Юбилей Владимира Луговского отметили в ЛиТО Город
СЪЕМКИ ФИЛЬМА НЕ ПОМЕШАЛИ...
В не особо жаркий июньский день, в среду, 23-го, любимый горожанами музей замечательного русского поэта Сергея Есенина распахнул гостеприимно двери… перед съемочной группой художественного фильма. Сцены в исторических костюмах (судя по всему, ХIХ или начала ХХ века) проходили в одном из интерьерных залов музея, а потому участники литературно-творческого объединения (ЛиТО), чтобы не мешать своей работой съемочной группе, решили направиться не в концертный зал музея (стены в нем звукопроницаемы), а в беседку двора дома, расположенного рядом с музеем.
На свежем воздухе, в тени навеса и деревьев, заместитель руководителя ЛиТО поэт и прозаик Наталья Бондаренко провела свой очередной семинар по поэтическому мастерству. На этот раз тема учебы звучала так: «Верлибр, акцентный стих, белые стихи и стихотворения в прозе». Наталья Константиновна Бондаренко очень интересно, с многочисленными примерами из классики и современности рассказала, в чем особенности тех или иных нерифмованных форм стихосложения, как их идентифицировать и т. д. Безусловно, были затронуты и смежные темы, в частности, что такое поэтизация.
В процессе семинара возникали небольшие дискуссии между семинаристами, но они только подтвердили значимость подобного рода встреч, повышающих творческий потенциал жителей «Литературного города».
Приблизительно после часа заседания на свежем воздухе участники ЛиТО переместились в концертный зал музея (съемки фильма уже закончились), где руководитель ЛиТО член Союза российских писателей поэт, прозаик и литкритик Алексей Кирдянов предложил в рубрике «Новые произведения» выступить по очереди всем участникам заседания.
Первым взял слово член Союза писателей Узбекистана поэт и переводчик Олег Бордовский. Он рассказал о том, что накануне во всем мире отмечалась скорбная дата – 80-летие начала Великой Отечественной войны Советского Союза против гитлеровских захватчиков и их пособников. Будучи ребенком войны, Олег Георгиевич Бордовский запомнил тот роковой день и передал всем присутствовавшим в зале есенинского музея тогдашние ощущения – отчаяние, тревогу. Он в годы войны помогал взрослым, чем мог. Рано начал трудиться, а значит, внес вклад в приближение Победы над врагом и послевоенное восстановление народного хозяйства. Затем Олег Георгиевич зачитал (частично при участии Елены Макаровой) переложенный стихами рассказ одного из участников боевых действий в годы войны.
Елена Майорова, известная в кругу пишущей братии как детский автор, решилась прочесть свои первые опыты в жанре любовной лирики.
А Мурад Якубджанов вместо обычно ожидаемых от него философских стихотворений зачитал свой удивительный по образности и живости сюжета рассказ «Маленькая дама».
Лариса и Сергей Мартыненко (семейная пара) в дуэте разыграли в лицах шуточное диалоговое стихотворение С. Мартыненко об отношениях между мужем и женой, вызвав шквал аплодисментов. Продолжил эту веселую «семейную» тему Сергей «стишатами» (как он их называет) собственного сочинения.
Одна из наиболее прилежных семинаристок, выполняющих все задания «педагога», Альмира Чембарисова, зачитала тройку своих свежих стихотворений.
Завершил рубрику «Новые стихотворения» Вадим Синельников, правда, трудно сказать, насколько новы были прочитанные им несколько стихотворений.
Прежде чем перейти к лекционной части заседания, Алексей Кирдянов известил своих коллег о радостном для него и, будем надеяться, читателей событии – выходе в интернет-издательстве «Ридеро.ру» (г. Екатеринбург, РФ) его второй (номерной) книги стихов.
– Получается, что это уже второе издание моего сборника «“Такая любовь” и другие стихи», – сказал А. Кирдянов. – В первый раз он выходил, бумажный, в 2007 году и практически весь его тираж к настоящему времени разошелся. Так что меня вы можете поздравить, дорогие друзья. Из названия этой книжки видно, что большая часть составивших ее произведений – о любви.
А Кирдянов зачитал два стихотворения из упомянутой (а по сути, скромно презентованной) книги – «Любовь поэта» и «Перед сном».
Осталось время и для краткого, но ответственного разговора о поэте-юбиляре текущего, 2021 года – Владимире Александровиче Луговском. 1 июля исполняется сто двадцать лет со дня его рождения. О его творческой и личной биографии с большим пиететом поведал Алексей Кирдянов, особое внимание уделив тому, что Владимир Александрович трижды приезжал в Среднюю Азию и подолгу в ней находился, включая период эвакуации в Ташкент в годы Великой Отечественной войны. Луговской как никто из поэтов-москвичей ХХ века сумел осмыслить природу и историю Азии. Соответственно, звучали из уст докладчика, в основном, стихотворения В. А. Луговского, описывающие азиатские реалии.
