Иных времен татары и монголы продолжение
Продолжение
Учитель перестал быть объектом внимания - в самом широком и глубоком смысле этого слова. Завучу не до него: он каждый день выходит на битву с "электронными носителями" (вспоминаешь с язвительной улыбкой уверения облегчить с компьютеризацией бумажную волокиту - всё вышло во сто раз хуже). Директор занят некоей внешней атмосферой школьной жизни, часто эфемерной, которая почти никак теперь не достигает земной тверди насущных проблем учителя, и поэтому директором нынче может быть всякий, а не профессионал, знающий свой предмет, педагогику и психологию как науки, то есть - лучший в школе! Лучший. Самый авторитетный, успешный, уважаемый. Как и завуч непременно должен быть одним из лучших предметников не только в своей школе. Но ведь это незыблемая истина! Случайная администрация - случайный и коллектив, случайное и обучение.
Уже в период до пандемии приезжающие методисты напрочь забыли о живом человеке, преподавателе. Объектом их проверки стали бумаги, в которых чёрт знает что можно наворотить, а не живой преподаватель. Исчезло живое общение, диалог, наставничество, открытые уроки. Как исчез всякий интерес к ученикам со стороны редких "гостей". Учитель стал чудовищно одинок! Жаждущий знаний, общения, совершенствования, а не манекен, приходящий в школу тупо зарабатывать. Методистам отводится классная комната, где они заваливают себя сотнями папок с цифирями, и два дня они колупаются в этом мёртвом, неодушевлённом пространстве, безлюдном, безголосом, пыльном и тихом. Ни единого вопроса конкретному учителю, ученику, родителю! Бумага, видите ли, всё расскажет и объяснит. Что, незнакомая кому ситуация?!
Брошенный, одинокий учитель неизбежно деградирует, как деградирует и его система ответственности, искажается способность его самооценки. Учителю нужно ободряющее слово, элементарное участие, внимание ко всему, чем он занят в школе.
Его кабинет не монашеская келья, где он нынче пребывает чуть не в одиночестве месяцами, а уроки не закрытая студия.
Как праздники вспоминаю приезд методического десанта в школу лет двадцать назад! Да, это было напряжение, это был "решающий матч", но это держало нас в тонусе; одобрение и успешно проведённые уроки придавали смысл нашей деятельности, служили добрыми дрожжами для творческого роста. Не лишними были и "должностные похлёбки", выражаясь языком Гоголя, "взбутетенивания". Были великолепные опросы, анкетирования учеников, учителей, родителей, администрации. Проведённые корректно, корректно и освещённые, они заставляли задумываться, перестраивать себя, творчески развиваться.
Сегодня пришедший в школу новичок может преспокойно остаться без всякой поддержки, помощи.
Конечно, я говорю прежде всего о сельских, поселковых школах, школах глубинки. Но ведь их десятки тысяч.
В них деградировали наставничество, институт завучей в их прямых обязанностях, обмен опытом (не ради показухи, не в виде всякого рода "презентаций", где часто нет души и русского языка, смысла, полезности), плановая, рабочая система открытых уроков, рабочие посещения уроков администрацией.
Я бы каждому учителю, читающему мою заметку, задал бы простой вопрос: сколько уроков в году вас навестили коллеги, завуч, директор?
Помню своего "грозного", бдительного директора, бредущего и бредущего неустанно на мои часы русского и литературы. Как много мне дали часы общения с ней! Они превращались в увлекательный разговор о жизни, литературе, учениках, увлечениях.
Свидетельство о публикации №121061502673
Я видела возрастную добросовестную женщину - учителя химии, которую выдвинули в директоры. Она тянула, старалась, ибо выплачивала ипотеку, но видно было, что работа - не её, в тягость, не по силам. Она очень, очень скучала по преподаванию, от которого у нее осталась пара часов в неделю.
Видела директора - бывшего завхоза. Что-то там она закончила педагогическое заочное, но была и осталась завхозом: всё блестело, кипело, строилось, ремонтировалось, само собой дисциплинировалось. Дети её боялись, как огня)).
И видела я дяденьку-бывшего чиновника с образованием "менеджмент", которого поставили руководить школьным объединением. Он вообще был без пед. образования. Деловой и спокойный, как удав. Я помню, он сделал нашу, учительскую жизнь наиболее разумной и удобной. По его мнению учителя должны были учить, и ничего более. Нанял паренька по срочному договор. Тот сделал программки и стандартизировал нам все отчёты. Нашел целую бригаду психологов на аутсорсинг. Они приезжали раз - два в неделю и работали со сложными детьми. Оптимизировал как-то финансы и опять-таки на аутсорсинг нанял бригаду уборщиков - освободил детей от уборки, а нас, учителей, от контроля за этим делом. Сдавал школьные помещения по вечерам по курсы - на эти деньги каким-то хитрым образом нам платил премию. Сделал в школе платный экстернат. Опять денег прибавилось. Там много всего было, я только "по верхам" наблюдала... То есть он знал какие-то такие ходы, которые учителю-директору даже бы в голову не пришли.
