Крещены ли мы Духом Святым?
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами совершили Всенощное Бдение, посвященное обрезанию Господне. Давайте сегодня с вами порассуждаем на тему Рождества, Обрезания и Крещения. Да-да, я совершенно не ошибся, сказав Рождества, потому что в древнее время именно Рождество, Обрезание и Крещение было одним большим грандиозным празднеством. Но со временем, праздники стали отделяться друг от друга, и мы сейчас празднуем эти праздники отдельно, но всё равно православная традиция сохраняет память об том, что в первые века это был один большой праздник. Эти праздники очень связаны между собой, и именно разделение приводит к тому, что сейчас некоторые люди высказываются о том, что не нужно крестить младенцев. Давайте мы сегодня с вами порассуждаем и попробуем опровергнуть эту страшную ересь о том, что не нужно крестить младенца.
Свидетелем тому, что эти праздники были едины, является Василий Великий. Именно сегодня его Святая память. Он очень любил Рождество, Обрезание и Крещение, он постоянно проповедовал об этом своей пастве и очень любил эти праздники. Господь сподобил его именно на Обрезание отойти ко Господу. Вот так удивительно Святитель Василий отошёл в этот праздник. Святитель Василий Великий очень много сделал для того, чтобы защитить веру Христову. Он на своей кафедре боролся с арианами, которые очень сильно нападали на христиан и уничтожали духовно и телесно многих и многих людей. Святитель Василий, несмотря на то, что он уже был в преклонных летах, он очень много сделал для защиты православных христиан. Он ревностно вступался за каждую душу христианскую и никого не бросал в беде. Если он слышал, что какой-то человек начинает уходить в ересь, он приходил к нему домой и разговаривал до тех пор, пока человек не возвращался обратно в православную веру. Это был настоящий пастырь. И, конечно же, враги душ человеческих и язычники очень возненавидели этого великого Святителя и император Валент, который как раз и был вместе с арианами, который устраивал гонения на православных христиан, он прислал посла к Святителю Василию Великому, который был уже в это время глубоким старцем. И этот посол стал с особой жестокостью издеваться над Святителем Василем Великим. Он стал говорить различные оскорбления и обещал уничтожить, предать страшнейшим мукам вот этого Святителя. А Святитель спокойно передал императору Валенту через его нечестивого посла: «Я совершенно не боюсь никаких ссылок, потому что куда бы вы меня не заслали, хоть на краю земли окажусь, но всё равно я буду везде с Господом, и мне никакая ссылка не страшна. Я буду счастлив, потому что я там смогу спокойно помолиться за свою паству. Если вы даже будите бить меня, то я почувствую всего первый удар, потому что я на столько слаб, что моё здоровье вытерпит только первый удар от ваших мучителей». Вот так посол был посрамлён перед Господом и перед Святителем, и он ушёл и передал своему императору вот это послание от удивительного Святого Василия Великого.
Святитель Василий Великий смог составить Литургию, которая называется в честь его имени. Он переработал Литургию Святого Иакова. И также Святитель Иоанн Златоуст переработал также его Литургию, Святого Иакова, и сейчас мы имеем две полноценные Литургии: Литургия Святителя Иоанна Златоуста, которая совершается более часто и Литургия Василия Великого, которая совершается всего десять раз в году, и мы можем на ней особенно вдохновенно помолиться, потому что она служится перед особыми большими праздниками.
Святитель Василий Великий очень любил Рождество, Крещение, Обрезание Господне, и поэтому Господь сподобил его в эти святые дни на святках отойти в Царствие Небесное. Разве это не является для нас уроком? Чего мы любим, к тому и будем прилеплены. Если мы с вами любим конфеты, то мы будем любителями конфет; если мы любим блуд, то на мытарствах прикрепимся к блуду; если мы любим кражи, то бесы протянут нам заманчивые предметы, которые мы сможем украсть, и мы на мытарствах протянем к ним руки и обязательно попадём в капкан. Вот нам свидетельства о том, что все мы должны понимать, что к чему прилепилось здесь на земле наше сердце, то и после отшествия к Господу, там мы и окажемся. И поэтому здесь на земле нам надо прилепляться к любимым праздникам, чтобы в эти праздники отойти ко Господу к любимым Святым, чтобы в эти дни мы особенно получали от них помощь. Мы должны подражать этим Святым.
