Альпинист и Вершина. Пи-Си

Это послесловие к миниатюре "Альпинист" (http://stihi.ru/2017/12/14/7725)...
Почитал - и подумал, что об этом стоит и думать, и читать, и перечитывать...Постоянно... Эти люди рядом с нами, в параллельном существовании, мы не всегда и замечаем, насколько они другие...
Захотелось еще раз сказать о них... Эверест, или К2, или Лысая Гора - у каждого может быть своя вершина. Хуже, когда ее не было, и нет. Чего тогда стоит твоя жизнь...

А это слова одного знающего человека: "Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции, они - храмы, где я исповедую мою религию"...

В миниатюре все фамилии настоящие. Они не знали друг друга и погибли в разное время и при разных обстоятельствах. Все фотографии - погибших альпинистов.

        Возможно, нам и не стоит пытаться понять их мотивы, так же, как и не стоит критиковать их за безрассудство. Лучше просто уважать их за мужество и стремление к приключениям.
Мы не должны осуждать тех, кто ищет опасность на самых высоких вершинах мира, или требовать от них объяснений; просто, когда они платят высокую цену за свою страсть, мы должны помнить о них.
Смерть — прискорбная, но естественная часть альпинизма. Большинство альпинистов хорошо осведомлены о рисках, которые связаны с этим увлечением, и даже самые опытные из них могут стать жертвой внезапной трагедии в горах. Несмотря на это, для многих экстремальный спорт стоит того, чтобы рисковать.

  Вероятно, в этом был один из источников их стойкости и непоколебимой решимости. Тем не менее, трагедия стала слишком обыденной частью их все более амбициозных экспедиций.

«Я начинал чувствовать, что желание восходить было абсурдно…но если некоторые люди умирают ради горы, то, должно быть потому, что это невероятно важно для них - идти всё выше… Как бы то ни было, мы ходим в горы в поисках кажущегося иррационального, но на самом деле – человеческого».

"Когда цель достигнута, когда горная вершина взята после тяжелой борьбы и всё пройденное оказывается внизу, под ногами, какое радостное, неизвестное ранее чувство овладевает душой. Испытав однажды эти минуты, их трудно забыть, и воспоминание о них часто является могучим стимулом к последующим восхождениям", - писал "дедушка" российского альпинизма Александр фон Мекк в 1900 году. Горы всегда притягивали к себе. Вопреки известной поговорке к горным вершинам стремятся тысячи людей - профессиональные альпинисты, туристы, спортсмены и простые романтики. И чем выше вершина, чем сложнее путь на нее, тем выше риск, опасность не вернуться, остаться в горах навсегда. Альпинисты гибнут в горах каждый год, но это никого не останавливает. И вопрос в связи с очередной трагедией может быть задан только один: почему? Вопроса "зачем" не возникает ни у кого.

Польская альпинистка, Ванда Руткевич, человек сложного характера, неуживчивая, но которую любили все, сказала: «Я не ищу смерти, но я не против умереть в горах. Это была бы для меня легкая смерть. После всего, что я испытала, я с ней знакома. И большинство моих друзей там, в горах, ждут меня».

Как видно из этой  цитаты, Ванда Руткевич выработала свою собственную, довольно фаталистическую философию. Она, казалось, знала, что смерть в горах неизбежна. Несмотря на это, ее страсть к восхождениям никогда не угасала.
Даже самый поверхностный взгляд на статистику повлечет за собой недоумение: «Зачем намеренно вступать на такую тонкую грань между жизнью и смертью?»
Что же это? Острые ощущения от того, что ты находишься на той высоте, где летают самолеты? Способ удовлетворить свое эго, поднявшись к заоблачным высотам и дойдя до вершины мира? Духовный путь сродни тому, что прошли Иисус или Будда? Просто стремление к свободе, которую многие из этих альпинистов никогда не испытывали?
А может быть, нечто, чего слабые духом просто не в состоянии понять в полной мере?
Альпинизм действовал на нее как наркотик. Она даже не поняла, как это случилось. Он просто проник в ее кровь и остался там навсегда.
И закономерно, что она погибла в горах.

Альпинист Умар в молодости сам поднимался на К-2 и другие пики, уверен, что только на высотах более шести тысяч метров начинаешь по-настоящему верить в Бога. «Все пророки — и Мухаммед, и Иисус, и Моисей, и Будда, — все они поднимались в горы, чтобы найти истину, чтобы проповедовать или общаться с Всевышним. Это не просто так. Поэтому я и говорю: мы, альпинисты, паломники».

