Возвышение писсуара в 20. веке

не буду описывать писсуар, все знают, как он выглядит, а кто-то даже пользовался…
хотя иконографический метод Паноффского дает возможность писать о писсуаре бесконечно, и вот уже о нем написаны искусствоведеческие статьи и даже докторские в большом количестве, в то время как об унитазе ни одной

и все потому что Дюшану из Нормандии пришло в голову выставить этот бедный писсуар в музее… нет. писсуар не бедный… он стоит около двух миллионов, но после произведенного насилия, нет, не над Дюшаном… Его один раз обоссали и один раз на него накинулись с молотком… так вот, теперь он стоит 3, 4 миллиона в иностранной валюте

но вот если бы я… если бы я притащилась в музей с писсуаром, ну, меня теперь бы завернули. Не то чтобы писсуар был какой-то другой, нет, это я другая, потому что не Дюшан и не смогла изобрести велосипед

а если б притащилась с пачкой сливочного масла… ну, как Бойс… вы можете представить, сколько это масло будет стоить, нет, не в супермаркете, а на аукционе, подписанное Бойсом. Потому что масло не продукт питания, а предмет искусства. теперь

а если бы пришла с акулою под мышкой? набросились бы правозащитницы животных и забросали бы томатами… но почему не забросали Дамиена Херста

и запомните. вам нельзя пользоваться писсуаром по назначению, потому что он Писсуар. Иначе дорого будет стоить. дороже, чем осквернение могил. И никакой суд вам не поверит, что это был перформанс

и еще. о пространство-образующей и транформирующей силе искусства…
я вот по ночам во время бессонницы озабочена вопросом. Писсуар так возвысился - стоит теперь в музее. но что стало с музеем… не превратился ли музей тем самым в туалет?

P. S. реди мэйд - практика 20. века, в результате которой бытовые предметы превращались в предметы искусства… например, банки с консервами… но

когда я училась в университете, пришлось пересмотреть достаточно разной средневековой рухляди, которая теперь объявлена предметами искусства, а в средние века это были предметы быта и религиозных ритуалов. Искусством их никто не называл… Тогда не было “искусства” и “художников” в том смысле, как сейчас. Это мы их таковыми считаем, а их ближайшая мечта была стать ремесленником и получить деньги и заказы, потому они и имена свои не ставили.

современное время и люди превратили эти предметы в искусство, то есть, это такой новый ярлык для старого предмета. Под этот феномен возникло и само слово art. Так что реди мэйдом люди занимаются давно, а мне сейчас на ум приходит фраза Гомбриха: искусства нет - есть художники…

P.P.S.
чем дольше я живу, тем больше люблю современное искусство за его хаос, разнообразные концепты, неопределенность, неопределимость, разновекторный характер его расширения (без слова развитие хочу обойтись). как можно его не любить, ведь оно наш ближайший современник, нам посчастливилось быть с ним на ты, потому что оно демократично и лояльно к нам, каждый из нас может его иметь, каждый из нас может его делать, критерии расплывчаты и каждый может провозглашать, рождать новые концепты и переводить из мира нематериального в 3D идеи


Рецензии