Стоит ли говорить, что слушатели были восхищены изысканным поэтическим мастерством и тонким лиризмом полюбившего наши края легендарного автора-москвича.
Декламацией от любителей поэзии Эллы Зубатовой и Геннадия Ковалева (первая вспомнила одно стихотворение Федора Ивановича Тютчева, а второй – несколько опусов ташкентских стихотворцев) завершилось насыщенное высокими смыслами, щедрое на проявление талантливости заседание ЛиТО «Город».
Следующее состоится уже 7 июля 2021 г. при строгом соблюдении карантинных требований (в зале должно быть занято зрителями в санитарных масках не более 50 процентов посадочных мест).
Для справки. Владимир Александрович Луговской (1901 – 1957) – русский советский поэт, журналист, военный корреспондент. Автор слов для хора «Вставайте, люди русские!» из знаменитого кинофильма «Александр Невский» (1938 г.). Он родился 18 июня (1 июля по новому стилю) 1901 г. в Москве в семье учителя, преподававшего русскую литературу в Первой московской гимназии. Его мать была в юности певицей, затем преподавала музыку. В 1918 г. будущий поэт окончил упомянутую гимназию и поступил в Московский университет, но вскоре уехал на Западный фронт, где служил в полевом госпитале. После возвращения с фронта работал младшим следователем уголовного розыска, учился в Главной школе Всеобуча, Военно-педагогическом институте (1919 – 1921). В 1921 г. служил в Управлении внутренними делами Кремля и военной школе ВЦИК. Писать стихи он начал, будучи курсантом школы Всеобуча, но впервые напечатался в 1924 г. В 1926 г. опубликовал сборник стихов «Сполохи». Был членом группы конструктивистов, с формальной точки зрения разрабатывал новый размер, тактовик, и создал один из наиболее известных его образцов. Затем были изданы его поэтические книги «Мускул», «Страдания моих друзей», «Большевикам пустыни и весны» (создана в результате поездки в Среднюю Азию весной 1930 г.).
В стихах Луговского отразились его многочисленные путешествия (республики Средней Азии, Урал, Азербайджан, Дагестан, российский Север, страны Западной Европы).
В 1930 году вступил в РАПП, стал членом редколлегии журнала «ЛОКАФ».
Зимой 1935 – весной 1936 гг. находился в командировке во Франции. В 1937 году было опубликовано постановление правления СП СССР, в котором некоторые его стихи осуждались как политически вредные. За них В. Луговской был вынужден принести публичное покаяние.
В Великой Отечественной войне участвовал в самом начале, попал под бомбежку на станции Псков, после этого по состоянию здоровья уехал в 1941 г. в эвакуацию в Ташкент. В Средней Азии началось его творческое преображение (см. поэму «Алайский рынок»).
В последние годы жизни, уже в период Оттепели, создал сборники стихотворений «Солнцеворот», «Синяя весна», книгу поэм «Середина века».
Свободная структура эпического повествования, белый стих характерны для творчества Луговского: не следование хронологии, но выстраивание мозаичных рядов, не реалистическое отражение конкретных процессов, но абстракция, рефлексия, метафорическая ассоциативность и исповеднический пафос. Иногда звучит глубокое отчаяние, как, например, в стихотворении «Жестокое пробуждение», которое подвергалось нападкам в 1937 г., но преобладают все же в творчестве Луговского оптимистические тона и страстная вера в «счастье для всех».
В. А. Луговской умер 5 июня 1957 г. в Ялте. Похоронен в Москве. Сердце поэта (по некоторым данным) захоронено в Ялте, на территории Дома творчества писателей им. А. П. Чехова.
* * *
Из стихов, прозвучавших на заседании ЛиТО «Город»
Владимир Луговской (1901 – 1957)
ЛИМОННАЯ НОЧЬ
Луна стоит на капитанской вахте,
На триста верст рассыпался прибой.
И словно белая трепещущая яхта
Уходит женщина, любимая тобой.
Мне нужен сон глубокого наплыва
Мне нужен ритм высокой чистоты.
Сегодня звезды сини, словно сливы,
Такие звезды выдумала ты.
Лимон разрезанный
на лунный свет походит.
Таких ночей
светлей и тише нет,
Тревожные созвездья
пароходов
Проносятся
в лимонной тишине.
Телеграфируйте в пространство,
дорогая,
Что бриз и рейс
вас сделали добрей.
И я рванусь
за вами, содрогаясь,
Как черный истребитель
в серебре.
1928
Алексей Кирдянов (г. Ташкент)
Из книги «“Такая любовь” и другие стихи»
ЛЮБОВЬ ПОЭТА
Моя любовь «сиреневого» лета!
Ты тоже помнишь, как цвела сирень?
Вновь для тебя под музыку сонета
в вечернем небе догорает день.
Перебираешь милые улики –
мои стихи... Отобрала листки...
И поцелуя пряные гвоздики
опять для нас роняют лепестки.
Алексей РОМАНОВ
Фото Сергея МАРТЫНЕНКО
Свидетельство о публикации №121062707641