размышления о жизни и поэзии - 9089
05:43
Публикация номер 9089
историкам виднее - а поэтам эпохи уж точно представляются глыбами поэтических представлений, и нередко историки берут их какие-то образы, чтобы эпохи характеризовать.
я вчера смотрел про камни и узелки инков, думая о том, что они тогда пели - а строили они дома из странных кривых каменных глыб - о чем думали, - важно было жизненно и на небо смотреть - но они чувствовали и пели не только на людоедских жертвоприношениях, но любили друг друга, не хотели умирать - наше время полно мелких и крупных бытовых забот и вечных страхов - некие проблемы изменили свой вид, появились друг представления и знания, возможности писать стихи стали иными - на камне было здорово высекать, там пока букву высечешь - да лучше бы высекли тебя самого - а потом - одно слово, ещё, ещё - и сокровенное остаётся для всех потомков.
но современники могли и не прочитать, не прочувствовать...
сегодня многие сокрушаются о том, что печатное слово перестаёт, может быть - уже перестало - быть универсальным мощным средством коммуникации - но стоит напомнить, что некогда господство устной речи "вдруг" уступило место письменности, а сама письменность стала искать все более удобных средств, от наскальной перешла к глиняной, далее - к папирусной - и, наконец, к бумажной....
и тут не замерла - какие-то умники насмотрелись, как начальство ставит кругом печати - и изобрели книгопечатание.
но когда кому-то пришло в голову камни царапать и раскрашивать - слова уже предварялись мыслями, как и в эпоху исключительности устной речи - и когда царапали перьями бумагу - тоже внутренняя речь предваряла письменную.
можно сказать, что переход на электронный набор речевых конструкций здесь в принципе не изменил дела - конечно, как и прежде есть много тех, кто пишет, не думая, совсем или слишком - но и у таких внутренняя речь обязательна, без неё мало толку, хотя конечно есть - мб, больше, чем прежде - оперирования с гештальтами, образами, целями блоками, речевых текстов - но пока это ещё исключение, внуренняя речь имеет материалом оьразы звуков, соответствующие достаточно графическим элементам, так что в этом плане меняется только форма носителя текста.
но мы из истории представляем, насколько меняли жизнь человека такие изменения коммуникации, и следует понимать, что многое, кажущееся не очень и связанным с переходом речевой коммуникации на электронный носитель, на самом деле меняют очень многое.
вообще электроника начиная с элементарной, проводной и радиосвязи, идя нога в ногу с транспортной эволюцией и другими прогрессивками, существенно изменила жизнь каждого человека, поменяла ряд ценностей, даже повлияла и на какие-то человеческие параметры.
не говоря о том, что цивилизация может очень быстро себя уничтожить - уже ясно, что быстрые изменения - это черта времени, ускорение - это отличие от иных эпох, и можно заметить, что отчасти наиболее инертным материалом здесь является сам человек, для которого и в соответствие с его интересами делается материальный прогресс.
геополитическая картина мира уже для старшего поколения изменилась заметно до очевидности, прежние представления о войне как передвижении войск со столкновениями уже лишь наши предрассудки, все делать усилия понять очевидное - смерть ло него лично донесут в любую точку без излишних движений личного состава войск.
и это, как многое другое - транспорт, связь, торговля, интернет - делает устройство мира иным, скажем провинциальность и колониальность лишаются число географического значения, - кстати - и территориальное устройство государств уже становится больше политическим аргументом, нежели реальностью - человек снится обитателем переменного мира.
казалось бы, это не может мешать наслаждаться цветами, небом ,звёздами, испытывать чувства, думать, жить - и поэзии не стоит волноваться и беспокоиться.
наиболее внимательным поэтам все же становится яснее, что любование простым цветком меняется во времени, ведь вызывание чувства у читателя - это не просто описание предмета - даже у живописца и фотографа копирование есть отправная точка, а цель - вызывание чувства - вопреки ыундамертальному прелоассудку, что чувства вызываются правильным изображением или описанием предмета - на деле правильное - это не копирвание, а применение средств передачи чувств.
и здесь есть в наше время форсирование различия между развлечением и искусством - то есть - между консервативностью и штамповостью человеческого интереса - с одной стороны - и необходимостью нового.