Мы должны обязательно изучать Церковное Преданье и Священное писание, для того, чтобы наш ум постоянно плавал в Священном Писании. И, если мы даже лишимся во времена гонений Библии и у нас не будет ни одной духовной книги, то все православные христиане соберутся где-нибудь в катакомбах и смогут на папирусе снова написать Священное Писание. Но это будет в том случае, если мы будем читать и любить его. Раньше Священное Писание монахи должны были знать наизусть, например, Псалтирь нужно было выучить, чтобы поступить в монастырь. Многие бабушки знали Псалмы наизусть, но сейчас люди стали забывать. Представьте себе, что мы будем делать во времена гонений, если у нас отберут все книги? А мы Священное писание совершенно не знаем. Вот тогда будет настоящая беда, потому что без Священного Писания, без этой настоящей духовной пищи мы пропадём, и враг душ человеческих поймает нас в капканы.
Пока не поздно, мы должны изучить Священное Писание, Святые праздники, Священное Предание, чтобы во времена гонений, которые вполне могут быть, и если мы доживем до последних времён антихриста, то антихрист будет три с половиной года править здесь на земле. Поэтому мы всегда должны быть готовы. Не известно, когда придёт Господь: Он может прийти через минуту, а может прийти и через 100 или 1000 лет – никто не знает. В этом и есть загадка, в этом и есть особая наша заслуга в том, что мы должны быть всегда готовы, как воины, которые всегда готовы по тревоге бежать на помощь другим людям.
Святитель Василий Великий очень любил Крещение. Давайте задумаемся: почему сейчас некоторые люди так дерзновенно идут против Церковного Предания и дерзают говорить, что младенцам не нужно Крещение?
Давайте порассуждаем о празднике Обрезание. Что такое праздник Обрезание? Мы знаем, что ещё Аврааму было завещано, чтобы всех младенцев восьмидневных обрезывали в Храме священники. Что такое обрезание? Это, когда у младенца обрезается крайняя нижняя плоть, и это является знаком того, что человек принадлежит Богу, что он раб Божий. Иисус Христос, который воплотился и которому было всего восемь дней, почему-то расхотел быть обрезанным. Понятно, что Он был Младенцем, но в этом же явно проявилась воля Божья, потому что, если бы воли Божьей на это не было, то Ангел Господень обязательно пришёл бы к Иосифу и Марии и сказал: «Не обрезывайте Младенца Иисуса Христа, зачем вы Его несёте? Это ветхозаветный закон, который уже не действует уже на Христа». Но Ангел не пришёл. Архангел Гавриил был личным Ангелом Хранителем Божьей Матери. Он кормил её, когда она была в Храме, он являлся ей во время Благовещения. Ангелы являлись и Святому Иосифу и говорили, чтобы он со своим семейством бежал в Египет. Но почему-то Обрезание Господне не было запрещено, значит разрешено.
