Жертвенность Из очерка 1 Истоки

                «ЖЕРТВЕННОСТЬ»

                Очерк 1 «ИСТОКИ»


                Комментарий автора к штендеру акции «Бессмертный полк-2018» семьи Волкодавов-Волкобинских: «Наша бабушка Ксения Григорьевна Волкобинская (Волкодав) (06.02.1891 – 04.04.1976 гг.).


                Комментарий автора к фрагменту снимка из архива: «Ксения Григорьевна Волкобинская, в девичестве Волкодав (06.02.1891 – 04.04.1976 гг.), моя бабушка по линии мамы, от неё начало всего нашего большого рода».


                I. БАБУШКА КСЕНИЯ ГРИГОРЬЕВНА ВОЛКОБИНСКАЯ

                Первое воспоминание о моей бабушке, бабе Ксении, связано у меня со сладкими-сладкими конфетками, что привозила она в своём мешочке, и по утрам угощала своих многочисленных внуков, моих братьев, сестёр, и меня. Мы со средним братом, Витей, как коты, ходили вокруг этого мешочка, облизывались, и ожидали, когда бабушка угостит нас.»

                Мы жили в своём доме, на хуторе Верхняя Ставрополька, что на Кубани. Местность живописная. Предгорье Кавказа. Лес.

                А лес – это и дрова, и строительный материал. Это и урожай груш, фундука, кизила и глёда (боярышника колючего). Это дикие кабаны, волки, лисицы и зайцы.

                Это и разработанные поля. Посевы ячменя, пшеницы, кукурузы. Огромные поля суданки и кукурузы на силос для скота.

                Это и бахчи арбузов и дынь. Целые плантации клубники.

                С кавказских гор по лощине стекает речушка Куафо, приток реки Абин. По её левому берегу и расположился хутор. В заводях мы ловили рыбу. Купались летом. Собирали по берегам ягоды ежевики. Или малины, как называют её на Кубани.


                Комментарий автора к снимку из его архива: «Бабушка Ксения Григорьевна Волкобинская, (сидит в центре в белой шали) с группой отдыхающих на экскурсии в доме-музее А.П. Чехова, г. Ялта, 15 февраля 1956 года».


                В тот, памятный мне приезд бабушки, в конце 50-х годов прошлого века, я ещё не ходил в школу. В доме появилась строгая, сухонькая старушка. И, почему-то, чужая. Что это? Откуда у меня такое впечатление о первом приезде бабушки? Не знаю! Скорее всего, от общего отношения к ней в семье. Ведь другую бабушку Прасковью Григорьевну Ищук, что по линии отца моих сестёр, Луки Петровича, любили и звали нежно «бабуся»!

                Бабушка мне казалась недосягаемой. Живёт в каком-то Севастополе, в Крыму. Это так далеко было для меня. Она была недосягаемой и в смысле общения. Не было того тепла, что я ощущал от моей мамы и сестрёнок, Люси и Галчонка.

                Сказывалось ещё негласное обвинение бабушки в той беде, что приключилась с сестрой Галей. Во время войны она переболела полиомиелитом. Так и осталась инвалидом на всю жизнь. Что тогда могла и не сделала бабушка, я не понимаю. Кажется, необходимо было накрыть ребёнка чёрным платком. Какое действие должно было произойти от этого чёрного платка, не понимаю.

                Родилась бабушка ещё в конце 19 века, 6 февраля 1891 года, в семье станичной учительницы Волкодав. Богатая и рыбная станица Темрюкская, с 1860 г. город Темрюк.

                Анализ фамилии: В Истории Кубанского казачьего войска Щербины, издания 1913 года, я нашёл, как некий офицер, казак по фамилии Волкодав, будучи больным, попросил двух других офицеров выполнить его долг, поехать служить в казачий полк в Польше.


                Комментарий автора к снимку из Интернета: «Вот, эти места на Кубани, где разворачивается жизнь рода Волкодавов – Волкобинских:
                Станица Темрюкская, с 1860 года г. Темрюк, где родилась бабушка Ксения Григорьевна Волкодав, вышла замуж за Льва Евгеньевича Волкобинского, писаря казачьей станицы, и родила детей Ивана, Елену, Нину, Зину, Михаила и Льва.
                Хутор Солёный, близ станицы Ахтанизовской, где учительствовала наша мама Нина Львовна Волкобинская, где вышла замуж за Луку Петровича Ищука, где до войны похоронены сестра Аня, двух лет от роду, и братья Володя и Вячеслав, несколько месяцев от роду, где родились мои сёстры Люся и Галя.
                Хутор Верхняя Ставрополька между городами Крымск и Абинск, где родились мы с братом Витей.
                Город Славянск-на-Кубани, где я окончил школу, где встретил свою школьную любовь Олюшку Ковалёву. И где похоронена бабушка Ксения.
                Посёлок Октябрьский (чуть севернее Ольгинского кордона), где живёт сейчас семья моего старшего брата Бориса.
                Посёлок Незаймановский, близ г. Тимашёвска, где проживают семьи детей моего дяди Вани Волченко.
                Город Краснодар, где в настоящее время проживает мой сынуля Сергей и сноха Сетлана Ищук с моими внуками Кирюшей, Лукой и Александром Сергеевичем Ищуком, младшим».


