О, девушка! Жемчужина!

   О, девушка! Жемчужина!
Подобного очарования Восток не знал!
Стан изумительнейший всех зачаровал!
К невероятной Её скромности пыл  старцев,
Будто бы у молодых, вдруг воспылал!
  Но хочет ли Она быть проданной? Её кто спрашивал?
Кто мир Её волшебнейших желаний знал, выспрашивал?
   Но здесь - падение всех нравов!
И не знают старцы, даже не гадают,
Что любовь для всех славянок, что в гаремы попадают,
Как будто прерванный полёт!
Пусть знают старцы: со славянками нет счастья,
Ведь со старцами объятия  - не взлёт!
_____
/Фото - Фрида перед Ареопагом. Jean-Leon Gerome, Phryne revealed before the Areopagus (1861)./
______
Жан-Леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма. Писал картины разнообразного содержания, преимущественно изображающие быт античного мира и Востока; в конце жизни занимался также скульптурой, пластически реализуя образы своих картин.
   По рассказам авторов античности, один скульптор создал статую Афродиты нагой, что посчитали кощунством. Натурщицей была его любимая женщина – гетера Фрина, что было еще более постыдным для пары влюбленных. Другая же версия гласит: Фрина была в роли Афродиты в Элевсинских мистериях, выходя к народу нагой.
   Так или иначе, оратор – отвергнутый ухажер Фрины, обвинил её в безбожии. Адвокат гетеры Гиперид), поняв, что одними речами обвиняемой не помочь, сорвал с неё одежды, оставив голой перед судьями. Её обнаженное тело произвело такое впечатление, что женщина была оправдана (греки считали, что прекрасное тело не могло содержать тёмную душу).
   Русский критик В. В. Стасов, весьма скептически относившийся к академизму, писал в статье «Художественные выставки 1879 года»:
 «Нет, посмотрите ещё раз на Фрину Жерома, старую знакомку:
там и красота телесная,
там и стыд в дрожащих коленках, ищущих одна другую;
там даже пальцы на ногах, и те говорят: нам стыдно, и стараются как-нибудь согнуться и спрятаться;
так и руки поднялись к лицу и закрыли его.
Вот это я называю: художественное произведение, вот это я называю: чувство и выражение, вот это я называю: художник».


Рецензии