Жертвенность Из очерка 1 Истоки

                «ЖЕРТВЕННОСТЬ»

                Очерк 1 «ИСТОКИ»


                Комментарий автора к фрагменту снимка из его архива: «Директор школы, Василий Иванович Зеленовский, преподавал историю и обществознание. Школа № 17, г. Славянск-на-Кубани, май 1971 год».


                2.6.14. Средняя школа № 17

                В пятом классе ещё одна несправедливость была совершена против меня. На уроке физкультуры, в раздевалке девчонок мальчишки во главе с Артуром Манукяном «подчистили» карманы одноклассниц.

                На переменке, в школьном дворе, ко мне подбегает этот Артур и просит подержать кассетник с монетами. Я без всякой задней мысли взялся за это дело. Витя, учился в этой же школе, в восьмом классе, подошёл ко мне и забрал кассетник.

                И надо же такому случиться, подходят ко мне старшая пионервожатая с этим Артуром. И тот без зазрения совести, указывает на меня, как на вора! А у меня и кассетника уже нет!

                Благо Витя был неподалёку, видел всё это, и вернул кассетник.

                Меня повели в учительскую «на разборку». А там уже «шьют» мне дело! «Эти с фермы все такие, вороватые!» И всё в таком духе.

                Хорошо, классная руководитель, Зинаида Петровна, заступилась за меня: «Этот не мог такое совершить!» А так точно, поставили бы на учёт в детскую комнату милиции. Или как там это тогда называлось, не помню.

                Ещё от одной беды и позора хранил меня Бог. Я приболел в тот день, когда учителя «накрыли» наших мальчишек за безобразным делом, на переменке «щупали» девчонок за интимные места. Визг, крик стоял такой, что из учительской решили заглянуть в класс. И ОБНАРУЖИЛИ!


                Комментарий автора к снимку из его архива: «Мой 5 класс, школа № 17, г. Славянск-на-Кубани, май 1966 года.
                В центре Тамара Афанасьевна Зубарева, «тычинка», преподавала ботанику, рядом слева: Зинаида Петровна, классный руководитель, преподавала русский язык и литература и Нина Петровна, математик.
                В первом ряду третья слева, Юлька Плохотнюк, вместе пришли из началки. С ней рядом, Люда, моя соседка по парте, постоянно подкармливала меня.
                Крайняя справа во втором ряду, Наташа Аверина, лучшие мои друзья с Любой Керкез (эта в шестом классе придёт к нам). Потом, в 10-м классе, к нашей компании присоединится Валя Орлова».


                Этот пятый класс расформировали. Так, что с шестого до восьмого класса мы учились с другими ребятами. Мне было больше всего жаль свою соседку по парте, Люду! Никто меня так больше не подкармливал, как она!

                Мне было 9 лет, когда Галчонок повезла меня в детскую библиотеку и записала там, как читателя. Вот теперь для меня открылся огромный мир книг! Я читал их запоем! Бывало, доходило до того, что просто обложка другая, а я беру книгу, потом разбирался, что уже читал!

                Вечерами, в доме надолго воцарялась тишина. Все лежали по кроватям и читали книги, при этом щелкали подсолнечные семечки. Такая была атмосфера в доме. Телевизор появился только в колхозном «Красном уголке».

                Все соседи собирались смотреть три важных передачи: хоккей, фигурное катание и художественные фильмы. А так больше всего читали дома книги!

                Восьмой класс мне запомнился курьёзным случаем. Была такая практика в стране, писать всесоюзные сочинения на злободневную тему. Вся страна готовилась к празднованию 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. И нам была предложена соответствующая тема: «Во всём советуюсь с Лениным!» Это было самое короткое моё сочинение за всю жизнь.


                Комментарий автора к снимку из его архива: «Мой 7 класс, школа № 17, г. Славянск-на-Кубани, май 1968 года.
                В центре: Любовь Петровна Рубайло, классный руководитель, историк.
                В первом ряду вторая справа, Юлька Плахотнюк, с ней ещё одна Юлька, в шестом классе организовывала «травлю» на меня.
                Крайние справа и слева во втором ряду, Люба Керкез и Наташа Аверина, лучшие мои друзья.
                Третья справа во втором ряду Алла Терещук, была влюблена в меня, но на целую голову выше меня! А как сказать ей об этом, и не обидеть!»


                Я написал: «Мне и в голову никогда не приходила мысль: советоваться с Лениным!» Моя добрая Светлана Александровна! Все мальчишки были влюблены в нашу новенькую учительницу русского языка и литературы.

