Венера перед зеркалом

Нидерландский (фламандский) живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) считается главой фламандской школы живописи барокко. Он писал картины на мифологические, историко-аллегорические сюжеты, пейзажи, портреты.

Рубенс проявил себя и как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. По мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры 17 века.
Современники называли его королём художников и художником королей. Он был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV и пожалован рыцарством английским королём Карлом I.

От чумной эпидемии, в возрасте 34 лет, умерла его любимая жена Изабелла Брант, и Рубенс несколько лет не занимался живописью, став дипломатом.
Женитьба в 1630 году на 16-летней Елене Фоурмен стала новым этапом в жизни 53-летнего мастера, исполненным безмятежного семейного счастья.
Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса»), одной из трёх граций, включает её изображение в картину «Сад любви». Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми, со старшим сыном Францем.
В браке с Изабеллой у Рубенса было трое детей, а с Еленой – ещё пятеро (пятый ребёнок родился уже после смерти художника).
*****

Известную картину «Венера перед зеркалом» нидерландский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) написал во втором десятилетии 17 века. Античную богиню любви и красоты он изобразил не в виде гречанки или римлянки, а в образе типичной блондинки-фламандки с пышными формами. Видимо, такой идеал красоты был популярен в то время.
Стихи носят преднамеренно саркастический характер.

Ах, Питер, Питер, что же ты
Так описал любви богиню?
Здесь нет фигуры, красоты,
К тому же видим мы лишь спину.

А где та чувственная грудь,
Что восхищает нас красою?
Пытливым взглядом бы скользнуть,
В мечтах дотронуться рукою…

Не видно талии у ней,
Оплыло тело слоем жира,
И на картине тут твоей
Как будто не красотка мира.

Но что поделаешь: тогда
Красу иначе представляли...
Она для нас – суперзвезда
В прелестном, дивном идеале!
*****


Рецензии