Невероятная. Венера с зеркалом!

   Пленительней никто не видел картины в 1650-м году – 
Венеру обнажённую,
В волшебном зеркале с юным, скромным ликом отражённую!
Кто мог бы в век инквизиции подумать,
Что любовь художника заставит волшебство творить –
О дивном наслаждении изящной думать
И  изумительнейший стан её боготворить!

/Фото - Венера с зеркалом. Веласкес. 1647 -1651. Roke byVenus./
_____
   В период жизни художника Диего Веласкеса испанская инквизиция имела большое влияние не только на жизнь и нравы людей, но и на их творчество. В те времена изображения обнаженных тел были под строгим запретом.
   Художника, нарисовавшего портрет нагого человека, могли отправить в ссылку, лишить церковного покровительства, а его картину сжечь или перекрасить.   
   Как и многие другие творческие люди, Веласкес не стал придерживаться строгих рамок, установленных властью, и создал свое единственное в этом роде творение «Венера перед зеркалом».
    В античной мифологии богиня Венера олицетворяла символ любви, а также возвышенной и прекрасной красоты женщины. На этом полотне она изображена возлежащей на тонких струящихся покрывалах. Она развернута к зрителям спиной, колени ее полусогнуты. В старинные времена Венеру нередко изображали именно в таком ракурсе. Художник сконцентрировал внимание смотрящих на красоте женского тела, умышленно избежав роскошества драпировок и исключив украшения, такие как цветы и драгоценности.
Второй персонаж картины — Купидон, сын богини. Вместо лука со стрелой, с которыми, по обыкновению, его изображают, ребенок поддерживает зеркало, развернутое к матери. В отражении можно рассмотреть нечеткие черты лица Венеры, встретиться глазами с её взглядом. Веласкес нарочно изображает её отражение неправильным, более крупным, чем оно должно быть.
Складки на простынях повторяют контуры фигуры римской богини. Таким образом, художник подчеркивает её мягкость и пышность форм. Основные цвета фоновой композиции довольно просты — это белый, красный и серый, но критикам пришлась по вкусу такая гамма.
Стесненный церковными догмами Веласкес не мог выложить свою картину на всеобщее обозрение. Поэтому долгое время она была замечена только в узких кругах. Лишь в 19 веке её перевезли в Англию, и по сей день она храниться в национальной галерее Лондона.


Рецензии