И таким образом, Сам Господь благоволил быть обрезанным, а обрезание – это и есть область Крещения. Сам Иисус Христос установил ещё в Ветхом Завете, ведь Иисус Христос – это одно из лиц Пресвятой Троицы, Он является и Сам Творцом, и поэтому Он Сам это всё установил – все законы от Пророков, и поэтому Он Сам всё исполнил, потому что все Пророки говорили, что Иисус Христос всё это исполнил. Во время Обрезания Ему было дано имя Иисус, что значит Спаситель. Это означало, что это Обрезание, оно уже сейчас будет Новозаветным. Когда в будущем, когда уже после смерти и воскресения Иисуса Христа Апостолы спорили между собой нужно ли брать или не брать обрезанных, как раз Апостол Иаков, брат Господень вступился за язычников и сказал, что нужно принимать их без обрезания. Также и другие Апостолы вступались и за обрезанных, и за необрезанных. Апостолы понимали, что все люди призваны быть спасёнными, и вот это Обрезание и есть Крещение. Господь сейчас призывает всех людей: Он призывает язычников, Он призывает атеистов, Он призывает всех. Но на самом деле, мы с вами сейчас теряем церковные традиции, часто забываем фундаментальные вещи. Если Господь после своего рождения захотел быть крещенным по ветхозаветному обычаю, а потом Он захотел быть крещенным в покаянии у Иоанна Крестителя, а потом еще пошел зачем-то в пустыню, и там Он укрепился как человек. Там были сильнейшие искушения от дьявола, всё это Он претерпел. Все эти события можно назвать как единым Новозаветным Крещением.
Мы же знаем, что, когда приносят ребёнка - младенца в Храм, сначала идёт оглашение, происходит беседа с человеком – с крёстным, чтобы потом он воцерковлял своего подопечного. Сначала идёт оглашение, потом идёт крещение, а потом идёт воцерковление. Если это ребёнок, то воцерковление может идти всю жизнь. И не нужно этого бояться. Сам Христос показал: сначала Он обрезался по ветхозаветному обычаю, что является ветхозаветным и новозаветным крещением; потом Он пришёл к Иоанну Крестителю и крестился потому, чтобы все другие люди тоже последовали этому и начали каяться; и потом Он ушёл в пустыню и там Он показал образ воцерковления, потому что именно в пустыне это образ великого поста, это образ покаяния, образ воцерковления. Никакое воцерковление невозможно, если человек не приносит покаяния, если человек не приносит поста. И поэтому перед большими всеми праздниками устанавливаются посты для того, чтобы мы по примеру Спасителя проходили время вот этого воцерковления.
Воцерковляться можно всю жизнь. Если мы с вами скажем себе, что всё мы уже крещены, мы уже спасены, мы уже воцерковлены, то грош нам цена. Потому что только сектанты говорят то, что они уже спасены. Мы православные христиане только в числе спасающихся, мы ещё только встали в очередь в Царство Небесное, мы ещё только идём туда и неизвестно зайдём или нет, потому что враг душ человеческих похищает. Вы же знаете образ лестницы на небо, и когда туда праведники залезают с большим трудом, то бесы летают и оттуда стаскивают даже с последней ступеньки, которая находится перед самыми вратами Царствия Небесного. Поэтому, если мы с вами хоть на минуту скажем, что мы смиренны, значит мы потеряли смирение, если мы скажем, что мы воцерковлены и уже спасены - всё в этот момент мы лишаемся всего, потому что мы держимся только Христом. И только Христос поддерживает эту лестницу, и только Христос затягивает нас своей мощнейшей рукой в Царствие Небесное. Только Им мы живём, движемся.
Мы должны всегда понимать, что без Церкви нет спасения. Господь Иисус Христос – это и есть Церковь. И только в Церкви все вместе мы, как кирпичики, создали это здание. Но Господь держит нас, Святой Дух скрепляет, как цемент, как раствор скрепляет всех нас. Иисус Христос между нами. Поэтому мы должны держаться друг за друга. Если один кирпичик скажет: «Я самый лучший кирпичик, я здесь держу эту стену», и будет выталкивать другие кирпичики из стены, то такая стена развалится, упадет арка, и упадет весь Собор. Надо понимать, что мы все нужны. Ухо не может сказать: «Глаз, почему ты не слышишь?» А глаз не может сказать: «Ухо, почему ты не видишь?» Так говорил Апостол Павел, что все мы члены Христовы, и все мы должны друг друга держаться, потому что мы все помогаем друг другу спасаться, мы все единое тело.
