Задалеская нана

«Кто спасёт одну жизнь – спасёт весь мир»
(Мишна, Санhедрин 4:5)               
       

Лишь ворон с переломанным крылом,
Кровавую  отыскивая пищу,
По тёплому слонялся пепелищу…
В урочище за брошенным  селом
Лежали витязи на поле бездыханно,
Забывшиеся жутким, вечным сном
Открытые в груди зияли раны.
И обагрённый кровью бурелом
Хранил  следы бескомпромиссной битвы.
Но  душераздирающей молитвы
Никто не слышал. Жители убиты
В окрестностях почти до одного…
И не оплакали в ущелье никого.
Не уцелело ни одно жилище,
Склонившись, почернели небеса,
И наклонили головы леса
Над трупами  мужчин и женщин.
Из  тех , кто не дожили  до седин,
Укрылись только 10 малых деток,
Убежище нашли под сенью  веток
И в норах  тех , что вырыты зверьми ,
От всех , кто именуются людьми;
В расширенных от ужаса зрачках
Жестокостью невиданною,  страх
Посеяв зёрна , иссушил навеки
Глаза, иначе б слёз пролились реки,
В них стала бы солёною вода;
Молчание сковало их уста;
И в душах  дрогнув, вера в человека,
Казалось,  оставляла те места….

Захватчик , по его обыкновенью,
Дабы  в глазах подельников значенье
Своё поднять , велел из черепов,
От мышц освобождённых и мозгов,
Соорудить повыше пирамиду.
Отсюда путь открыт ему в Тавриду,
Там тоже  может он сооружать
Строения такие, что Изида,*
Не научила  б женщину рожать,
Когда бы знала . Даже Сокол – Хор, **
Не выдержав «владыки мира» взор,
Свой  «внутренний»  не стал бы открывать
И вырвал бы его без сожаленья…
Зато его не мучают сомненья:
Всех  рабство отказавшихся признать
«Железномордый», прибывший с Востока
 Решил  с потомством истребить до срока.
Ведь,  чтобы на Олимпе***  устоять,
Хромцы**** , должны не хромых убирать -
Кто против,  за и на пути Пророка.*****
 От взгляда грозного обязаны  дрожать,
Эмира *****воля – это воля рока!
«Моя  прерогатива жизнь забрать
И  все же  страшно мне и одиноко…
Когда-нибудь придётся  умирать,
Закрыть всех устрашающее око.
А много ли тогда в убийствах прока?
Нет никого , кто мог бы устоять…
Как нет преграды горному потоку».
И, всё- таки, до устья от истока
Он в тот поток подбрасывал тела.
(Поздней сюда дорога привела
Других безумцев, вовсе не с Востока…).
Ночь эта непроглядная была,
От холода и голода, и страха
Дрожали дети . С факелом  пришла
Бог весть,  откуда в  древнее Зака*******
Вся в чёрном женщина, но так и не нашла
Живущих в нём . Не сохранились сакли -
Упали  кровли, и на грубой пакле
Нашла лишь  не дышавшие тела.
Спустилась к лесу на краю села,
Звала детей, но ей не отвечали
И сжалось сердце , спряталась  Луна,
И звёзды  лес  густой не освещали .
Но словно, пробудившись ото сна,
В глазах усталых  слёзы  воссияли.
Недолго в свете факела одна
Стояла , Божьи силы помогали.
И прошептали деточки – «Нана», 
И мать свою в её лице  узнали.
И не было светлей того  луча!
Теперь   не только эхо отвечало
 На слабый зов. Гора  окрест дрожала,
И гром гремел, за  молнией влачась -
Ущелье дивным светом наполнялось…
И вера , пошатнувшись, не сдалась!
Уже к утру она их всех нашла:
Отмыла , обогрела, накормила
Лесною ягодой, водою напоила
С из-под земли забившего  ключа.
 И еле – еле ноги волоча
Пещеру ,обнаружив уложила…
Когда забылись дети, так сложилось,
 Пришлось искать в заснеженных  горах
Тропинки,  по которым получилось
Бежать от позабывших  Божий  страх.
История, до нас не донесла
одежд  её  - для нас   не сохранила -
Ни дзаборты*******, ни  шерстяную шаль,
Которою детишек укрывала,
(Лишь устное преданье  и печаль….).
Иначе бы наука доказала,
С какого из окрестных сёл пришла,
И, может быть, установила имя
Горянки той, которой сам Тимур -
«Железномордный»******** , проиграл во имя,
Во славу жизни этот первый тур.
Порок, в бою не знавший пораженья,
Ей проиграет не одно сраженье.
А после возвратится  в Самарканд
Построит много дивных минаретов,
И превратит в седьмое чудо света…
Мемориальный выстроят каскад -
И всё – таки умрёт в своей постели,
Где он лежал  ребёнком  в колыбели.
Но даже те , кто труд эмира  чтут
С молитвой к пирамидам не придут.
Оценят  и  свирепость коварство,
Но не найдут  им  место в Божьем царстве…

