Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Из сборника "Экскурсия по Санкт-Петербургу в стихах".
Видеоролик по ссылке https://youtu.be/ZP7JjrUwtB8

Мощью завораживает взор,
Вызывает трепет и волнение
Сказочный Исаакиевский собор,
Монферрана лучшее творение.

Вознесясь над городом Петра,
В облаках плывущих утопает
Кафедральный православный храм,
Купола корона золотая.

Виден в любой день издалека.
Крест лучится в солнечном сиянии.
Храм, как стометровый великан,
В мраморно-гранитном одеянии.

***

Статуи апостолов святых
С высоты взирают поднебесной.
Смотрит Иоанн с орлом, застыв.
С ангелом Матвей предстал чудесным.

Марк- евангелист с рычащим львом,
Символом отваги, зверем лютым.
А святой Андрей с косым крестом-
Своей смерти страшной атрибутом.

***

И фигур всех выше от земли
Ангелы парят на балюстраде.
Войны перед взором их прошли,
Бунты и блокада в Ленинграде.

Революций шумных череда,
Наводнения, пожары, голод,
Петербург, хранившие всегда,
Продолжают защищать свой город.

Зрит на Запад Иеремиил.
На груди- «Всевидящее Око».
С «Оком» и архангел Михаил
Смотрит зорко в сторону Востока.

Венец в руки взял Иегудил.
Он на Юг торжественно взирает,
А на север смотрит Уриил,
В лучах солнца меч его играет.

***

Ежедневно, сорок долгих лет
Тысячи трудились неустанно,
Чтобы наконец увидел свет
Проект этот зодчего желанный.

Крепостные и свободный люд
Строили собор в жару и холод,
Много жизней отнял тяжкий труд,
Не взирая, стар был или молод.

Золотили купол на века.
То была нелегкая работа.
Течет быстро времени река,
До сих пор не стёрлась позолота.

К сожалению, люди той поры
Про опасность метода не знали.
Ртути вредоносные пары
Шестьдесят работников забрали.

Жизнь отдали, чтобы засверкал
Этот купол, в небо устремлённый.
Вырубали из карельских скал   
Мастера гигантские колонны.

Привозили в баржах монолит,
Шкурили, чтоб гладок был и ровен.
Всех колонн коричневый гранит,
До зеркальной глади полирован.

Строили огромные леса,
С восхищением люди любовались,
Как легко и быстро в небеса
Мощные колонны подымались.

***

Храм чарует роскошью внутри,
Золотом блистает и камнями.
Малахит, порфир и лазурит
Полыхают яркими огнями.

Уникален сказочный декор.
Разноцветный мрамор красит стены.
Белый, красный поражают взор,
Розовый и желтый из Сиены.

***

Расписать собор привлечены
Были Карл Брюллов, Шебуев, Басин,
Живописцы лучшие страны.
И плафон по истине прекрасен-

Напоенный солнцем небосвод,
Дева в одеянии бирюзовом.
Иоанн Креститель предстает
Вместе с Иоанном Богословом.

Карл Брюллов великий восклицал,
Что под сводом ему стало тесно,
И теперь бы небо расписал.
Стала эта фраза всем известной.

Карл работу завершить не смог,
Простудился и случилось горе-
От болезни он надолго слёг,
И страну покинув, умер вскоре.

Плафон Петр Басин дописал.
Он изобразил евангелистов
Четырех святых на парусах
Под громадным куполом лучистым.

***

Вокруг башни кУпола стоят
Ангелы, сверкая позолотой.
Этих статуй грациозных ряд-
Витали чудесная работа.

Ангелов двенадцать. А меж них
Столько же апостолов взирают.
Петр Басин написал святых.
Они нас с небес благословляют.

С высоты сверкает серебром
Дивный голубь в солнечном свечении,
Осеняя церковь, Божий Дом.
Он- Святого Духа воплощение.

***

За Вратами Царскими- Витраж.
В облаках Иисус Христос парящий,
Как большой мерцающий мираж,
Льётся свет от Бога исходящий.

Плащ пунцовый с золотой каймой.
Поднял руку вверх в благословении.
Красный цвет- знак крови пролитой.
Вьется знамя- символ воскресения.

Из стекла двухслойного фон Гесс
Сотворил шедевр, и впечатление
Создается, что, сойдя с небес,
В храм войдет Господь через мгновение.

***

Двух колонн пленяет красота,
Что мозаикой яркою покрыты.
Обрамляя царские врата,
Синевой искрятся лазурита.

Десять малахитовых колонн
Алтари украсили собора.
На декор ушло шестнадцать тонн
Камня, что необычайно дорог.

***

Беломраморный иконостас.
Он прекрасен необыкновенно.
Николаем издан был указ
О замене росписей настенных

На мозаики. Влажная среда,
Частый перепад температуры,
Холод разрушали навсегда
Живописи хрупкую структуру.

В жизнь смогли задачу воплотить.
Образы торжественны, статичны.
Кантарель лучистая блестит
На иконах ярких мозаичных.

По бокам от дивных Царских врат-
Богоматерь и Христос на троне.
В руках сфера. Царственный наряд.
В плаще синем, пУрпурном хитоне.

