации №121070302230
Тамара Калина 24.01.2023 16:30 Заявить о нарушении
Сергей Валерьевич Мальцев 25.01.2023 22:23 Заявить о нарушении
Тамара Калина 26.01.2023 07:16 Заявить о нарушении