Вот прямо забавно было наблюдать. Школьный двор. Первая из директоров там сама клумбы копает, цветочки сажает. Вторая - учеников организовывает, чтобы клумбы копали. Третий - спецов приглашает - озеленительную компанию. В целом результат один и тот же, но трудозатраты разные.
Или дисциплинарный момент. Бывает, что нужно ученика отвести к директору. Бывает, что иначе никак, правда ведь? Первая - ведет долгие беседы с учеником и родителями. Как раз в стиле советской педагогики. Был результат? Был. Определенно был! Вторая - орёт. Без прямых оскорблений так унизит, что ребенок ни за что к ней опять не захочет попасть в кабинет. Третий... это был цирк... Единственный раз наблюдала. Сажает перед собой дитятку и заставляет от руки писать объяснительную: почему плохо себя вёл. Первое - с шапкой, с ФИО, с адресами - на своё имя, второе - с такой же шапкой - педсовету школы, третье - с шапкой - районному отделу Минобра, четверное - с шапкой - в детскую комнату полиции. Если помарки - заставляет переписывать. Все объяснительные прямо при ребенке подшивает в толстую папку. Ребенок в изнеможении и ужасе. Вот это из педагогики приём или из жизни чиновников? Но ведь действенно весьма.
Директоров в моей жизни было больше, чем три. Просто тут очень уж характерные примеры. С третьим я поняла, что менеджмент - это сила.))
Николь 77 16.06.2021 01:13 Заявить о нарушении
Мне на последнем месте работы ужасно было жалко завуча. Ей было уже за 60, завучем она работала последние лет тридцать... а тут ЕГЭ, новшества всякие... Она очень добросовестно работала 6 дней в неделю, первая приходила в школу, последняя уходила чуть ли не в 10 часов. Ну нафиг такая жизнь?
Николь 77 16.06.2021 01:31 Заявить о нарушении
Я на всяких уроках была с "визитом" десятки раз. Я сама раз сто на уроках принимала всякое начальство. Да ну... ВСЕГДА показуха. Это как в семье. Вы вечером с женой-детьми сидите за столом, едите, может, что-то простое, но общаетесь о своем, доверительно, сердечно. А теперь представьте. Приехала из Тамбова уважаемая в семье дальняя родственница тётя Маня. Вы и скатерть покрасивее, и угощение, и музыку для фона, и вроде бы разговор вполне нормальный за столом - а всё равно что-то будет напоказ. О хорошем расскажете, о проблемах умолчите. Так и посещения эти, блин, методические. Только лишнее нервное напряжение и для учителя, и для учеников.
Николь 77 16.06.2021 01:48 Заявить о нарушении
Николь 77 16.06.2021 02:05 Заявить о нарушении
Эх, таких бы рецензентов поболе!
Я ведь передумаю много и, наверное, что-то передумаю!!!
Я пишу тут, что всё-таки касаюсь больше школ сельских, глубинных, пресекающихся...
Насчет директора, думаю, ты меня убедила. Сомнения во мне. Да и уже три года прошло. Жизнь меняется стремительно.
Но - точно! - мне меньше везло на примеры директоров-менеджеров. Приезжали этаки перекати-поле. За года школу перевернут вверх дном и смоются... Так мы его и звали - "Нюч".
Учитель Николай 16.06.2021 10:22 Заявить о нарушении
Просто замечательно!
Да так, что уже менагеры и не совсем ругательное слово.
Для меня. Но!..
(Простите за влаз, Николай!
Но как бы и где я мог сказать это Ольге?!)
Александр Лазарев 2 16.06.2021 11:38 Заявить о нарушении
Выходит этот ребенок и бодренько так начинает: я очень люблю читать. Моя любимая книга "Три мушкетера". Там рассказывается про четырех друзей мушкетеров: дАртаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса. Они жили во Франции и сражались с красногвардейцами...
Тут вся взрослая аудитория ахает: С КЕМ?!!!
Ребенок стоит весь красный и лепечет: ну ведь в кино же они все были в красном...
Занавес.
Николь 77 16.06.2021 13:15 Заявить о нарушении
Рад, что Вы вернулись.
Верните Ваши нарезки из уроков.
И разбейте их на куски, чтобы было где писать Вам отзывы,
А то реально только под чужими рецками и остаётся писать.
Графомачо 17.06.2021 06:29 Заявить о нарушении
Совсем не хотел обидеть.
Просто смеялся над Вашим ответом и вспомнил, что когда-то у Вас были тематические подборки.
Обе части повествования Николая тоже прочитал. Радует, что есть такие неравнодушные учителя. Это в качестве оправдания что тут пишу.
Графомачо 17.06.2021 13:15 Заявить о нарушении
PS
Николай, пожалуйста, загляните в личные сообщения на сайте.
Лариса Морозова Цырлина 22.06.2021 01:48 Заявить о нарушении
По э. п. лучше.
Учитель Николай 22.06.2021 09:04 Заявить о нарушении