Старейшее ЛИТО в России. Галина Петрова

Одно из старейших в России литературных объединений – это ЛИТО при музее А.М. Горького в Казани.
Оно было основано вскоре после создания музея (сейчас – Литературно-мемориальный музей А.М. Горького) его первым директором, писателем Марией Елизаровой. Произошло это в тяжёлом 1942 году, когда в нашем городе в эвакуации оказались многие советские литераторы. Поэтому отцами-основателями ЛИТО можно считать и Михаила Бубеннова и Семёна Никольского.

В течение всей Великой Отечественной войны и в тяжёлые послевоенный годы ЛИТО продолжало объединять начинающих поэтов и писателей. В стенах музея они находили духовную и профессиональную поддержку, и для многих музейные «среды» стали путёвкой в жизнь.

В основе создания литобъединения при музее Максима Горького лежала идея преемственности, ведь великий писатель всю жизнь был наставником молодых авторов. Горький считал, что начинающему писателю нужен не формальный ответ редактора, не краткое пожелание «учиться», а сама учёба, то есть детальный разбор рукописи с объяснением конкретных ошибок и недочётов, товарищеский тёплый совет более опытного литератора. «Знали бы вы, сколько на путях моих я встретил замечательно талантливых людей, которые погибли лишь потому, что в момент наивысшего напряжения их стремлений они не встретили опоры, поддержки. Вот отсюда и происходит моё отношение к «литературным младенцам»…», – писал Горький одному из сибирских писателей.

Эту традицию с честью подхватило ЛИТО при музее Горького. С его историей связаны имена таких известных авторов, как Равиль Бухараев, Роман Солнцев, Геннадий Паушкин, Диас Валеев, Сергей Малышев, Наиля Ахунова, Борис Вайнер, Ольга Левадная и многих других. В разное время в ЛИТО входили около 35 членов Союза писателей РТ.

В разные годы ЛИТО руководили Михаил Бубеннов, Лев Юдкевич, Геннадий Паушкин, Виль Мустафин, Сергей Малышев. Но наиболее важное значение в его истории сыграл Марк Давидович Зарецкий, который руководил объединением более тридцати пяти лет – до марта 2003 года. Сегодня оно носит его имя.Он создал в объединении неповторимую творческую атмосферу, сохраняющуюся и поныне.

Свое детище Марк Зарецкий любил называть коротко: НЛО – «Неповторимое литературное объединение». Характерной чертой его характера был высочайшая требовательность, прежде всего к самому себе. За всю долгую творческую жизнь он выпустил в свет всего два небольших сборника стихов – «Речь» и «Азарт», зато всегда радовался книгам своих питомцев. За темперамент, громкий голос, колоритную внешность и строгий характер ученики за глаза называли его в шутку "Мрак Зверецкий" и посвящали ему стихи, как Сергей Малышев.

Воспоминание о литобъединении

(отрывок)

Когда в стихах я стал невеждой,

искал секреты ремесла,

к музею Горького с надеждой

влачил беспрокие крыла.
В миру надежда без утайки:

«А где на блажь твою диплом?»

Но расцветала наша стайка

среди реликвий под стеклом.
С тех пор цитаты из Тушновой,

Шаляпин с удалью в лице

горчат и возвращают снова

дым разговоров на крыльце.
Где все – таланты, но пока что

толпой не поняты, зато

над почвою приподнят каждый

ревнивой похвалой ЛИТО.
Но слёзы капали по-детски,

клоками в урну падал ямб,

когда кипучий Мрак Зверецкий

из пушек бил по воробьям.
Луща закрученные строки,

разя беспомощность в упор,

он представлял собой жестокий,

вполне естественный отбор.
Нигде не учат на поэтов,

им каждый – ментор и судья.

Трезвеют многие, отведав

разнообразного битья.
Ужасно материться втуне,

глотать обиды скипидар,

но душу, хрупкую летунью,

обязан ставить под удар.
И не сломаться, и в окошко -

«Прощайте, други!», – не сигать,

а дальше выбранной дорожкой

годами трудными шагать.
Её дурман, он, слава Богу,

ни с чем на свете не сравним.

Всё кажется, ещё немного -

и станет ремесло твоим.

Как пишет Наиля Ахунова, «некоторых уже нет, а те далече: не стало замечательных поэтов и переводчиков Сергея Малышева, Равиля Бухараева и Эли Блиновой, а также писателя и режиссёра Сергея Говорухина, поэтессы Ирина Маврина и Светлана Хайруллина ушли из жизни ещё совсем молодыми, Галина Набат утонула, переплывая Казанку, Геннадия Капранова убила молния во время грозы на Каме... Но остались их стихи, они собраны под одной обложкой антологии казанской поэзии «Как время катится в Казани золотое...» (Казань, ТКИ, 2005), где более 100 авторов и много архивных фотографий, а также в новом сборнике «Лики казанской поэзии» (Казань, ТКИ, 2013).

Лидия Григорьева нынче живёт в Лондоне, Вячеслав Баширов – в Нетании, а Пётр Долголенко, проживающий ныне в Ужгороде, открыл недавно на сервере «Стихи.ру» страницу Марка Зарецкого...»

И сегодня литобъединение при имени Марка Зарецкого остается костяком секции русской литературы Союза писателей РТ. Его ведет талантливая поэтесса Алёна Каримова, одна из любимых учениц мэтра ( прим.: с 2017 года Борис Вайнер руководитель  ЛитО им.М.Зарецкого  - от сост.).

Являясь в первую очередь творческой лабораторией, ЛИТО, однако, выполняет не только литературные задачи. Его деятельность имеет и социокультурный аспект: здесь происходит социализация представителей творческой среды в музейном пространстве, люди разных возрастов и разных социальных страт имеют возможность встречаться, общаться, дружить, а часто и помогать друг другу в решении разных жизненных задач. Двери ЛИТО имени Марка Зарецкого открыты для всех – это принципиальная позиция.

Литературное объединения имени Марка Зарецкого приглашает всех, кому не дает покоя «песнь музы вдохновенной», всех, кто жаждет творческого общения и личного самосовершенствования на тернистой писательской стезе.

Галина ПЕТРОВА, студентка КНИТУ-КАИ

2015

Прим.: с 2017 года писатель Борис Вайнер, засл. деятель искусств РТ, лауреат лит. премий М.Горького и Г.Державина, является руководителем  ЛитО им.М.Зарецкого при Музее М.Горького и Ф.Шаляпина.


Рецензии