День Памяти. Война за Любовь
Искусство восходящее.
Искусство катарсическое.
Искусство и современность.
Проживание Красоты включает нас в такие энергии, которые вдохновляют нас и питают нашу душу, наполняя ее гармонией. Это искусство восходящее, возвышающее, восхищающее.
Но, как и многие другие феномены нашей жизни, восприятие искусства подвергается сейчас искажению. А точнее заужению, когда отбрасыванием, игнорированием одних составляющих и упором на другие – эти другие приобретают гипертрофированное значение. Хотя сами по себе они не несут негативного смысла. Просто возникает дисбаланс, неполноценность восприятия, а конкретно Современное ставится во главу угла, пытаясь «отправить на задворки» Вневременное.
Да, одна из задач художника – это отражение своего времени, но задача эта не единственная. «Современность» является вложенной частью, подзадачей более крупного понимания – задачи отражения Реальности. И если художник не реализует вторую подзадачу, которая нам знакома как «Прекрасное, Доброе, Вечное» - возникает перекос, отображение современности становится пустой формой, не наполненной смыслом. Точнее, не наполненной здравым смыслом – тем самым прекрасным, добрым, вечным.
В качестве первого примера: творчество Катерины Билокур, украинской художницы ХХ-го века.
--здесь была ссылка-- но - теперь она в рецензии
Современность Билокур была в том, что она смогла всё-таки реализоваться как художница. Да, это потребовало от неё абсолютного намерения, вплоть до риска собственной жизнью. Да, даже после признания не удалось избежать материальных трудностей и тягот, которые в конце жизни перекрыли ей возможность продолжать заниматься единственно значимым любимым делом. Но она воплотила свою Мечту, совершенно безумную мечту для крестьянки любого времени, а ранее ХХ-го века просто невозможную.
И вот это было очень современно. Я бы сказала даже в тренде. И дело тут вовсе не в феминистических настроениях, а в росте сил Женственности в человечестве, настоящей Женственности с большой буквы, вечного начала Вселенной, которое не противопоставляется Мужественности, а соединяется с ней в танце жизни, оставаясь собой.
***
Концепция Прекрасного, Доброго и Вечного не всегда реализуется через нежность. Есть произведения, где этот процесс происходит через драму, через болезненный процесс, наполненный резкостью и еще более настойчивой необходимостью труда зрителя.
Это катарсическое искусство.
Здесь хочу рассказать о творчестве белорусского художника Михаила Савицкого, современника первой героини.
Для Савицкого, узника концлагерей, очень важно было, чтобы выстраданные им образы нашли путь к сердцу человека и его способности сопереживать. По его словам, чтобы написать картину, иногда нужно «сжечь душу». Особенно это чувствуется в цикле полотен «Цифры на сердце» (1974–1987).
http://aldusku.livejournal.com/35156.html
«Долг художника — не только найти язык — как говорить о мире, но и выявить смысл — что говорить о мире.»
-- здесь была ссылка - теперь она в рецензии --
Долг и Труд зрителя - отыскать и взрастить в себе Доброту после просмотра этого антивоенного и антициничного цикла. Если не отыскивается доброта и сострадание – это уже цинизм, «отмороженность» души.
***
Это Искусство как подвиг. Искусство как подвижничество. Искусство души.
***
Иллюстрации:
К.Билокур «Колхозное поле», 1948 г. и «Цветы», 1942 г.
М.Савицкий «Мадонна Биркенау», 1978 г.
Свидетельство о публикации №121062200071
Данила Ма 09.01.2023 18:30 Заявить о нарушении
Юля Жинь 09.01.2023 20:55 Заявить о нарушении