                Был ли это предок наш, или это однофамилец, не знаю. Да и фамилии у казаков появились после переселения запорожцев на Кубань в конце 18 века при Екатерине ;. До этого были прозвища. Возможно и «Волкодав» подобное прозвище.

                Бабушка наша познакомилась со станичным писарем, Львом Евгеньевичем Волкобинским. Фотографию дедушки мне показал дядя Лёва уже в зрелом моём возрасте, в 1982 году. Дед был из семьи адвоката. Переселенцы из Тверской губернии. И фамилия была Волокобинские.


                Комментарий автора к снимку из архива: «На руках у меня племяница Юлька Сабаева. Рядом Ксения Григорьевна Волкобинская, в девичестве Волкодав (06.02.1891 – 04.04.1976 гг.), моя бабушка по линии мамы, от неё начало всего нашего большого рода».


                Анализ фамилии:
                Волокобинские, пробивавшие волок для перетаскивания судов по суше от одной реки до другой. На Кубани, сменили фамилию, чтобы избежать числа 13 букв, так стали Волкобинскими.

                Трискайдекафобия (или тердекафобия, от древнегреческого ;;;;;;;;;;;; – тринадцать и ;;;;; – страх) – болезненная боязнь числа 13. Этот страх считается суеверием, исторически связанным с религиозными предрассудками.

                Специфический страх перед пятницей 13-го называют параскеведекатриафобией или фриггатрискайдекафобией.

                На сегодняшний день среди исследователей нет единого мнения о происхождении трискайдекафобии.

                По одной из версий, число 13 может считаться «плохим» уже только потому, что оно больше 12, числа, которое является священным у многих народов.

                Кроме того, существует библейское предание, косвенно связанное с числом 13 – на тайной вечере Иуда Искариот, апостол, предавший Иисуса, сидел за столом тринадцатым. С этим преданием связывают самую распространённую в Европе и США в XIX веке примету, связанную с числом 13 – если за обеденным столом собрались 13 человек, один из них умрёт в течение года после трапезы. Позже в христианстве распространилось апокрифическое убеждение, что Сатана был 13-м ангелом.

                По другой версии, страх отчасти вызван и тем, что в еврейском календаре (лунно-солнечный календарь) некоторые годы состоят из 13 месяцев, тогда как солнечный григорианский и лунный исламский календарь всегда насчитывают только 12 месяцев в году.

                Трискайдекафобия имеет корни и в мифологии викингов: бог Локи был 13-м богом в древнескандинавском пантеоне.

                Кроме этого, карта XIII в колоде Таро обозначает Смерть.

                Венчались Ксения и Лев в Храме. Батюшка пошутил во время венчания: «Ну, Ксения, Божья странница, 18 лет давила волков, всю оставшуюся жизнь будешь бить их!» Так она стала носить фамилию Волкобинская.

                О дедушке из воспоминаний сохранилось лишь то, что слышал от мамы. Во время нэпа он имел своё дело, но разорился, принёс домой мешок с обесценившимися деньгами.

                Дети бегали во дворе, размахивали ассигнациями и кричали: «Миллион лопнул!»

                В 2011 году дядя Лёва написал в письме, что дедушка в Гражданской войне воевал на стороне красных. Из тюрьмы его освобождали красные казаки.

                Дедушка умер в середине 20-х годов прошлого столетия, похоронен в г. Темрюк.

                В начале 20 века Ксения Григорьевна родила трёх сыновей, Михаила, Ивана и Льва, и трёх дочерей, Елену, Нину и Зину. Первенец, Елена умерла ещё в младенчестве.

                Михаил умер в молодости, в 1934 году. С коллегами по работе, по пути в Иркутск, остановились в Златоусте. Сходили в баню. После парной попили холодного пива. Дядя Миша заболел двусторонним воспалением лёгких и умер. Похоронен он на кладбище Златоуста. Остальные дети моей бабушки прожили сложную жизнь.

                Вот эти два момента, рождение бабушки в конце 19 века, 6 февраля 1891 году, и её учительство, незримой нитью связывает меня со всем тем русским, что составляет суть России. Это и труд на земле! Это и интерес к искусству, особенно, литературе!