                Она просто посоветовала мне: «Не всегда обязательно высказывать то, что думаешь!» И никаких разборок.

                Наш восьмой класс расформировали. Был сборный 9-й «В». Ничем он мне не запомнился, кроме одной, до сих пор неприятной для меня вещи. На ленинских чтениях все что-нибудь рассказывали о Володе Ульянове. Ну и я попёрся со своим рассказом о том, как дедушка Ленин любил детей, и гладил кошечку.

                Это значительно позже мы узнаем о кровавой истории нашего народа.

                Стыдно до сих пор. Ведь никто мне не поручал эту тему. Сам поддался общему настроению описания эдакой лубочной истории вождя.

                Из трёх девятых классов сформировали два. Мой 10-й «Б» класс был сильным. Просто умненькие и одарённые мальчики и девочки собрались здесь. К нашей компании (Наташа Аверина, она оказалась в 10-м «А», Люба Керкез и я), добавилась Валя Орлова. Она очень сильная девочка в математике.

                Списывать я никому не давал. Но, было правило: приходите за 20 минут до начала занятий, я все объясню, что непонятно. Вот так мы и учились.

                Каюсь, при этом делал исключения, на контрольных работах, если сам успевал выполнить свой вариант под копирку, то решал ещё и другой, тоже под копирку. И все копии расходились по классу друзьям.


                Комментарий автора к снимку из его архива: «Мой 8 класс, школа № 17, г. Славянск-на-Кубани, май 1969 года.
                В центре вверху – директор школы, Василий Иванович Зеленовский, ниже его – Любовь Петровна Рубайло, классный руководитель, историк, вторая справа от директора – Зинаида Александровна Адамова, любимая моя учительница математики, вторая слева – Светлана Александровна Пучкова, учитель русского языка и литературы.
                Слева вверху Дмитрий Александрович Присяжнюк, учитель немецкого языка, приветствовал моё прилежание в этом предмете. Рядом с директором два завуча: слева – Яков Михайлович Мингалёв, а справа Лидия Сергеевна Кулешова, её муж преподавал нам физкультуру.
                Третья справа – Тамара Александровна Зубарева, «тычинка», учитель ботаники, а первая справа Валерия Александровна Кондря, учитель химии.
                С Любой Керкез и Наташей Авериной мы оставались друзьями. Алле Терещук  я так и не смог ответить взаимностью. Володе Шкурай всеми силами помогал в учёбе, в его дворе я оставлял свой велосипед, каждый день «наматывая» 5 км от дома к школе и обратно. Его мама, одинокая женщина с благодарностью подкармливала меня обедами.
                Мишу Драгалёва и Володю Зубкова буквально «натаскивал» перед экзаменами по всем предметам.
                Самая успешная девочка Наташа Дорохина после окончания 8 класса переехала в Волгоград. В девятый класс в сентябре 1969 года пришло только полкласса».


                Старшеклассники писали всесоюзное сочинение. Я взял и повторил опыт моего брата Бориса. И написал историю нашего «лётчика», как называли мы своего бригадира колхозной фермы.


                Комментарий автора к снимку из его архива: «Мой 10 класс, школа № 17, г. Славянск-на-Кубани, май 1971 год.
                Вверху третий слева – директор школы, Василий Иванович Зеленовский, преподавал историю и обществознание, вторая слева – Тамара Николаевна Ващенко, классный руководитель, преподавала биологию, справа от директора Николай Павлович Шатохин, учитель математики, жаль, злоуптреблял спиртным, первая слева – Ида Александровна Бондаренко, завуч.
                Она предложила мне в начале учебного года поделиться организацией самоподготовки к выпускным экзаменам, а конце года вмешалась в развитие наших отношений с моей школьной любовью Олюшкой Ковалёвой.
                Серёжа Дирацуян смог 24 апреля 1971 года познакомить нас Олюшкой Ковалёвой.
                С Любой Керкез и Наташей Авериной (она – в 10-м «А» классе) мы оставались друзьями. К нам присоединилась Валя Орлова.
                Володе Ивченко и Серёже Битюкову я помог сдать экзамены. Буквально «натаскивал» по предметам.
                Николаю Медведеву бесконечно благодарен, когда в конце августа 1972-1974 годов он помогал через свою маму приобретать билеты на поезд до Ленинграда с пересадкой в Москве».


