Венера с зеркалом

Предлагаю трактовку картины знаменитого испанского художника Диего Веласкеса (1599-1660) «Венера с зеркалом», написанной в середине 17 века.

Полулежащая обнажённая Венера, богиня любовной страсти и красоты, отождествлявшаяся с греческой Афродитой, смотрится в зеркало, которое держит перед ней сын Амур (Купидон). Веласкес создал «Венеру с зеркалом» во время своего визита в Италию, так как испанская инквизиция запрещала изображать обнажённое женское тело. Также влиянием целомудренных взглядов Испании того времени считается то, что Венера изображена, в отличие от итальянских «Венер» эпохи Возрождения, лежащей спиной к зрителю, а не лицом.

«Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса. В конце 18 века полотно висело во дворце испанской герцогини Альбы возле «Махи обнажённой» Франсиско Гойи. Гойя написал свою Маху, вдохновившись Венерой Веласкеса.
В 1906 году картина куплена для Лондонской Национальной галереи, а в 1914 году с помощью тесака была повреждена истеричной суфражисткой Мэри Ричардсон, но реставрирована и возвращена в галерею.

На тёмно-сером покрывале
Богиня чувственных страстей.
Любовь с ней многие познали:
Гефест, Адонис и Арей.

Венера смотрит в отраженье –
Не врут, мы знаем, зеркала –
Умчались чудные мгновенья,
Когда красавицей была…

Здесь видит грустная богиня
Совсем не молодости лик.
Померкший вид у мамы ныне,
Амур-сыночек тоже сник.

Таков закон, канон природы:
Потомство продолжает жизнь,
Даёт живительные всходы.
Ах, наша молодость, продлись!


Рецензии