Один портрет

В далеком 1998 году мной был создан портрет с натуры Владимира Лазарева. Поэта, который всем нам знаком по известным песням.
Одна из песен Аллы Пугачевой, например, "Ясные, светлые глаза вижу я в сиянии дня" на стихи Владимира Лазарева была написана в 1975 году.
Владимир Лазарев - автор песни "Прощание славянки".
Песня "Шум берез" на стихи В. Лазарева(исполняли разные исполнители, среди них Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский).
Известная "Песня о моем городе" на слова В. Лазарева, которую исполняла София Ротару.
М. Кристалинская пела песню "Женщина" на стихи моего земляка Владимира Лазарева.
"Как не любить мне эту землю" - квартет "Улыбка" пел одно время.
Много-много популярных песен было создано этим необыкновенным мастером слова. Но едва ли эта причина подтолкнула меня на мысль о портрете. Даже, надо отметить, что вообще не было подобных причин!
Когда звучали перечисленные песни мне было очень мало лет. И потому мне интересны были детские песни.
Статья "Необычный портрет" в газете "Вечерняя Тула" 6 марта 1999 года Сергея Львовича Щеглова (псевдоним Норильский) приведена ниже. Она характеризует портрет с точки зрения зрителя. Сергей Норильский - журналист, который точно передавал свои ощущения и представления о том, что попадало в его поле зрения. Мне, как автору портрета, можно лишь добавить, что каждый новый сеанс написания портрета приносил и художнику и портретируемому поэту много новых "открытий" в области технологии и техники письма. Итак статья.

"Понимаю, сколь противоречивые чувства - от удивления, сомнений и до полного неприятия - вызовет предлагаемый вашему вниманию портрет  известного поэта, нашего земляка Владимира Лазарева, выполненный молодой тульской художницей и поэтессой Еленой Шершовой ( он выставлен в городской библиотеке на улице Болдуина). Что за взгляд, что за лицо, что за иконопись? Что за сюрреалистические мотивы: ступенчатое окно с видом на море, гуляющие по берегу люди в древнегреческих одеяниях? И тут же "лазаревские" березы и всадник (в котором можно вполне отчетливо узнать Льва Толстого). Что за странная смесь?
   Для того, чтобы все это понять, надо осмыслить эволюцию Владимира Лазарева за последние годы. Наиболее полно она выражена в двух изданиях его книги "Круг понятий", написанной совместно с историком Ольгой Тугановой.
Лазарев-поэт превратился в философа. " Глобально искаженный кровавый XX  век, вероятно, приуготовивший человечество к ещё более жестоким временам, вызвал к жизни и "негативную  диалектику" Франкфуртской школы, и философию "игры ", где высшим проявлением человеческой сущности постулируется "игра" как таковая, в логическом пределе - бесцельная. (Но тогда, безусловно, придется признать плейбоя - как тип натуры - высшей точкой человеческого развития ").
Эти эмоциональные и отчасти саркастические строки - из Седьмого (итогового) трактата, заключающего второе издание " Круга понятий " ( вышло в Москве в издательстве " Гуманитарный
Фонд " в конце прошлого года. Лазарев одержим идеей создания Новой Нео-Платоновской Академии.
Вот уже несколько лет он в своих публикациях ратует за ее основание. Соединение идей Сократа- Платона-Христа-Льва Толстого приводит Лазарева-мыслителя к проповеди Нового Просвещения - в целях формирования наиболее человечного типа воспитания и образования людей. "Воспитание- Образование -Подвиг. Эта необходимость усугубляется глубоким кризисом христианской этики в современном сознании и, в связи с этим, резкой - в крупных масштабах - деградацией человеческой личности. Освещенное слабоволием жизнестроительство теряет внутренние скрепы (скоростные технологических технологические бега в нескольких экономически лидирующих странах вовсе не восполняет эту растущую недостаточность)".
Как тут не вспомнить Льва Толстого: " Устройство внешних форм общественной жизни без внутреннего совершенствования - это всё равно, что перекладывать без известки, но на новый манер, развалившееся здание из неотесанных камней. Как ни клади, - всё будет разваливаться ".
Углубление в эту тему требует особого места и времени. И потому возник портрет, портрет мыслителя.
Добавим к этому, что Елена Шершова, тулячка, выпускница Санкт-Петербургской академии живописи (1996) выполнила портрет маслом на холсте размером 90 x 70 см по скрупулезным советам самого Лазарева. Совместная работа начата была в Москве и продолжалась с января по июнь 1998 года. Лазарев отверг первоначальный замысел художницы нарисовать нарисовать его в реалистической манере.
Причуды! - скажут скептики. Не думаю. В замыслов Поэта-Философа вижу воплощение глубокой гуманистической и религиозной мысли.
Но, повторяю, чтобы убедить в этом тех, кто согласится вникнуть, надо познакомиться с "Кругом понятий" Лазарева.
                                 Сергей Норильский.


Рецензии