Собственное бревно
Евангельские тексты – для раздумий и мыслей, в то время как обличения – это не мысли, это всего лишь наблюдения, замкнутые сами на себе (да и наблюдения – бытовые, без отвлечённостей). Они не ведут к самоанализу и внутреннему движению, не тонизируют личностного роста.
Владимир Бибихин в книге «Узнай себя» рассказывает про Фаллеса и его служанку. Фаллес смотрит на звёзды и падает в открытый подвал, а служанка смеётся над ним… Кто не смотрит на звёзды, не провалится в открытый подвал. Так что амплитуда движения зависит от глубины мысли. Кант всю жизнь прожил в одном городе, но путешествовал по глубинам вечности, и полёт его мысли необъятен. Пришвин всю жизнь писал про природу, а дневники его, которые он постоянно вёл, оказались философскими.
Никого и ничему не учу, пытаюсь понять, для чего это любому из нас, чей мир по-своему необъятен. Жизни не хватит, чтоб сориентироваться в нём, прочитать все книги, увидеть все закаты, услышать музыку вселенной и одарить любовью тех, кто в этом нуждается.
Долгие годы я дружила с несколькими прекрасными людьми. Про Юрского я рассказала в своей книге, но он человек выдающийся, исключительный. Однако есть и обычное благородство простых людей. Была у меня (к сожалению, была: в лучший из миров она ушла преждевременно) задушевная подруга, бесконечно добрая, умная, верующая и воцерковлённая. Жила в Барнауле. В городе Веру Ворсину знали все. И не только потому, что она была блестящим журналистом, она была ещё и православным подвижником, в полном смысле этого слова. Я не знала человека более терпимого, доброго, весёлого и мягкого, не говоря уж о её тонкости и образованности. С юности мы были очень близкими подругами, потом она стала матерью крёстной для моего старшего сына... По вечной своей невоздержанности, я могла делать ей такие признания, от которых и у неверующих уши свернулись бы в трубочки, но она только смеялась и говорила мне: «Язычница ты, Галка!».
И даже среди священнослужителей есть такие люди. Именно они – самые талантливые исповедники. Помню, как я однажды одному их тех, кто мне потом очень помог, отцу Роману, в слезах выпалила нечто несообразное о своих сомнениях во время молитвы. Он не только не возмутился, но тут же объединил меня с собой: «Да, эти сомнения… они всегда с нами». И настоятель нашего прихода, например, не делает замечаний своим прихожанам, разве только в проповедях. Поэтому и в храме – неизменно благожелательная атмосфера.
Мы не вправе никого судить, мы не отвечаем за чужие сновидения, зато мы можем посочувствовать (если можем), а соломинка в глазу ближнего – это только отражение нашего собственного бревна, которого мы не видим.
Итальянский художник эпохи барокко Доменико Фетти,
Притча о бревне, музей Метрополитен
Свидетельство о публикации №121061803819
Ст. 1-4 Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно.
"Итак, должно не порицать, не поносить, но вразумлять; не обвинять, но советовать; не с гордостью нападать, но с любовью исправлять, – потому что не ближнего, но себя самого предашь ты жесточайшему наказанию, когда не пощадишь его, произнося твой приговор о его прегрешениях." (Толкования на Мф. 7:1)
Вы затронули очень важную тему. Если бы все понимали это - было бы намного больше морально и психически здоровых людей.
Спасибо, С теплом,
Ирина Белая 6 18.06.2021 13:24 Заявить о нарушении