***

И Исаакий предстоит святой.
Держит храма он изображение.
Мудрый старец с бородой седой,
Проповедник и монах- отшельник.

Был гоним царем Валентом он,
Как приверженец христианской веры.
В день святого в мае был рожден
Основатель города Петр Первый.

В честь Исаакия назвали храм.
И хранит он Божию обитель,
Ведь Исаак Долмацкий для Петра-
Пресвятой небесный покровитель

***

Здесь представлен деисусный чин
Группою скульптур «Христос во славе»,
Где на троне- церкви Господин,
Слева Иоанн, а Дева справа.

Нам Господь в сиянии предстает
В окружении ангелов небесных.
Изваяния создал Петр Клодт,
Уникальным мастерством известный.

***

«Тайная вечеря» быть должна
Над вратами по канонам храма.
С мастерством большим передана
Глубина и цветовая гамма.

В светлый плащ Иуда облачён,
С расстояния кажется нам белым,
Но вблизи, на самом деле он
Из оттенков разных смальты сделан.

Трапеза с Христом, просторный зал.
Впечатляет дивная икона.
Для мозаики взят оригинал
Мастера Живаго Симеона.

***

Также замечательным холстом
Этого художника украшен
Верхний ярус. В блеске золотом
Предстает «Моление о чаше».

В Гефсиманском молится саду
Иисус Христос перед арестом.
Впереди Его страдания ждут,
Ему все о будущем известно.

Молит он Небесного Отца,
Чтобы избежать сего мучения.
Но испить Он должен до конца
Чашу горькую ради спасения.

Он небесным светом озарён,
Что от ангела исходит с чашей.
Очень скоро примет муки Он,
Искупая кровью грехи наши.


***

Есть легенда, будто Монферран
От цыганки слышал предсказание,
Что умрёт, когда закончит храм.
Вот и строил долго это здание.

От судьбы не смог уйти творец
И как только был собор построен,
Пришел жизни зодчего конец,
Под Парижем был он похоронен.

Не сбылась заветная мечта
Обрести покой в творении главном.
Хоть и верил зодчий во Христа
Был католик он, не православный.

Отказалась церковь погрести
Его в храме по причине веской,
Не смогли на кладбище найти
В Петербурге Монферрану места.

Но его с Российскою страной
Навсегда связали крепко узы.
Здесь стоит собор его родной-
Памятник великому французу.


Рецензии
http://vk.com/vvashi_stihi?w=wall-97137159_39047
Благодарю за разбор стихотворений администрацию группы в контакте "Ваши стихи. Ваша стихия".

ПОД ДАННЫЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ ПОДГОТОВИЛИ ОБЩИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ: ПРИЯТНОГО ЧТЕНИЯ!
Монографический разбор стихотворений, посвященных Исаакиевскому собору авторства Марии Шадриной, требует внимательного анализа как стилистических, так и тематических единиц. Эти стихи образуют единый цикл, объединенный одной темой, но каждой части можно выделить свои отличительные черты.
Похожесть:
Общая тема и настрой: Все стихотворения объединяет посвящение Исаакиевскому собору, его величию и красоте. Чувствуется почтение и даже восторг перед архитектурным шедевром Монферрана. Эта тема проходит красной нитью через весь цикл стихов.
Исторический контекст: Стихи демонстрируют осведомленность об исторических событиях, связанных с собором: тяжёлый труд строителей, использование ртути, события военных лет и революций, сохранение собора сквозь века. Это подтверждает важность собора в контексте истории и культуры Санкт-Петербурга.
Архитектурные детали: Все части цикла глубоко описывают архитектурные элементы собора: купола, колонны, статуи апостолов и ангелов, внутреннюю отделку. Повторяющиеся упоминания элементов создают яркий визуальный образ восхваляемого строения.
Уважение к личности создателей и строителей: Стихи регулярно отдают дань уважения людям, трудившимся над созданием собора. Это наблюдается в упоминаниях крепостных и в признании художественного гения таких именитых живописцев, как Карл Брюллов и Петр Басин.
Разность:
Акценты на архитектурных аспектах: В различных частях цикла по-разному акцентируются те или иные архитектурные элементы. Одни части сосредоточены на внешних элементах — куполах, колоннах, статуях, тогда как другие уделяют внимание внутреннему убранству — мозаике, картинам, витражам.
Структура и художественные приемы: Разнообразие в структуре и употреблении художественных средств. Кроме общей рифмы и метрики, некоторые части цикла фокусируются на персональном восприятии поэта и эмоциональном отклике, тогда как другие больше напоминают прославление или исторический путь, что также придаёт каждое стихотворение уникального тона.
Именное и событийное упоминание: В некоторых стихах больше внимания уделяется упоминанию имен художников или исторических событий (например, войн, революций), что подчеркивает вклад представителей художественной и исторической сфер, тогда как другие сосредотачиваются на архитектурном или духовном величие собора.
Такие нюансы создают циклу стихотворений как единое произведение, но, с другой стороны, предоставляют и отдельные независимые взгляды на объект изображения, позволяя читателю оценить его многообразие и величие с разных точек зрения.

Мария Шадрина Де Паоли   09.01.2025 14:03     Заявить о нарушении