И раз пошла такая пьянка

* * *
Нечто похожее наблюдаем и в зубодробительном (с точки зрения логики) начале
Евангелия от Иоанна:

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин 1:1).

Переведём с теологического языка на язык логики: "В начале Произносимое было
равно Произносящему", то есть объект (Слово) был равен субъекту (Богу).
Тождество (равенство, слияние) субъекта с объектом называется "самадхи".

И тут мы вспоминаем о двух типах самадхи – низшем и высшем. Низшее сводится к
равенству (ещё не исчезнувших) противоположностей, которое можно записать в виде
А=-А, откуда (разделив обе части равенства на А) получим 1=-1.

Это выражение хорошо знакомо нам по мнимой единице i, квадрат которой равен минус
единице. Из i*i=-1*1 при i=i следует, что 1=-1. Зримым образом этого противоречия
является лента Мёбиуса, правая кромка которой (1) равна левой (-1), поскольку у
ленты Мёбиуса только одна кромка.

Итак, низший тип самадхи сводится к слиянию субъекта с объектом без их взаимной
аннигиляции. Наблюдатель и наблюдаемое, танцор и танец, поэт и стихотворение
сливаются друг с другом, но не исчезают, оставаясь ненулевыми величинами.
Низший тип самадхи это переход в состояние мнимой единицы i. (Красота!..)

Высший тип самадхи, он же – нирвана, выражаясь словами Бориса Пастернака,
"не читки требует с актёра, а полной гибели всерьёз" и означает переход диполя
или пары А=-А в нульмерное состояние; в точку, расположенную точно посередине
этого диполя или пары.

То есть высший тип самадхи означает переход в состояние нуля, равного сумме всех
ненулевых противоположностей, из которых соткан мир, и которые возможны только
на неизбывном фоне нуля, который иногда называют Абсолютом, а иногда Дао
(или священным слогом "Ом", или "беззвучным звуком" звенящей тишины).

Высший тип самадхи является "центром тяжести" низшего типа самадхи, и всегда
содержится в нём. Например, психологическим центром тяжести влюблённой пары
является любовь, которая "сильна аки смерть", то есть "аки ноль" и "аки Бог",
который "...есть любовь" (1-e Иоанна 4:8).

На первом этапе происходит слияние субъекта с объектом в диполь, на втором –
слияние диполя с его нульмерным центром масс.

Антиномическая, "противоречностная" природа нуля (он положительный и отрицательный,
вещественный и мнимый, постоянный и переменный в выражениях типа 1/0, целый и
раздробленный на бесконечное число взаимно уравновешенных противоположностей)
приводит к тому, что слияние с ним не сопровождается утратой индивидуальности.
Это хорошая новость!..

Ну, и раз пошла такая пьянка, приведём выражение "жизнь вечная" к более понятному
виду, применив к нему двойное отрицание, нейтральное с точки зрения изменения
смысла*. В итоге, получим "не-жизнь не-вечная" или "смерть временная", откуда
рукой подать до идеи о реинкарнациях. И это ещё одна хорошая новость!..
__________
* Например, из "день светлый" следует "не-день не-светлый" или "ночь темна".

...Таким образом, исходное предложение Иоанна может быть преобразовано к виду:
"В начале было лишь единое всеобъемлющее Ничто, равное сумме бесконечного числа
взаимно скомпенсированных в ноль противоположностей". Такое Ничто, предшествующее
всему ненулевому, в точности соответствует хаосу древних греков, Абсолюту А=0,
Маха-Вишну и Дао. Это ответ на вопрос о том, что было, когда ещё ничего не было.

Указав на Слово, затем на пару противоположностей (Слово было у Бога), а затем
приравняв их друг-другу (Слово было Бог), Иоанн сообщил следующее: 0=0+0=0.
Но как красиво он облёк это в слова!

(2021)


Рецензии