Три добродетели для достижения Святости

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, сегодня в этот воскресный день Святая Православная Церковь чтит таких Святых, как Царь Пророк Давид, Святой Иосиф Обручник и Иаков, брат Господень -этот удивительный исповедник, Апостол и Мученик, который был первым Иерусалимским Архиереем. Почему Святая Церковь празднует именно этих святых в этот день и что их объединяет? Давайте порассуждаем, каким образом они послужили Христу? Сейчас Православная Церковь чтит Рождество Христово. И уже близится отдание этого удивительного светлого праздника, и именно в этот день Святая Церковь вспоминает этих Святых.
Этих Святых, прежде всего объединяет то, что они все служили Христу. Их объединяет то, что они все были из одного рода - рода Давидова. Их объединяет то, что они стали Святыми именно потому, что они все свои силы отдали на служение Господу.
Давайте с вами вспомним их жизнеописание по порядку.
Царь Давид жил за десять веков до пришествия Иисуса Христа на землю. Он не видел Христа, но он уготавливал путь для Христа. Именно Иосиф и его сын Иаков были как раз из его рода. Именно благодаря Царю Давиду, его подвигам, его стараниям и был построен Иерусалимский Храм уже его сыном Соломоном, и было приготовлено всё то, что было сделано многими Пророками и Святыми для того, чтобы пришёл в мир Спаситель, для того, чтобы родилась Пречистая Дева Богородица. Этот прекрасный источник и чистый сосуд, который мог появиться здесь на земле только благодаря тому, что многие подвижники преображали самих себя и приготавливали себя к пришествию Спасителя.
Царь Давид, как мы все помним, был обычным пастухом. Он имел такое дерзновение перед Богом, что, когда за его овечками бросался лев или какой-нибудь страшный зверь, он голыми руками защищал своих овечек и раздирал льва на части. Вот такие у него были смелость и дерзновение. Когда на израильский народ напали язычники, и когда Голиаф много дней ходил и посрамлял веру отцов, и никто не соглашался выступить на бой с Голиафом, тогда Царь Давид, отказавшись от доспехов, вышел с обычной сумочкой и пращей. Он взял всего пять камней, но ему понадобился всего один камень. Он раскрутил пращу и запустил Голиафу в лоб всего один камень, и Голиаф потерял сознание. Он подбежал к нему и отрубил ему голову его же мечом.
Царь Давид смог по истине стать символом покаяния. Ведь сколько претерпел различных испытаний. Но после этих испытаний он согрешил перед Господом грехом, когда он взял жену своего военноначальника, а его послал на страшный бой. Но и после этого падения он не пал духом, он написал такой прекрасный Псалом, который мы называем Пятидесятый Псалом. И он смог по истине всем нам быть примером настоящего искреннего покаяния и изменения своей жизни. Благодаря Царю Давиду мы имеем такую прекрасную Книгу как Псалтирь, которая учит нас настоящему покаянию и настоящему изменению.
А что же Святой Иосиф? Святой Иосиф познакомился с Господом, когда Он родился, и в это время Иосифу уже было много лет. Всю свою старость он отдал Господу и Божьей Матери. Его выбрали в первосвященники. Не сам он напрашивался на этот подвиг служения маленькому Спасителю, но его выбрал сам Господь, прежде всего, когда его жезл процвел, и когда голубь слетел на него, и все узнали, что именно он должен заботиться о Пречистой Деве. Святой Иосиф, несмотря на свою старость, каждую минуту своей жизни отдавал на воспитание Спасителя и на помощь Божьей Матери, и на защиту их от всяких неприятностей. Вместе с ними он убегает в Египет и там заботится и зарабатывает какие-то гроши, чтобы прокормить Святое семейство. Он является примером того, как нужно доверять и любить Бога. Вот какой у него есть дар: любовь и доверие, вера.
А что же Святой Иаков? Святой Иаков был одним из сыновей Святого Иосифа. У Святого Иосифа от первого брака было четыре сына и две дочери от его супруги Саломии. Святой Иосиф после этого брака жил в целомудрии и глубоком покаянии. После того, как он стал Обручником Пресвятой Богородицы, он еще больше стал приближаться к Господу. Его сын Иаков стал по истине настоящим приемником его благочестия. Святой Иаков по предание церковному отправился вместе со Святым Семейством в Египет, и претерпел все эти испытания. Это получилось таким образом. После того, как Святое Семейство ушло из Вифлеема, они возвратились в Назарет. И там Иосиф берёт своего сына в помощь, и они отправляются в это труднейшее путешествие в Египет, где они прибывали много лет. После возвращения в Назарет, после того, как умер Ирод, Иосиф начинает дальше воспитывать Христа и помогать Ему утверждаться во всех его добрых начинаниях. А Святой Иаков растёт, мужает. И вот Господь проверяет его таким удивительным способом. После смерти Святого Иосифа, братья начали делить его имение. Четыре брата стали между собой спорить, кроме одного – кроме Святого Иакова. Он сказал: «Я отдам свою часть имения Иисусу Христу». Другие братья не захотели этого делать, потому что не считали Иисуса Христа за своего брата и для них деньги были дороже. После этого Святой Иаков был выбран самим Господом на Кафедру в Иерусалим. После смерти и воскрешения Иисуса Христа, Господь Сам явился по преданию церковному Святому Иакову и назначил его Первым Архиереем Иерусалима. В самом центре Палестины, в самом центре Святой земли Святой Иаков стал Архиереем, который 30 лет управлял этой сложнейшей Епархией. Многие христиане бежали в разные концы земли и для проповеди, и от страха, потому что именно в Иерусалиме были страшные гонения. Но Святой Иаков оставался там, никуда не уходил из Иерусалима и многих привёл ко Христу.