С физической точки зрения, в те дни, солнечный свет и тепло не пробивалось сквозь штормовые тучи, а та одежда, которую альпинисты носят на горе, предназначена для сохранения тепла а не для нагрева тела, так что она если и поднимала температуру то очень ненамного, ее бы хватило только для открытия глаз и дыхания.
И в такой момент, принятие решения о немедленной эвакуации в противовес о принятии фатального решения оставаться на месте - зависит лишь от внутренней силы воли, от силы самого альпиниста.

Какая мораль может на высоте 8000 метров над уровнем море? Тут уж каждый за себя, лишь бы выжить.
Если так хочется доказать самому себе, что ты смертен, то тогда стоит попытаться побывать на Эвересте.
Скорей всего, все эти люди, которые остались лежать там, думали, что это не про них. А теперь они как напоминание о том, что не всё в руках человека.
Штурмуя эту высоту, альпинист знает, что у него есть шанс не вернуться. Гибель могут вызвать недостаток кислорода, сердечная недостаточность, обморожения или травмы. К смерти приводят и роковые случайности, вроде замерзшего клапана кислородного баллона. Более того: путь к вершине настолько сложен, что, как сказал один из участников российской гималайской экспедиции Александр Абрамов, «на высоте более 8000 метров нельзя позволить себе роскошь морали. Выше 8000 метров ты полностью занят собой, и в таких экстремальных условиях у тебя нет лишних сил, чтобы помогать товарищу».

Альпинист, гражданин Словении - Марко Литенекер погиб в 2005 году у вершины, пытаясь помочь своему спутнику, он, рассчитывая на свои силы, на свою подготовку, отдал свой запасной баллон с кислородом, и ему самому не хватило, он умер.

20 лет тому назад Бек Уизерс был одним из тех, кто хотел подняться на вершину мира, однако из-за проблем со зрением, американскому патологу пришлось отказаться от восхождения, находясь на высоте 8400 метров. Позже, во время спуска его и других альпинистов настиг шторм. Он пролежал в снегу день, ночь и еще один день. Когда Бек обессилел и упал, его оставили умирать. Лежа на снегу на немыслимой высоте склона Эвереста, он был в сознании, но тело его было сковано обморожением – двигаться он не мог.
Его посчитали мертвым,но Бек не был мертв, и когда он внезапно появился в четвертом базовом лагере, это стало настоящим шоком – Бек Уизерс воскрес из мертвых.
Не смотря на то, что жизнь Бека удалось спасти, получив сильнейшие обморожения, он потерял ампутированными нос и части обеих рук (правая рука ампутирована по локоть, на левой руке ампутированы все пальцы).
Позднее он написал об этом книгу – 'Left For Dead' (прим. 'Брошенный умирать'), и там он написал все, что ему пришлось пережить. Он написал и об эвакуации с критической высоты, и о том, что его руку и нос пришлось срочно ампутировать. А еще он писал о том, что чувствует человек, которого бросили умирать, когда нет надежды на помощь, когда ты точно знаешь, что твоя жизнь полностью в твоих руках, слабых, обмороженных и недвижимых.
Эта трагедия полностью изменила мои жизненные приоритеты, я выжил в этой трагедии. И я горжусь этим. Теперь мне удалось достичь той гармонии в жизни, которой мне так не хватало ранее. Я проживаю каждый день более полноценней, чем делал это до трагедии.
На самом деле, те события сделали всю мою дальнейшую жизнь более спокойней и более полезней.
Его спросили: Если бы Вы могли повернуть время вспять и получили возможность пересмотреть свое решение идти на Эверест в 1996 году, вы бы сделали это снова, несмотря на боль, последствия, потери?

- Да, потому что эта трагедия изменила мою жизнь к лучшему, я получил гораздо больше, чем потерял. Это событие заставило меня переосмыслить свою жизнь, в конечном счете я спас свой брак, сохранил отношения с своей семьей, детьми. И эти 20 лет с момента трагедии были самыми интересными, самыми лучшими годами моей жизни. Отказавшись от части своего тела я получил гораздо большее. Так что - да, я бы снова пережил то время.

Что такое Любовь? Что такое Любовь в бытовом смысле и в горах? Никто не ответит на этот вопрос, тонны слащавых слов о Любви никогда не раскроют смысла истинной Любви.
История Френсис Арсентьевой, американки, и ее мужа, русского Сергея Арсентьева, трогает до глубины души, когда задумываешься о них.
Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано-Арсентьев, проведя на 8,200 м три ночи , вышли на восхождение и взошли на вершину 22/05/1998 в 18:15.Восхождение совершено без использования кислорода. Таким образом, Френсис стала первой американской женщиной и всего второй за всю историю женщиной, совершившей восхождение без кислорода.
Ради установленного личного рекорда бескислородного восхождения, американка Френсис Арсентьева уже на спуске пролежала обессиленная двое суток на южном склоне Эвереста. Мимо замершей, но еще живой женщины проходили альпинисты из разных стран. Одни предлагали ей кислород (от которого она первое время отказывалась, не желая портить себе рекорд), другие наливали несколько глотков горячего чая, была даже супружеская пара, которая пыталась собрать людей, чтобы стащить ее в лагерь, но и они вскоре ушли, так как подвергали риску собственные жизни.
На спуске альпинисты встретили Сергея. Сказали, что видели Френсис. Он взял кислородные балоны и пошел. Но пропал. Наверное сдуло сильным ветром в двухкилометровую пропасть.
Только через год тело Сергея Арсеньева было найдено