                Это и любовь к нашим братьям меньшим: корове, собаке, кошке и другой живности во дворе! Это и любовь к родным пепелищам! Это, наконец, глубокий интерес к тому, что ты есть на этом свете! Для чего живёшь на этой Земле!


                Комментарий автора к снимку из его архива: «Бабушка Ксения Григорьевна Волкобинская, наша мама Нина Львовна Ищук с Юлькой Сабаевой на руках, мои сестрёнки, Люся и Галчонок, и Александр Ищук, г. Славянск-на-Кубани, лето 1968 года».


                Второе воспоминание о бабушке связано с её приездом к нам, в город Славянск-на-Кубани в середине 60-х годов прошлого века. Моя двоюродная сестра Нина Сабаева, дочь нашей тёти Зинаиды Львовны Разумовой, готовила дипломную работу в консерватории. И нуждалась в покое от своей дочери, Юльки. Так на целый месяц у нас поселились бабушка с моей замечательной племянницей Юлькой!

                Есть и другой вариант причины их приезда! Об этом Юля рассказала мне совсем недавно, в 2011 году. За Ниной ухаживал молодой человек. Но, замуж она вышла за Анатолия Сабаева. И причиной приезда бабушки Ксении и Юльки стала семейная ссора. Нина некоторое время жила врозь с Анатолием. И вставал вопрос о разводе. Так, что Юльку увезли из Севастополя подальше от родительского конфликта.

                Мне, особенно, понравилось в этот приезд бабушки то, как она отзывалась о моих занятиях по хозяйству и по огороду: «Хозяин!» Я с 10-летнего возраста был за главного мужчину дома.

                Мы жили значительно лучше, чем на хуторе Верхняя Ставрополька. Имели своё хозяйство. Корова, Фиалка, с такими глубокими синими глазами, давала молоко. А это и молочные блюда, и сметана, и творог, и сырники, и вареники с творогом.

                Каждый год корова приносила по одному телёнку. Телята подрастали на продажу. А это дополнительный доход в семье. А какое молозиво мама приготавливала из первого молока после отёла коровы!

                Два кабанчика подрастали к Новому году. Один на продажу, другой – на убой. А это: сало, мясо, колбасы, жир, солёный окорок, шкварки. В хозяйстве имелись птицы и два сезона были кролики. Куры приносили яйца и пух. Утки шли на мясо и пух. Кролики давали мясо и шкурки. Главное, всё своё! Где ещё могли бабушка и Юлька так хорошо поправить своё здоровье!

                Юлька – самое настоящее ЧУДО! Меня особенно радовало, что, наконец-то, в нашей компании мальчишек появилась такая славная девчушка с бантиками.


                Комментарий автора к снимку из его архива: «Моя любимая племяница Юльчик Сабаева, г. Севастополь, лето 1968 года».

                Вот, как нас с Юлькой укладывали спать. Рано, в 9 часов вечера! Юльку – она ещё ребёнок. А меня – потому, что утром в школу. Ну, кто же будет так рано засыпать. И я предлагал племяшке тихонько, чтобы не слышали взрослые, разучить песенку Буббы Касторского из фильма «Неуловимые мстители»: «Я Бубба Касторский – отличный куплетист…».

                Юлька быстро запоминала. Ей нравилось, что такое внимание проявляют к её персоне. А главное, не надо спать! Но, требовалось подтверждение её несомненных успехов в исполнении куплетов Буббы. И тут Юлька громко демонстрировала свои способности. Нам влетало от взрослых за эти проделки: мне больше, Юльке – меньше. И мы засыпали.

                А вот, как Юлька училась самостоятельности: утром в выходной день мы с ней просыпались чуть позже, чем в будние дни. Я предлагал племяшке самостоятельно одеваться.

                Платьице и колготки она сама одевала. А вот, с сандаликами выходила проблема! Юлька не помнила, куда подевала их с вечера. Наконец-то обнаруживала обувь под кроватью. И предлагала мне достать сандалии. Я настаивал, что это делать она должна сама.

                Вот, логика ребенка! «Это должны делать взрослые!» – безапелляционно заявляла моя Юлька. На вопрос, «А почему не дети!?» – я получал убийственный ответ – «Потому, что там пыль!» И на другой вопрос – «А, что, для взрослых нет пыли!?» – можно было услышать: «Нет! Для взрослых пыли – нет!»

                Далее я прибегал к насилию, Юлька отправлялась под кровать, за своими сандаликами. Однако конфликт продолжался. Так на крыльце дома Юлька потребовала, чтобы ей подали руку, и она могла спуститься по ступенькам. И после исполнения её желания, Юлька считала, что её дядя наказан за насилие над личностью!