Дней десять шли они до Задалески. *********
Там конница заклятого  врага,
Одетая в тяжёлые доспехи,
Пройти  по узким тропам  не могла.
Иначе б стали пирровы успехи.
На горных  склонах удержать осла
В  такую-то распутицу не просто…
А между тем, у старого моста
Под носом у лазутчиков Тимура,
Процессия детишек проскользнула.
Был многотрудным  этот переход:
От ветров телом деток заслоняла,
Кормила травами, а ночью охраняла,
В пещере  сохранявшийся проход,
Доступным остававшийся для зверя.
Порой, сама себе уже не веря,
Сон детский сберегая, не спала,
Теряя силы, всё перенесла,
И  через речки  вброд переносила
Детей , завидев всадников. Дошла,
Слабеющий рукой перекрестила
Бог весть, откуда только взялись силы?!
(Молиться даже не хватало сил).
А, всё  же этот колокол пробил…
В близи жилищ, в пещере разместила,
Умыла , накормила , уложила
На  сене, что недалеко  нашла,
Ушла  просить  ( а сроду не просила)
О помощи. В дом старшего вошла
По старому аланскому закону.
Тут не должна бы ждать её препона,
Она её и правда не ждала:
Там,  сразу, обнаружив состраданье,
К беде своей  и братское вниманье,
Признательность за все её дела.
Но на ночлег в той сакле не осталась,
Ведь, женские дела  - такая малость…
С собою угощения взяла...
К груди головку каждого прижала,
Когда-то точно так , давным-давно,
Своих детей она  в руках держала
И эти дети, тоже, с ней одно.
И снова , как тогда ей грудь сжимало
За тех, кто был слабее  и больней
И железы , как – будто наполняло…
И не было для них её родней.
А на ныхасе старший предложил,
Забрать детей её в свои жилища,
И будет там  тепло, и вдоволь пищи
Для тех, кто эту муку пережил.
Пусть каждая семья на воспитанье
Возьмёт по одному; на четверых
Чурек разделят , тот, что на троих
Был прежде… И нашёл он пониманье.
Пусть сироты, что родом из Зака,
Живут теперь , в селенье Задалески.
Должно быть, Провидения Рука
К их саклям привела детей из леса.
И в тот же день кто обещал, пришёл
К пещере той, чтоб взять на воспитанье
Сирот, но обманулись ожиданья,
Вцепились дети матери в подол,
От лестных предложений отказались
И с ней в жилище мрачном оставались.
Где  можжевельник с треском догорал,
И младший на коленях засыпал.

Решили скопом старшего  спросить,
 «Чем ей помочь, и как нам  дальше быть?
(В ущелье дул уже холодный ветер.)
И умудрённый опытом ответил:
«Нет силы, чтоб могла разъединить
Любовь на том или на этом свете!
Всем обществом придётся дом сложить,
Начнёте строить завтра – на рассвете.»
Дом заложили. Дети подросли
За Задалеских девы замуж вышли,
И юноши, отстроив привели
В свои дома невест, детей растили.
Все выросли достойными людьми
Ничем, не посрамив её седины.
 И мама их  не расставалась с ними
В дни мира  так же,  как и в дни войны.
В селенье этом пришлую любили,
Ходили за советом только  к ней,
Под этой кровлей птицы гнёзда вили,
И много было в доме том друзей.
Нана, она всегда умела слушать,
Чужую боль , как острую свою
Воспринимать , и открывала  душу,
Живущим на Земле, а  не в раю.

Потом  внезапно развернулась шаль,
И унесла  меж  облаков, как парус.
Укрыл её от нас  четвёртый ярус,
Когда из глаз детей ушла печаль...
Так говорит легенда, только местным
Известна  женская могила на краю
Селенья, кто лежит в ней неизвестно,
Но полагают , что душа в раю.
От дома сохранилась часть стены…
Но к ней идут затем, чтобы просила
Нана за нас, чтоб сына сохранила ,
 Сняла печали с женщины печать
И помогла дитя своё  зачать.
 
И семь веков во имя жизни гимн,
Звучит в сердцах и  женщин и мужчин!



Изида*-древнеегипетская богиня ,покровительница семьи, научившая женщин рожать .
Хор** - сын Изиды , имеющий облик сокола, и третье - «внутреннее» око.
Олимп***  Гора, где обитали древнегреческие боги.
Хромцы****Эмир – Тимур (Тамерлан) - был хромым, из-за травм полученных в сражениях и прозванный горцами  хромцом «железномордным».
Эмир ***** - титул Тамерлана, верховного правителя  средневекового  государства со столицей в Самарканд, сторонник одного из направлений в Исламе.
Пророк ****** здесь - пророк Мухаммад(Магомет). Тамерлан был исмаилитом.
Дзаборты********обувь – /чувяки/ – (осетинский).
Задалеск *********горное селение в Дигорском ущелье.
Задалеская нана ********* - мать Осетии, спасавшая детей в средние века. Не канонизирована церковью, т. к. имя её доподлинно никому неизвестно. Существуют предположения ,но они не имеют веских доказательств. Образ может быть собирательным.


Рецензии
"Нет силы, чтоб могла разъединить
Любовь на том или на этом свете!" - нет чище и крепче материнской любви, нет превыше материнского подвига. Спасти, отогреть, отдать всё своё тепло без остатка, может только настоящая женщина. Мне кажется, что это гимн всем женщинам, тем, что не жалея себя, и семь веков назад, и сейчас, в наше время, готовы отдать душу, сердце, всё, что имеют, для счастья слабых и беззащитных. Пусть это не её дети по крови, но она - их МАМА, НАНА, и она мама, заступница всех детей. Ведь мир не должен знать детских слёз. В общем, замечательно, на мой взгляд.

Елена Геннадьевна Воробьёва   24.06.2021 13:31     Заявить о нарушении
Спасибо Елена Геннадиевна!Очень рад , что Вам понравилось.

Юрий Розенштейн   24.06.2021 14:02   Заявить о нарушении