Все мы призваны сначала к тому, чтобы быть крещены во младенчестве и потом воцерковляться всю свою оставшуюся жизнь. Те люди, которые говорят, что младенцам не нужно быть крещенными, то они согрешают прежде всего перед самим Господом, который показал пример. Никто против Господа не может идти и устанавливать какие-то свои правила. Господь во младенчестве принял ветхозаветное крещение, обрезание, поэтому и мы все должны крестить своих детей.
И ещё один важный момент для тех людей, которые крестят своих младенцев. Посмотрите сколько хороших примеров, когда крёстные воцерковляются или родители воцерковляются после того, как они крестят своих младенцев. Это удивительное чудо. Если бы им не нужно было крестить младенца, они не пришли бы никогда в Храм. Совершенно неверующие люди приносят своего младенца, потому что он у них заболел, и они хотят, чтобы он исцелился. Они знают, что после крещения часто младенец выздоравливает. И что же происходит? Им священник говорит: «Вам нужно пройти беседу. Вам нужно пройти исповедь и причаститься перед тем, как крестить своего ребёнка, потому что вы же не хотите, чтобы ваш ребёнок наследовал ваши страсти. Чтобы эти страсти не передать, прошу вас, придите на исповедь, очиститесь, а потом напитаетесь Божественными тайнами, и тогда ваш ребёнок будет чистым и благочестивым вы сможете его воспитать». И вот неверующие люди впервые перед крещением ребёнка приходят на исповедь, причащаются. Потом они приносят его на причастие, вычитывают за него правило, молятся, исповедуются, чтобы не предавать на него свои страсти и прегрешения, и им уже самим хочется причащаться, потому что они всё исполнили для подготовки к причастию ребёнка, и у них уже не остаётся ни одной причины, чтобы не причащаться. А потом этим людям захочется и венчаться, и потом они уже живут полноценной семьёй. Именно ребёнок их приводит ко Христу.
Надо всем осознавать, что если Церковь установила, то нам не нужно упорствовать, а нужно просто доверять. Ведь Церковь – это наши старшие братья и отцы, которые передали нам через устное предание очень много того, чего не записано в Священном Писании. Если бы, как сказано у Апостола Иоанна Богослова, все книги были исписаны, то они не смогли бы вместить то, что сказано Господом. Поэтому нам нужно всем соблюдать то, что предлагает нам Святая Православная Церковь.
Крещение подразумевает воцерковление. Что есть воцерковление? Часто, например, жена заставляет своего мужа креститься для того, чтобы потом повенчаться. И это бывает формально. Бывает человек в армии крестится тоже формально. И потом эти люди не чувствуют никаких изменений. И поэтому неверующие люди говорят: «Вот ваше крещение ничего не значит». Но на это можно сказать такие слова: «При крещении даётся семечко, которое мы должны вырастить». Святой Дух, как некая птица, парит над человеком, над этим птенчиком и в гнезде его пытается вырастить. Он взгревает это семечко, поливает слезами и ждёт, когда это семечко проклюнется. Святой Дух ждёт, когда же человек сможет воцерковиться.
Часто ещё воцерковляются через какие-то бедствия. Давайте с вами прочитаем стихотворение, которое посвящено Крещению. Оно называется «Крещён я или нет?» Послушайте сначала цитату Святого Кирилла Иерусалимского, который жил в 4 веке и многих людей готовил ко крещению. У него в огласительных беседах есть такая удивительная цитата: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух Святой крестить тебя не будет». То есть, если человек идёт на венчание, крещение просто формально, потому что его заставляют, то Святой Дух его крестить не будет, хотя он будет крещён настоящим православным священником. Святой Дух как бы занесёт свою Божественную руку над человеком и будет ждать того момента, когда человек сам попросит. Крещение будет совершено, но Крещение Святым Духом будет отложено, т.е. воцерковление будет отложено до тех пор, пока сам человек не попросит это через беды, через скорби и испытания.
Крещен я или нет?