                Следующее воспоминание о бабушке связано с переживаниями за её судьбу. Мужа моей двоюродной сестры Нины – Анатолия перевели в город Дубна.

                Начался длительный процесс объединения квартир бабушки и моей тёти Зины в Севастополе. А затем и обмена севастопольской квартиры на Дубну. По какой-то причине бабушку из Дубны сначала препроводили к её сыну Льву в Москву.

                Позже, в 1990 году, тетя Зина объяснила мне, что бабушке не хватало крымского солнца и тепла в этой мокрой и туманной Дубне. Дядя Лёва сразу отправил бабушку Ксению на Кубань, к моей маме. Где она и прожила свои последние дни. Мы все сочувствовали бабушке.

                Охладели наши отношения с тётей Зиной. Дядю Лёву понимали и прощали его. Уважали его, что на протяжении всей своей службы ежемесячно высылал своей маме по 25 рублей.

                Каюсь, относился к бабушке в этот период снисходительно. Посмеивался над её некоторыми просьбами: «Витя, – просила она моего среднего брата, – закрой калитку, мухи летят!» Не приведи Господи, нам дожить до такого отношения собственных детей и внуков в своей старости!

                Ещё одно воспоминание о бабушке Ксении связано с важным событием в моей жизни. 14 августа 1974 года моя мама и бабушка благословляли нас с Галей на долгую жизнь вместе. Бабушка просила запомнить, что она, в свои 83 года, благословляла нас. Мы с Галей это помним!

                И самое позднее воспоминание о бабушке Ксении: я в последний раз видел бабу Ксению за два месяца до её смерти. Она просилась, взять её и маму к себе, в город Брянск. «Я хоть в кладовочке, буду жить, забери нас отсюда!» Это было первое моё место службы. И первая моя однокомнатная квартира.

                Мама одна скрасила последние часы жизни бабушки. Бабушка капризничала и одновременно просила дочь спасти её от смерти. 4 апреля 1976 года не стало бабушки Ксении.

                Брат мой, Борис, взял на себя все хлопоты, связанные с похоронами. Отпевали бабушку в Храме, в центре города Славянска-на-Кубани. Дядя Лёва приехал из Москвы и провожал свою маму в последний путь. В 1977 году мы с мамой и Борей поклонились её могиле на городском кладбище.

                Натали САМОНИЙ
                ХОЧУ БЫТЬ БАБУШКОЙ!

              Очки надела Владушка:
              – Теперь я тоже бабушка,
              Теперь я очень взрослая,
              Я взрослая хозяйка!
              Ответила ей бабушка:
              – Ты портишь глазки, Владушка.
              Очки чужие врЕдны нам,
              Быстрее их снимай-ка!

Старушкой быть успеется
Мной будешь, разумеется.
Но быть ребёнком лучше,
Ведь детство беззаботно…
Расти, дитя, играючи,
И дел-забот не знающи,
Ведь детство очень коротко,
Года – бесповоротны.

              Будь маленькою умницей,
              Послушною разумницей,
              Ты с детства будь хозяйкою,
              Чтоб позже – мамой стать.
              А там, глядишь, и бабушкой,
              Бабулей станешь, Владушка,
              Бабулей настоящею,
              Чтоб с внуками играть.

–Ура! Я буду бабушкой,
Чтоб внукам печь оладушки,
Печь пироги и торты,
Рулетики с халвой…
Чтоб сказывать им сказки,
Чтоб целовать им глазки…
Я буду самой лучшею,
Ведь буду я тобой!

                Натали САМОНИЙ, 23.04.09 г. (Натали СамОний – ударение в фамилии на втором слоге!
                Опубликовано: (http://rustih.ru/natali-samonij-xochu-byt-babushkoj/)
                © Copyright: Натали Самоний, 2009. Свидетельство о публикации №109052506881


Рецензии
Светлая память Вашей бабушке...
Благодарю за публикацию моего стихотворения!

Моя бабушка Татьяна, приехав в город в гости, была удивлена, что люди друг с другом не здороваются... Она, по деревенской привычке, здоровалась с каждым прохожим!
Некоторые удивлялись, а некоторые улыбались...
С уважением, Наташа.

Натали Самоний   18.06.2021 13:38     Заявить о нарушении
Наташенька!
ОГРОМНОЕ СРПСИБО!

Да пусть Милостивый и Любящий нас Господь Бог не оставляет Вас и Ваших близких без Своего попечения и благословения!

С уважением, Александр.

Александр Ищук 12   18.06.2021 18:10   Заявить о нарушении
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!

Александр Ищук 12   18.06.2021 18:11   Заявить о нарушении