человек не может восприримать без подготовки некое художественное сообщение на незнакомом совершенно языке, так что художник высокого искусства всегда лавирует между штампами и новациями, а не художник, развлекательный бизнесмен, изощряется в комбинировании штампов, порой в этом проявляя такую изобретательность, что её принимают за мастерство или даже искусство.
мы слышим в россии о том, как озабочены наши - они нас официально объявлять врагами - стало быть - наши враги по их собственному позиционированию - о наших правах и свободах, будто у них вся забота только о нас.
но мы же не только от наших пропагандистов видим и всю фальшь этих их усилий - скажем , авториарность и псевдодемократия у нас их тревожит вплоть до усилий ухудшить нашу жизнь до невыносимости, вплоть до войны, где нас придётся уничтожить в ьолшос количестве, не меньше уж чем японцев в Хиросиме и нагасаке и даже американских индейцев - ради нашей "своьоды" наши враги почти открыто грозят часть нас уничтожить и часть - поработить.
в счастливой аравии таких проблем наши враги не усматривают - и тут как ни крути - мы чуть подумав, не только из-за того, что власть с нами как на подводной лодке, - мы уже видим их фальшь, и можем сами понять, что их сказочное благополучие - это именно результат таких обманов других народов, и все их права и свободы, народная власть - это тюлька, которая с удовольствием глотается их сытыми гражданами, но нами, находящимися в автоитарном состоянии бодрости - как выбор между порабощение части и ликвидацией нашей сути - для нас такие предложения сделать те народы ещё богаче - не очень подходят не только из-за слишком высокой цены - в принципе - в нашем обществе все права и свободы регулируются иначе, у нас нет иллбзий, что бедные люди определяют или могут определять процессы через государство или некие приспособленные насдападе сезанищыьскрыаанря власти богатых узурпантов - наши бояре да чиновники делать тоже вид, будто они наши слуги, но наш имманентный жизненный юмор именно таков, что не даёт нам самообманываться и верить оьсану нашей власти - такое состояние для нас -:существенная ценност, ведь оно и спасает народ от чудилования элиты, возвышения пидорастии как ключевой ценности, я имею в виду в широчайшем смысле - а не только несчастных гомосексуалистов, имеющих психиатрические параметры, - мы все понимаем, что при постановке задачи добиться такого часового обжорство и безудержного бытового излишества как на западе, нам придётся стать в нашем понимании бездарными клоунами, лицемерами, как западные пропагандисты и властители, - когда нашему простому человеку сотвсеми его нормальными пороками и недостатками, - ему ясны наши кажущиеся убогими ценности, наши отношения с нашим властителями, вовсе не такие раболепные, как примитивно изображают западники - наши ценности идут из внутренней умеренности, конечно , не пропагандируемой так, как любовь к деньгам и обогащению любой ценой на западе - у нас умеренность спонтанно регулирует всё, она так же незримая как этика, также слаба на вид, как само добро, и так же мощно определяет нашу жизнь - скажем, всеобщее отношение к коррупциия, к суду, к самой власти - у нас это отношение иное, и потому власть в существенной мере сама не замечая зависит от масс, совершенно не организованнывх политически и социально.
наше искусство имеет то же свойство, проходя нередко через гонения и отстранения от народа - но оно живое, только власть всегда содержит попсу, чтобы попса помог управлять массами, так что для власти настоящее искусство - есть неприятный момент, однако - негласный закон тут таков, что попса обязательно должна прикоывться настоящим искусством, чтобы иметь видимость искусства - потому власть и среди настоящих художников поддерживает тех, кто имитирует попсу и видимость ангажированности - так что власть некоторым образом поддерживает минимум настоящего искусства, и искусство у нас поддерживает тление, однако - в конечном счёте остаётся корпус настоящего искусства, который поддерживает баланс народа и власти.
23 июня 2021 года примерно 07:14
***
Свидетельство о публикации №121062301336
Димитрий Поляков-Погодин 23.06.2021 10:12 Заявить о нарушении
Август Май 23.06.2021 12:58 Заявить о нарушении
Димитрий Поляков-Погодин 23.06.2021 13:41 Заявить о нарушении