                И начиналось оно, как рассказ: «Прокричал петух во дворе. С постели поднялся седой мужчина. Весело подмигнул портрету молодого летчика со шпалой в петлице…»

                И хорошо, что меня не было в школе в тот день, когда в актовом зале подводились итоги работы старшеклассников. Пригласили всеми уважаемого прежнего директора школы. Он принимал меня в свою школу, в 5 класс. К сожалению, не помню ни его имени, ни фамилии.

                Так вот, ребята потом передали его слова о моём сочинении: «Я знал одного Александра Сергеевича! Надеюсь, мы все с вами являемся свидетелями рождения второго Александра Сергеевича!»

                Нет, хорошо, что я не был в школе в тот день. Я уже год как вёл дневник. Вот, где был простор для творчества и для «душевных мук»! Сначала о курортном знакомстве с девочкой Ириной, студенткой физико-математического факультета Кубанского университета. А потом о своей настоящей, первой школьной любви, Оле Ковалёвой.

                Этим и запомнился мне 10-й класс – переживаниями первой школьной любви! Дочь моя носит её имя. Сейчас моя школьная любовь – Сабеева, живёт в Кемеровской области, в городе Юрга. Дочь, Елена 1979 года рождения. И ещё есть ребёнок, 1987 года рождения. Пол его я не знал, так как был потерян контакт.


                Комментарий автора к снимку из его архива: «Выпускник 8-го класса Александр Ищук, г. Славянск-на-Кубани, июнь 1969 года».


                А ещё запомнился мне 10-й класс тем доверием, что оказал мне директор школы Василий Иванович Зеленовский. Он поручил подготовить реферат по экономическому положению нашего колхоза «Путь к коммунизму».

                Я взял и сравнил показатели двух пятилеток по отчётной документации в колхозной бухгалтерии. В реальной жизни всё это было на наших глазах, в какой богатый колхоз мы приехали в 1962 году, и что стало с ним к 1971 году. Я даже не знал, как представить директору школы результат реферата, что колхоз переживал упадок. Даже шальная мысль пришла «подкрасить» показатели.

                Нет! Всё обошлось очень даже хорошо. Василий Иванович, особенно, подчеркнул вывод по реферату, что «безжалостная эксплуатация ресурсов и привела к печальному результату».

                Виноваты ли в этом были люди? Ломач Михаил Иванович, председатель колхоза, наша мама, сестра моя, Галчонок? Или система была такова, что всё шло к краху? Долго ещё будут спорить историки и политики по этому, и другим вопросам.

                Для меня очень важно, что это была наша жизнь! Это мы жили тогда и живём сейчас! И хотелось бы, чтобы с этим считались!

                Вот на этом реферате был дан урок мне на всю жизнь, как надо доверять подростку самостоятельный поиск истины! Забегая далеко вперёд, скажу, что так я и поступал со своими учениками, в частности с Женей Пернеровским, самым лучшим результатом моей педагогической работы.


                Комментарий автора к снимку из его архива: «Выпускник 10-го класса Александр Ищук, г. Славянск-на-Кубани, март 1971 года»


                2.6.15. Слова благодарности классным руководителям

                В 5-м классе – Зинаида Петровна, до сих пор помню, как она защитила меня от клеветы одноклассника; 6-8 классы – Любовь Петровна Рубайло, преподаватель истории; 10 класс – Валерия Ярославна Кондря, преподаватель химии.
Любимая учительница математики – Зинаида Александровна Адамова (7-9 классы), она привила мне интерес к точным наукам. Дружбу с ней и её семьёй сохранил на многие годы после окончания школы.

                Агния БАРТО
                ВАЖНЫЙ ПЛЕННИК

                Была весенняя пора,
                Была военная игра,
                И нам попался пленный.
                Пленный! Пленный!
                Какой почтенный пленный!

Хотя он ростом не высок,
Но у него седой висок,
Он очень важное лицо –
Директор школы
Взят в кольцо.

                Он был участником игры,
                Он жёг сигнальные костры
                И оказался пленным.
                Пленным! Пленным!
                Таким почтенным пленным!

Поставил двойку не одну
Он в наших дневниках,
И вот сегодня он в плену
У школьников в руках.

                Приятно, что ни говори,
                Дела идут на лад…
                К нему бегут секретари:
                – Директор! Ваш доклад!

А он вздыхает: – Ну и ну!
Предупредите: я в плену.

                Такое важное лицо –
                Директор школы
                Взят в кольцо!
                Такой бесценный пленный
                Один во всей вселенной!

Источник: (https://poemata.ru/poets/barto-agniya/vazhnyy-plennik/)


Рецензии