Неизвестному Всего

Верен будь земле, в ней сила.

И. Гёте

Раз в неделю, в воскресенье,
Вольным духом выходить.
В глубине вершить спасенье,
В вечноделании быть.
 
Славный путь Эвфориона,
Что коснулся и пропал,
Взять за основанье трона
Из светящихся зеркал.
 
Кто на троне – неизвестно,
Ни за что не уловить.
Только тронем пяткой место,
Чтоб землёй сильнее быть.

Оттолкнулись! – возлетаем!
Смотрит лаской Божество
И питает – и питаем
Неизвестное Всего.

29. 06 -  02. 07 2021

____________________

И этот и предшествующий стих о Ницше - АнтиНицше - написаны в процессе изучения стихии воздуха Г. Башляра. Мне сразу вспомнился Эвфорион, так как Фауста я перечитывала (переслушивала) прошлым летом. Это пожизненное чтение, вдумчивое.
Эвфорион кажется воплощением воздуха, но не так, как Ницше. Когда бы я ни приступала  к Ницше, он вызывает у меня глубокое отторжение. Если Эвфорион - взлёт, несмотря на последующее его падение, то Ницше - падение всегда, даже когда он пребывает на своих умозрительных вершинах, потому что они безумны и высокомерны. И, как на странно, человечество всегда поддерживает идеи шизофреников. Берёт энергию безумия и развязывает войну.
Так что Эвфорион чудесен в своей прыгучести. Читала о нём некоторые статьи. Пишут, что это воплощение мятежного духа и прославление Байрона. Байрона сразу узнаёшь в финальном похоронном хоре. Но, думаю, что Эвфорион - не мятежный дух, а просто безоглядный от избытка энергии и символ поэзии, которая никак не может без движения. Все же беды Эвфорионовы ускорились оттого, что он приневолил нимфу одну, она сгорела, а он дополнительно воспламенился от неё и получил последствия её проклятья-предсказания: "В склепе под землёй преследуй ускользнувшую победу, в небе опиши дугу" (пер. Б. Пастернака)
Но в моём прочтении долетел всё-таки Эвфорион до Неизвестного, а потом уже пал, подобно Икару, потому что Земля с её страстями и битвами его притянула. Вопрос: почему же он не приземлился на ноги и вновь от неё не оттолкнулся, прыгучий такой.
Я на него ответила. А вы подумайте.

03. 07. 2021


Рецензии