Разум и сознание
https://proza.ru/2018/10/28/881
РАЗУМ и СОЗНАНИЕ
Почему мы говорим о действиях разумных и сознательных? На первый взгляд между ними особой разницы не имеется. Но, даже не углубляясь в феноменологию понятий «разум», «сознание», а, исходя из обыденного опыта, можно обнаружить, что разумное отношение к жизни создаёт основу для осуществления сознательных поступков. Разум – это естественная способность человека определять ближайшие последствия своих действий, причём на стадии намерений.
Люди могут правильно оценивать обстоятельства, в которых находятся, и осуществлять усилия, способные принести наибольшую пользу, или наименьший вред. Поэтому и считают наши действия глупыми, когда совершаем их, не желая принимать в расчёт прямые указания на не добрые последствия. Разве опасные привычки, наносящие прямой вред человеку, не есть ли следствие не разумного отношения к своей жизни? Разве когда кто-то из нас, например, закуривая первую сигарету, не знает о вреде курения?
Разум даёт нам знание, но оно не всегда даёт силу, поступать разумно. Силу, которая способно проявить знание в действиях, делающих их разумными, даёт нам вера. Вера в то, что действия, совершаемые нами, будут нам во благо. Вера, в свою очередь, есть доверие к тому, что нам открывает разум, наблюдая, оценивая факты жизни, поведение отдельных людей. Если мы, обладая знанием о том, что может нанести нам ущерб, не наблюдаем в поведении людей, которым доверяем, действий, подтверждающих истинность открытого нашим разумом знания, то мы и не будем сообразовывать свои действия соответствующим образом.
Возможность применения в жизни знания, открывающегося нашему разуму, определяется тем, есть ли авторитетное подтверждение необходимости этого. Хорошо, когда среди окружающих нас людей, находится те, кто поступает разумно, и мы им доверяем. Тогда и у нас неизбежно станет проявляться желание следовать доводам разума. Но не редко в действительности происходит так, что и присутствие рядом тех, кто на самом деле является примером разумного ведения жизни, вовсе не обеспечивает того, что станем им подражать. Ибо перед глазами множество иных примеров. Поэтому нередко у, по настоящему, добропорядочных родителей дети вырастают, развивая противоположные черты. Всё дело в целях, которые на самом деле, преследуют люди.
Если среди тех, с кем взаимодействуем, сложились определённые правила, то для пребывания нашего среди них мы, несмотря на доводы разума, должны им следовать. При чём для того, чтобы остаться в группе, начинаем сознательно принуждать себя к совершению действий наносящих прямой вред здоровью. Например, редко кто может сказать, что первые сигареты выкуривал с удовольствием. Но если в компании, в которую желаем попасть складываются определённого рода традиции, то, несмотря на доводы разума о том, что следование им опасно, выстраиваем своё поведение таким образом, чтобы соответствовать общему настроению группы.
Таким образом, желание соответствовать требованиям группы, для того чтобы в неё войти, приводит к осуществлению сознательных действий, ограничивающих влияние разума, указывающего на возможность наступления тяжёлых последствий. Подавляет нашу волю то, что можно назвать сознанием группы. Сознание, как и любое качество, присущее человеку, может служить как на благо ему, так и во вред. Разум, как правило, начинает искать оправдание сознательному выбору, каковым бы он не был. Часто решающим фактором воздействия на нашу судьбу является не разум, не имеющееся у нас знание, а характер целей, преследуемым сообществом, в которое мы входим.
Народная мудрость гласит: « с кем поведёшься, от того и наберёшься». Любой коллектив людей обладает всеми свойствами организма, имеет «разум», и каждому его члену открывается некое знание, которое он признаёт. Это можно назвать совместным знанием – сознанием группы. Каждый человек, входящий в неё, принимает на себя обязательства следовать не тем принципам, на которые указывает его разум, а преследовать те цели, которые осознаются группой, как свои.
Разум и сознание соотносятся между собой как воля и свобода. Разум, как и воля, есть то, что присуще человеку естественным, природным образом. Сознание и свобода отражают групповые требования к поведению индивидуума. Они связаны с признанием, осознанием человеком необходимости принятия мер, ограничивающих требования воли и разума. Сознание обладает колоссальной силой воздействия на поведение личности. Характер этого влияния определяется целями, к достижению которых устремляется сообщество: компания, группа, организация, система.
Если наши цели расположены преимущественно во внешней сфере жизни, связаны с земными благами и удовольствиями, то сознание необходимости их получения нами, заставит разум найти оправдание средствам достижения желаемого, а воле проявить силу, обеспечивающую возможность совершения соответствующих действий.
Когда активность разума и сознания начинает проявляться только в одной части творения, то она неизбежно уводит нас от познания Истины, т.е. того, что происходит в процессе перехода друг в друга мира « видимого и невидимого», «земного и небесного». Если цели, нами преследуемые частичны, тогда разум и сознание нам начинают лгать, придавая относительному характер абсолютного. Потому, и совершаем в своей жизни промах за промахом, т.е., грешим, делая поступки, последствия которых проявляются в виде зла.
Сознание у человека возникает как синергия объединённых возможностей ума и сердца в познании Истины. Разум остаётся ограниченным до тех пор, пока игнорирует нравственный закон. Он поднимается до сознания, когда напитывается энергиями религиозного чувства, чувства делающего человека достойным звания Венца Творения. В этом случае разум обретает способность определять высшие цели жизни, и воздействовать на волю таким образом, что она начинает устремлять людей к достижению их. Но само по себе высшее чувство в человеке не способно оказать на судьбу решающего значения. Оно должно быть в нас не только проявлено, но и воспитано.
фото автора
Свидетельство о публикации №121070201541