Святой Кирилл, Иерусалимский написал,
Чтоб каждый оглашенный это знал:
«Ты можешь в Храме быть крещеным,
Священником, три раза в воду погруженным.
Но Дух Святой, тебя крестить не станет, –
Пока обманывать, ты всех не перестанешь!».
Узнав об этом – ужаснулся,
Лицом, к Христу, к иконе повернулся:
«О, Праведный, о, Судия,
Быть может не крещенный я?!».
Святого Духа не обманешь,
И в сердце – мздою, не заманишь!
Но как узнать, крещен ли я,
Крестил ли Дух Святой меня?
Вот я крестился в десять лет,
Но действенен ли мой обет?
Да, я был мал, крестился в Храме,
Обеты я давал при маме.
Я там, отринул духа зла,
И там, Христос принял меня.
Мой друг сказал мне: «Я крестился,
Лишь, потому что я женился».
Другой добавил: «Я крестился,
Так как в России, я родился!».
И вот тут бабушка одна,
Что в «Лавке» в Храме у окна,
Сказала нам: «Ох, ох, ребята,
Крещения, для спасенья – маловато!
Крещение – лишь залог, спасенья,
А нужно для него – обоз терпенья.
Когда священник вас крестил,
Он семя веры посадил.
А вы должны взрастить его,
Иначе ссохнется оно.
Крещение – Таинство святое,
На сердце – «пишется» благое.
Чтоб стало действенно оно,
Быть нужно с Богом – заодно.
А если вы в трактир бежите,
Так, Богу вы не угодите!».
«Но, что же делать нам, скажите,
И путь спасенья укажите.
Мы все попрали семена,
И вера наша, так мала?
Крестится снова, разве можно?
Я думаю, такое невозможно?».
«Крестится снова вам не надо,
Святой Господь – всему услада!
Все, покаяние покроет,
Господь врата Небес откроет.
И Дух Святой ведь рядом с вами,
Вы веру – покажите сами.
И не замедлит Он – крестить,
Тех, кто не хочет – ложью жить.
Скажите сердцу своему –
Я открываю дверь Христу;
Хочу, чтоб жил там и творил –
Мой Бог, Отец и Властелин!».
Ушли мы с Храма, все в раздумье:
«Мы жили жизнью – как в безумье!».
И с этих пор, день от то дня,
Спрошу себя: «Крещен ли я!».
В этом стихотворении показано, что мы каждый день должны задумываться крещены мы или нет. А, если мы попрали (нарушили) свое крещение, то мы должны бежать на покаяние, потому что в молитвах перед исповедью там есть такие слова, что совершается второе Крещение. Покаяние – это второе Крещение. Мы с вами должны это помнить и никогда не отчаиваться. Это у сектантов страшная бездна, когда они согрешают, они не знают каким образом можно у Господа выпросить прощение греха, потому что у них нет Таинства покаяния. У них есть единожды крещение, и когда у сектантов, баптистов и других протестантских течений люди совершают какой-то грех, например, прелюбодейство, кража, и об этом узнаёт вся община, то такого человека выгоняют из общины. Они говорят: «Ты попрал Христа. Мы тебя выгоняем». У них нет Таинства покаяния. Он может засвидетельствовать сам о своем грехе, и община может его простить. Но община - это не Бог. Поэтому мы с вами, дорогие братья и сестры, счастливые люди, потому что у нас есть все Таинства, к которым можно прибегать. Пусть каждый из нас прибегает к этим Таинствам, как к семи Столпам.
Наша Церковь держится на семи столпах. Вот этими семи Таинствами мы все спасаемся. Пусть каждый из нас задаст себе вопрос: «Крещён ли я?» С кем мы сейчас находимся: со Христом или нет? Воцерковлены мы или нет? И, если мы будем чувствовать в себе недостатки, это будет большой помощью нам в том, чтобы двигаться к Царствию Небесному по лестнице добродетели. Аминь.
13.01.2020 г.
Свидетельство о публикации №121061507967