Многие люди просто приходили в православную веру потому, что они видели этого великого праведника. Этот праведник испускал из себя настолько великое благоухание веры, благоухание любви, благоухание той благодати, которая исходила от самого Христа, что многим людям не нужны были даже никакие слова. Они просто говорили: «Я буду христианином, потому что христианин Святой Иаков». И, конечно же, иудеи не могли этого потерпеть. Однажды, они вывели его на крышу Храма и стали там принуждать отречься от Христа. Но он не соглашался, и он с крыши этого Храма стал проповедовать и говорить: «Христос – есть истинный Бог». И в этот момент иудеи сбросили его с крыши. Он не сразу умер. Когда он лежал окровавленный на земле внизу, и вокруг него столпились люди, он им проповедовал и говорил: «Христос – есть истинный Бог», и молился за тех людей, которые его ненавидели, которые его сбросили с крыши.
Святой Иаков стал по истине сосредоточением множества добродетелей благодаря тому, что Господь Иисус Христос стал воспитывать Святых, начиная от Царя Давида, потом Святого Иосифа и Иакова. Можно назвать это кузницой Святых. Именно, в этой кузнице Господь выковывал святость. Но, чтобы святость была выкована, необходимо было разогреть железо, очистить его от всякого шлака, и чтобы железо было подобно огню. Огонь - есть сам Христос. Именно, соединившись со Христом, железо и стало настоящим подобием огня. Святой Иосиф имел такие прекрасные дары, как бесстрашие в добрых делах. У него есть Послание от Святого Иакова Апостола, где говорится: «Вера без дел мертва». 
Дорогие братья и сестры, подводя итоги, мы можем сделать выводы. У Царя Давида был дар покаяний, у святого Иосифа был дар веры и любви, у Святого Иакова был величайший дар дерзновения к добрым делам. Давайте с вами задумаемся: разве эти все дары не нужны нам сегодня в наше современное время, когда мы не имеем истинного покаяния и изменения. Мы каемся на исповеди, но не пытаемся изменить ни одну нашу мысль. Хотя бы, если бы мы избавились от одной плохой мысли, от одного плохого слова, то Господь увидел бы наши старания и обязательно помог бы нам. Но Он не помогает, потому что мы сами не хотим.
У Святого Иосифа был дар веры и дар доверия Богу. Мы часто говорим, что мы верующие, но мы почему-то Богу не доверяем. Мы приходим в Храм, но мы не доверяем тому, что говорит Святая Церковь, не доверяем Священному Писанию, Преданию, не доверяем даже и своим родителям. А ведь это самое главное.
У нас нет также и дара, который был у Святого Апостола Иакова, этого Исповедника и Мученика, этого Апостола Христова. У него был дар дерзновения в добрых делах. Мы видим, что нужно какому-то человеку помочь, но мы боимся, что на нас посмотрят косо, кто-то скажет не так, кто-то не так подумает, что мы слишком ревностные христиане. Почему-то мы думаем, что это нам повредит. Почему-то Апостол Иаков, когда его сбросили с крыши, и когда он был весь в крови, он почему-то не думал, что на него как-то косо посмотрят, он просто исповедовал Христа и остался со Христом.
Дорогие братья и сестры, задумайтесь, что всё это Бог даёт. Дар покаяния, дар веры и дар ревностных и добрых дел – это всё есть дары. А что такое дар? Это дар, данный от Бога. Значит, мы сами его ни от куда взять не можем. Всё это даёт Бог только в чистое сердце. И наша задача заключается в том, чтобы дать только место Богу в нашем сердце, поднести к Нему наши руки и попросить о помощи, чтобы Он дал нам эти дары. Мы должны прийти в Храм и поисповедовать и освободить место в наших переполненных сердцах, заполненных всякой ненужной информацией. Мы думаем о чём угодно, но только не о Христе.
Если, придя в этот Храм, перед причастием мы с вами попытаемся попросить Бога дать нам этот дар покаяния, дар веры, дар вот этих ревностных и настоящих добрых дел, то мы обязательно всё это с вами получим. Получив это, мы с вами будем идти к святости, потому что мы все обязаны стать святыми. Если мы не будем святыми, то мы в Царствие Небесное не войдём.
Здесь на земле мы должны вместе со Христом войти в своё сердце и там с Ним вечерять, трапезничать, там с Ним говорить, там с Ним обсуждать все наши проблемы. Христос – не какой-то языческий бог, который живёт на небесах и совершенно нам не доступен. Христос находится рядом с нами, и если мы с вами участвовали в Его Рождестве, если мы с вами участвовать будем в Его Крещении, если мы будем участвовать в Его Посту, когда Он будет 40 дней пребывать в пустыне, если мы будем с вами участвовать на Голгофе, будем распяты вместе с Ним на Кресте, на своём кресте, то мы с вами и воскрешены, и вместе с вами мы можем быть в вечной славе вместе с Ним на небесах. Но небо должно уже спуститься в наше сердце.
Пусть каждый из нас не распинает вместе с римскими воинами Его на Кресте, не бьёт Его по щекам, не пронзает Его копием, не бьёт Его розгами, но каждый из нас пусть подходит ко Христу и просит необходимые нам дары для того, чтобы мы были истинными православными христианами: дар покаяния, дар изменения, дар настоящего терпения, веры, доверия к Богу, дар настоящих искренних дерзновенных добрых дел. Аминь.

12.01.2020 г.


Рецензии