Дающий крылья

      (Полагаю будет понятно и близко учителям, воспитателям, преподавателям - тем, кто любит свою профессию и детей)

   Знойным летним днём по дороге из Коша в Мараканд шли двое: мальчик-подросток и мужчина. Иссушающая жара и долгий путь утомили путников  и, увидев в стороне от дороги большое тенистое дерево, они поспешили  укрыться под его листвой, от палящих солнечных лучей, и переждать полуденный зной.
   В тени огромной чинары, на камышовой циновке, между бугристыми корнями, выступающими из каменистой почвы, сидел сухонький старик, в ветхом латаном халате.
   - Ассаляму алейкум, Ака! – учтиво поздоровался со стариком мужчина.
   - Валейкум ассалям,  добрые люди!  -  ответил уставшим путникам старик и, приглашая их расположиться рядом, продолжил, - спасая от жаркого солнца, Дарующий, привёл меня к  священной чинаре, и для вас  он будет также щедр и милостив.
   - Благодарим тебя, почтенный, - ответил на приглашение старика,  мужчина. - Я учитель из Коша  Фарух, а Пулат мой ученик.  Уважаемый Ака, а кто ты и куда держишь путь?
   - … Я старый пилигрим и иду  к Создателю, – немного задумавшись ответил старик.
   - Ты знаешь к нему дорогу, почтенный Ака? – спросил мужчина.
   - Дороги к Всевышнему я не знаю; Он сам указывает мне путь.
   - А долго ли ты идёшь, Ака? – поинтересовался он снова.
   - Я иду к Создателю всю жизнь, – ответил старик.
   - Но хватит ли у тебя сил, почтенный, до него дойти?
   - Несомненно! Мудрейший об этом позаботился.
   - Для чего же Всевышний отправил  тебя в  такой долгий и трудный путь, Ака, ты ведь уже стар?
   - По пути, Всевышний поручил мне заботу о людях …  вот и вы повстречались мне сегодня, чтобы о вас я тоже позаботился.
   - А чем же ты, Ака, нам можешь помочь?! – с улыбкой подметил мужчина, глядя на своего ученика. - Я думаю, что кроме посоха,  у тебя нет ни денег, ни даров, ни даже хлеба? Мы сами поделимся с тобой всем, что у нас есть, - добавил он, доставая из мешка приготовленную в дорогу еду и передавая её старику и мальчику.
   - Благодарствую, - сказал старик, – да будет ваше угощение вкушено нами с радостью и здоровьем! Он поднял руки, коснулся ими лица и принялся медленно жевать поданную ему лепёшку.
   - Ты щедрый человек и, вижу, хорошо заботишься о своём воспитаннике, но знай – дав ему рыбу, ты накормишь его один раз, научив её ловить, он будет кормиться ею всю жизнь.
   - Пулат не только мой ученик, но и помощник, с ним мои дела спорятся быстрее и хлеб наш мы добываем вместе, - ответил учитель.
    Закончив трапезу, старик поблагодарил Всевышнего и путников за угощение, и обратился к собеседнику со словами: «Ты справедливо заметил, у меня нет ничего, что может вам пригодиться в дороге. Обретающий знание каждый день что-нибудь добавляет, обретающий мудрость - от чего-нибудь избавляется. Мудрость, которой наделил меня Всевышний – единственное, что у меня есть, и я щедро ею делюсь…
   - Пулат, - обратился  он к мальчику, - вон там, за камнями, есть колодец, возьми кувшин и принеси нам воды.  Мальчик взял кувшин и ушёл к колодцу; Наполнив его прохладной водой и напившись вдоволь, Пулат вернулся.
   - Катта рахмат, - поблагодарил его старик, - а теперь напои меня и учителя горячим чаем из твоего кувшина.
   - Это невозможно, почтенный Ака! - ответил мальчик. - В кувшин налита холодная вода из колодца, я сам наполнил его!
   - Всё верно. Из кувшина можно налить лишь то, что в него налили! - и, немного помолчав, спросил учителя: «А кто родители Пулата?»
   - Он из многодетной семьи моих соседей. Они доверили мальчика мне на воспитание. Им приходится трудновато, и на обучение детей в семье нет денег, а я обучаю его бесплатно.
   - Далеко не всё в жизни можно получить за деньги. И без них, ребёнку, можно дать самое важное и необходимое в жизни - способность на собственных ногах прокладывать себе путь, - сказал старик и, подумав, добавил, - а чему ты обучаешь мальчика?
   - Я учу его письму, счёту, искусству рассказа, истории и всему, что умею и знаю сам.
   - В жизни Пулата, ты важный человек! Ты – учитель, наставник. И если тебе доверили ученика, то обязательно дай ему крылья и научи летать!
   - Но я не могу этого сделать, мудрый Ака, – крыльев у меня нет и летать я не умею!
   - Если ты этого сделать не можешь, тогда передай ученика другому учителю -  способному дать крылья Пулату и научить летать! – требовательно сказал старик.
   - Нет, этого я тоже не сделаю! Я всей душой привык к мальчику и полюбил его, – взволнованно ответил учитель.
   - Тогда тебе ничего не остаётся, как сначала отрастить крылья себе, самому научиться  летать, а затем научить летать и Пулата!
   Учитель вздрогнул и, ничего не ответив, с удивлением посмотрел на собеседника. Но затем, его удивление  прошло, он перевёл свой взгляд на мальчика, потом на камни, за которыми находился колодец, потом на далёкий горизонт, где в дымке терялась граница между землёй и небом. Затем его взгляд полетел,  и полетел так далеко, что стало непонятно, на что он смотрел, и что видел. Учитель даже не заметил, как старик поднялся, свернул ветхую циновку, взял посох и тронулся в путь…

