Невероятная. Одалиска!
Ты взору так приятна!
Ты изумительна невероятно!
Ты - ода великолепия! - Торжественная песня, посвящённая красоте!
Ты полна очарования – неправдоподобно-необъятно!
Ты подобна зачаровывающей в ночном небе высоте!
______
/Фото - Одалиска. Жан Огюст Доминик Энгр. Лувр. 1814./
* Одалиска – прислужница в гареме, а также обитательница гарема, наложница.
«Большая одалиска» - одна из наиболее интересных и удивительных работ Жана Энгра. Полотно так гармонично, и одновременно так неправдоподобно!
Энгр всегда ставил во главу угла гармонию композиционного строения, и для достижения оной художник не жалел средств, пренебрегая правдоподобием.
Мы видим обнажённую одалиску, которая нежится на шёлковых простынях. На первый взгляд, всё в картине очень поэтично, целесообразно и правильно, но стоит приглядеться к отдельным деталям, и взгляд улавливает простейшие анатомические несоответствия. Энгр прибавил девушке целых три лишних позвонка на спине, правая рука модели слишком длинная, а левая нога вывернута так, что если бы девушка действительно приняла такую позу, вряд ли речь могла идти о неге и комфорте.
Но художественные цели у Энгра всегда стояли выше каких-то анатомических достоверностей, и хотя критики мгновенно подметили все эти несоответствия картины, всё же «Большая одалиска» выглядит очень пропорционально и складно, благодаря треугольной композиции, которой добивался художник, намеренно «вывернув» ногу героини.
Обнажённое тело на картине представлено необычно – ограниченный эротизм, лишённый откровенности и пошлости, возведён в рамки отстранённого совершенства, что ещё больше подчёркивается восточной атрибутикой.
«Одалиска» писалась живописцем на заказ – Каролина Мюрат, амбициозная младшая сестра Наполеона должна была стать обладательницей картины, однако, полотно так и не было принято госпожой Мюрат, которая более заботилась о политике, чем о делах духовных, и Энгру пришлось продать свою новую работу некому графу.
Позже «Большая одалиска» переехала в Лувр, где можно её найти и сегодня, чтобы восхититься талантом французского живописца, смело преобразующего реальность ради красоты и гармонии.
Свидетельство о публикации №121063006626