На следующий день идут трое других узбеков, три шерпа и двое из Южной Африки — 8 человек! Подходят к ней — она уже вторую холодную ночевку провела, но еще жива! Опять все проходят мимо — на вершину.

«Мое сердце замерло, когда я понял, что этот человек в красно-черном костюме был жив, но абсолютно один на высоте 8,5 км, всего в 350 метрах от вершины, – вспоминает британский альпинист. – Мы с Кэти, не размышляя, свернули с маршрута и попытались сделать все возможное, чтобы спасти умирающую. Так закончилась наша экспедиция, которую мы готовили годами, выпрашивая деньги у спонсоров… Нам не сразу удалось добраться до нее, хотя она лежала и близко. Двигаться на такой высоте –то же самое, что бежать под водой…

Мы обнаружив ее, пытались одеть женщину, но ее мышцы атрофировались, она походила на тряпичную куклу и все время бормотала: „Я американка. Пожалуйста, не оставляйте меня“…

Мы одевали ее два часа. Моя концентрация внимания была потеряна из-за пронизывающего до костей дребезжащего звука, разрывавшего зловещую тишину, – продолжает свой рассказ Вудхолл. – Я понял: Кэти вот-вот и сама замерзнет насмерть. Надо было выбираться оттуда как можно скорее. Я попытался поднять Фрэнсис и нести ее, но это было бесполезно. Мои тщетные попытки спасти ее подвергали риску Кэти. Мы ничего не могли сделать.»

Не проходило и дня, что бы я ни думал о Фрэнсис. Спустя год, в 1999-м, мы с Кэти решили повторить попытку добраться до вершины. Нам это удалось, но на обратном пути мы в ужасе заметили тело Фрэнсис, она лежала точно так, как мы ее оставили, идеально сохранившейся под влиянием низких температур.
Такого конца никто не заслуживает. Мы с Кэти пообещали друг другу вернуться на Эверест снова, чтобы похоронить Фрэнсис. На подготовку новой экспедиции ушли 8 лет. Я завернул Фрэнсис в американский флаг и вложил записку от сына. Мы столкнули ее тело в обрыв, подальше от глаз других альпинистов. Теперь она покоится с миром. Наконец, я смог сделать что-то для нее.» Йен Вудхолл.


Более 20 лет назад на Эвересте пропал без вести муж Лакпы Шерпы - в память о нем она совершила сама уже 8 восхождений. Женщина надеется, что когда-то обнаружат и его тело.

Муж одной альпинистки погиб при срыве в ущелье. Его достали, спустили вниз, но по желанию жены опять спустили тело в ущелье и оставили там, где была жива его душа.


Дэвид Шарп, поднимавшийся на Эверест самостоятельно, участвуя в восхождении, организованной фирмой «Азия Треккинг», умер, когда его баллон с кислородом отказал на высоте 8500 метров. Это случилось 16 мая. Шарп не был новичком в горах. В свои 34 года он уже восходил на восьмитысячник Чо- Ойю, проходя наиболее сложные участки без использования перил, что может и не является героическим поступком, но по меньшей мере, показывает его характер. Неожиданно оставшись без кислорода, Шарп сейчас же почувствовал себя плохо и тотчас же рухнул на скалы на высоте 8500 метров посреди северного гребня. Некоторые из тех, кто его опередил, уверяют, что думали, что он отдыхает. Несколько шерпов поинтересовались его состоянием, спрашивали, кто он и с кем путешествовал. Он ответил: «Меня зовут Дэвид Шарп, я здесь вместе с «Азия Треккинг» и просто хочу поспать».

Около сорока альпинистов оставили Дэвида Шарпа одного умирать посреди северного склона; стоя перед выбором, оказать помощь или продолжить восхождение на вершину, они выбрали второе, так как достичь самой высокой вершины мира для них означало совершить подвиг.


Эверест является самой высокой горой в мире. Ее высота - 8850 метров. Примерно один из десяти альпинистов погибает при восхождении на эту гору, а общий процент смертности при восхождении на 8000-сячники – от 20 до 30 процентов. И что самое ужасное, тела мертвецов так и остаются лежать на всем протяжении пути.