 
   Прошло время.
   Учитель Фарух и его ученик подходили к Мараканду.
   Недалеко от главных городских ворот, у дороги, где горожане и жители соседних кишлаков, пешие, и на ишаках, навьюченных поклажей, спешили по своим ежедневным делам, учитель увидел, в стороне от людской суеты, сидящего старика – Идущего к Создателю…
   - Ассаляму алейкум, мудрый Ака! Сегодня Великий День!  Всевышний снова ниспослал мне нашу встречу!
   - Валейкум ассалям,  уважаемый Фарух - крылатый учитель! Я рад видеть тебя и твоего нового ученика! Время не потрачено даром – ты отрастил крылья, но у тебя  на воспитании другой ученик! – сказал с улыбкой мудрый старик. – Где же твой любимый  Пулат, или ты так и не смог  научить его летать и тебе пришлось с ним расстаться?..
   - Нет, нет мудрый Ака! – взволнованно воскликнул учитель, - он со мной! Обрати свой проникновенный взор в бескрайнюю высь, и ты его увидишь!
Старик поднял голову и посмотрел вверх. Высоко, высоко в небе, широко раскинув мощные крылья, парил юноша…
   - Он превзошёл своего учителя, - улыбаясь, тихо сказал мудрый старик. Потом он перевёл взгляд на учителя, тот, не отрываясь и не скрывая радости, смотрел в небо - на летящего ученика, глазами, полными гордости и счастья! Затем взгляды старика и учителя встретились. Улыбка понимания озарила их лица. Оба молчали. Крылатый учитель с благодарностью подумал: «Одно слово может изменить  решение. Одно чувство может изменить жизнь. Одна встреча может изменить человека».
   
                2020 год


       Мой комментарий.
   Когда-то услышав притчу о крылатом ученике, подумал, что она скорее об учителе, чем об ученике и, имея глубокий смысл, и интересную идею, звучит путанно и слабовато. Я изложил притчу, так, как её себе представляю (или возможно, какой она была когда-то). В содержании появилась логика, а идея притчи стала более понятной и жизненной.


Рецензии
Замечательная притча и замечательно представлена. Каждый из нас учитель.И не важно, что не педагог. Вот только кто чему учит своего ближнего? Один хорошему,другой плохому.Вы- хороший учитель.Всех Вам благ.С уважением

Тамара Калина   24.01.2023 16:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте Тамара! Благодарю за отзыв. Я по диплому не педагог, а инженер, но учителем физики несколько лет проработал. Ещё лет 5-6 был тренером и воспитателем столько же. Около 10 лет назад был со своей параспортсменкой на кубке России в Хосте. Перед соревнованием экипировались и разминались в зале борьбы, в котором в один из соревновательных дней мы пересеклись с секцией по рукопашному бою. Тогда увидел, как тренер, своему воспитаннику с такой не человеческой жестокостью показывал и пояснял как надо наносить удар в печень человеку, что было ощущение что это не спортивная секция, а криминальная банда по производству отморозков. И, как Вы верно заметили, в действительности, в такой секции можно готовить как спасателей, так и убийц тоже - всё зависит только от наставника. Ощущение грязи и ужаса, во что может превратиться рядовая спортивная секция - не покидает меня до сих пор. Прошло 10 лет, а я не знаю, как это развидеть. Ещё раз спасибо за отзыв. Всего Вам хорошего - и в жизни и в творчестве. С уважением! Сергей.

Сергей Валерьевич Мальцев   25.01.2023 22:23   Заявить о нарушении
Как я Вас понимаю,Сергей. Я не могу это видеть.Просто ради места под солнцем избивать, калечить человека. Этот вид спорта вообще надо запретить. Как можно за это ещё и награды давать.Но ещё больше возмущает количество людей, которым нравится на это смотреть. Средневековье какое-то. С уважением

Тамара Калина   26.01.2023 07:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →