Дивные лики. Лукреция!

   О, Лукреция!
Своею кровью смыть свой собственный позор – зачем?
   Пусть кровь насильников Твоих
Вся вытечет из их вен, а затем -
Забудешь Ты всех негодяев крики
И только Твой, великолепный лик
Останется навек живым, прекраснейшим!  –
Твой лик - великий!
______
/Фото – Лукреция. Деталь. Содома. Галерея Сабауда, Турин ./
  Содома (итал. Il Sodoma, собственное имя Giovanni Antonio Bazzi, (1477, Верчелли, Пьемонт - 1549, Сиена) - итальянский  художник сиенской школы живописи.    Содома принадлежит к выдающимся художникам Высокого Возрождения и раннего маньеризма. В XVII и XVIII веках его считали второстепенным живописцем, однако начиная с XIX века интерес к нему возрос, и в дальнейшем художник занял надлежащее место в ряду великих мастеров.
   Во время пребывания в Риме Содома написал одну из своих самых известных картин, «Лукрецию» (Будапешт, Художественный музей). Трагический сюжет с полуобнажённой Лукрецией, обесчещенной и заколовшей себя кинжалом, чтобы кровью смыть свой позор, так пришёлся по вкусу папе Льву X, что тот наградил Содому крупной суммой и рыцарским званием (Cavalliere di Cristo). Картина была прославлена серией эпиграмм, написанных Эуралио д’Асколи (Аурелио Асколано).
   Впоследствии художник возвращался к этой теме.
Сегодня картина «Лукреция» существует в четырёх вариантах.
   Это произведение, в частности, даёт представление, чем отличалось пребывание Содомы в сохранившем античные древности Риме от пребывания в набожной Сиене: справа от Лукреции изображён персонаж, чей облик был списан со статуи колоссального «Версальского Юпитера» (статуя была найдена на вилле кардинала Франческо Армеллини). Позднее художник неоднократно включал этот типаж в свои картины.


Рецензии