Так, на вечной страже там осталось около 270 человек. И многие, кто побывал там, говорят, что чувствуют взгляд черного альпиниста, упирающегося в спину, ведь прямо на северном маршруте находится восемь открыто лежащих тел. Среди них двое русских. С юга находится около десяти. А вот отклоняться от проложенной тропы альпинисты уже боятся, могут и не выбраться оттуда, и никто их спасать не полезет.

«В таких экстремальных ситуациях каждый имеет право решать: спасать или не спасать партнера… Выше 8000 метров ты полностью занят самим собой и вполне естественно, что не помогаешь другому, так как у тебя нет лишних сил». Мико Имаи.


Весной 2006 года одиннадцать человек погибли на Эвересте.
В 1986 году двадцать семь альпинистов взошли на К2, пятеро по новым маршрутам. При этом тринадцать мужчин и женщин погибли.
В январе 1991 года сошедшая с горы Мэйли лавина погребла под собой 17 китайских спортсменов.
В 1999 году на горнолыжных курортах Швейцарии и Италии погибли около 50 человек. В течение лишь одного зимнего уик-энда 2006 года жертвами лавин в Швейцарских Альпах стали как минимум 15 человек. Близ Давоса снег накрыл целую группу лыжников, двое из которых скончались от переохлаждения в больнице. На севере Италии две последовавшие одна за другой лавины погребли под собой 8 человек. На границе с Австрией из снесенной на высоте 3000 метров группы спортсменов-любителей погибли четверо. Неподалеку жертвами стали еще два человека.
При восхождении на пик Ленина (7134 м.) снесло лавиной 45 альпинистов.
В 1974 году, там же, на пике Ленина, женская группа из 8 человек попала в сильнейший ураган, который бывает раз в 50 лет. Все восемь девушек погибли от переохлаждения.
И по сей день в последнее воскресенье июля в церкви Святого Владимира у горного перевала Вршич в Словении совершается панихида по 300 русским военнопленным, погибшим здесь под снежной лавиной в 1916 году
   

Что такое разумное стремление? Есть вершина, на которой жажда удовлетворения амбиций может настолько выйти за рамки разумного, что скатится к навязчивой идее; когда зацикленность на результате гонит человека за черту, после которой разумная осторожность должна была бы повернуть его назад, - если предположить, что в данной ситуации выживание становится столь же важным, как и достижение конечной цели.

Когда альпинистов спрашивают, почему они идут к вершине, что это - жажда риска? - они отвечают: "Нет, скорее романтика. А риск есть везде, даже в прогулке по улице". Уйти в горы и остаться там навсегда - наверное это судьба. И не надо пытаться объяснить себе и другим - почему так заманчивы горы.

Кто никогда не ходил в горы, наверно, никогда не поймет, почему они так влекут к себе. Почему тянут к себе неодолимо. И поднявшись один раз на вершину, испытав, что это такое, уже невозможно отказаться от следующего шага. Все выше и выше… Горы притягивают к себе, и люди всегда будут ходить туда и будут помнить тех, кто навечно остался в горах.

«Зачем вы идите на Эверест?» спросили у Джорджа Мэллори, - «Потому что он есть!»

Случайности и риск - часть нашей жизни. В любви, работе, спорте и т.д. мы рискуем каждый день в течение всей жизни. Восхождения в горах, конечно, гораздо рискованнее работы в офисе, но меня не привлекает безопасная жизнь взамен глубокой и полноценной...Я предпочитаю быть счастливым каждый день из моих 36 лет, чем быть счастливым по воскресеньям в течение 80 лет... - Симоне Моро (Simone Moro)
Горы - не только хищники. Они ещё и творцы прекрасного. Природа, порою, создаёт то, что уму непостижимо. Человек лишь домысливает увиденное.

По словам бывалых альпинистов, высочайшая вершина мира Эверест превращена в международное кладбище. На северном склоне Эвереста лежат и сидят десятки замороженных погибших людей. Бредущие весной и осенью к вершине альпинисты стараются в их сторону не смотреть… Тела погибших на Эвересте практически никогда не эвакуируют - это очень дорого, да и родственники часто говорят: не трогайте, где погибли, пусть там и лежат. Лишь однажды тело российского альпиниста из Гималаев было эвакуировано вниз. Это был Виктор Степанов из Новгорода, погибший в 1999 году в Непале на высоте 7000 метров.


Ветер и снег делают своё дело, те места на теле, которые не прикрыты одеждой, обглоданы снежным ветром до костей и, чем старше труп, тем меньше на нем остается плоти. Эвакуировать мертвых альпинистов никто не собирается, вертолет не может подняться на такую высоту, а тащить на себе тушку от 50 до 100 килограмм альтруистов не находится. Так и лежат непогребенные альпинисты на склонах.

Наверное там, где и они хотели бы быть, если бы думали о смерти.

Значит - они думали о Жизни?


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.