Сезонный цикл 3. Август
Эссе по творчеству Виктора Пашкова.
Прекрасны молодые годы,
Когда, не ведая утрат,
Картины жизни и природы
Мы начинаем изучать!
Когда надежды беззакатной
Звезда приветливо горит
И нам так много говорит
Желаний голос непонятный;
Жизнь (Прекрасны молодые годы…)
автор Иван Саввич Никитин (1824—1861)
Побывала в февральских размышлениях автора, напиталась радостью в его апрельских строчках, теперь перехожу в щедрый переходный август.
Само название заставляет этот месяц быть не просто роскошным, но ещё и очень ответственным.
Великолепный июль, Julius,(Месяц рождения Юлия Цезаря)названный в честь могущественного и прекрасного императора, передаёт бразды правления не менее могущественному августу, August(Октавиан Август).
В глубину истории удалилась , начиная разговор о стихотворении Виктора Пашкова "Прохладно. Август. Терпкий горький ветер".
http://stihi.ru/2017/10/07/2909
Почему? Это трудно объяснить, но, пришла мысль и я её записываю, не отвергая.
Всё зависит только от произведения, о котором хочу сказать сегодня.
Может быть роскошь и изобилие августа направило мои мысли в сторону происхождения названий? Может быть серьёзность темы, (в этом ответственность
автора, присутствующего всегда в своих стихах, а значит и августа- героя произведения), которая рассмотрена в стихотворении?
Тему определила так:" Смена поколений".
Идея: автор показывает трудности выбора пути молодым поколением.
Написала и задумалась. Всё дело в том, что у меня ДВА ВАРИАНТА прочтения стихотворения.
Представлю ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ.
Это стихотворение- образ.
В первой строфе - вхождение в прохладный после июльской жары , переходный в осень период. Любуюсь этими строчками:
"Прохладно.
Август.
Терпкий горький ветер.
Время
раскрасило вечерний горизонт.
Небо молчит.
Отрывки междометий
от всполохов зари
уносит в поворот."
Кто внимательно читает стихи автора и мои эссе, узнаёт его почерк, от которого поэт, выработав его давно, не отступает. А зачем? Завораживает краткость строк, впитавшая в себя прохладу предосеннего месяца, терпкость запахов от изобилия созревающих урожаев. Слово "горький" несёт в себе состояние грусти приближающейся осени и прощание с нежностю и радостью лета.
Горечь переходит во вторую строфу:улетают птицы. Суетятся, сбиваясь в стаи, "крикливы взгляды птиц". Выделенная метафора передаёт тревожность и суету птичьей стаи, которых прохладный дождь прогоняет в тёплые края.
Передаю суть моего понимания в ПЕРВОМ ВАРИАНТЕ осмысления стихотворения. Образ стаи птиц- не что иное, как молодое поколение идущее за нами, выбирающее своё направление "полёта", свою дорогу в жизни. Суетливы, растеряны, не определились, волнуются...
Впереди дорога длиною в жизнь. Оправдаются ли надежды, ведь
"не мал к надежде крюк".
Неопытность, бьющая через край энергия - "и силы через край у молодости птиц", заставляют стремиться безоглядно
"к теплу".
Всё ли сложится в жизни ?
Об этом в заключительной строфе:
"Но что их ждёт в немом конце полёта,
и скольких выстрелом нажива заберёт,
а сердце
не умрёт за поворотом:
за взлётом сложный путь
и долгий перелёт."
Обеспокоенность судьбой поколения, которое идёт следом. Эту тему автор муссирует постоянно в своих стихах.
Сейчас я могу перейти ко ВТОРОМУ ВАРИАНТУ моего понимания стихов, немного сузив тему о судьбе молодого поколения.
Тема: собственные дети начинают самостоятельную жизнь.
Идея: показать волнение молодого поколения в поисках своего места в жизни и волнения отца за своих детей.
В таком случае стихотворение -образ звучит как монолог отца переживающего за судьбу своих детей. В этом случае, образ стаи птиц, только- только оперившихся, недавно вставших на крыло, это дети "вылетающие как птицы"
из- под опеки родителей в поисках счастливой жизни.
Болит сердце отца. Длинный и сложный перелёт длиною в жизнь ждёт молодых .
Выделив два варианта прочтения, подумала: а почему не принять и ТРЕТИЙ ВАРИАНТ, и просто не описать отлёт птиц на юг в августовском переходе в осень?
Не буду говорить об этом.
Мне по душе высказанное выше.
В начале своего отклика написала, что это стихотворенип - образ. Да, великолепная работа автора, которая берёт в плен своем многотемностью, благодаря образам.
Поэтичность стихотворения в начинается с ПЕЙЗАЖНОЙ ЗАРИСОВКИ в начальной строфе.
"Покоряют МЕТАФОРЫ:
Отрывки междометий
от всполохов зари
уносит в поворот.",
"крикливы взгляды птиц: " , "и силы через край у молодости птиц,".
Неповторимы ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:
"Время
раскрасило вечерний горизонт.,
"Небо молчит...",
"и скольких выстрелом нажива заберёт,
а сердце
не умрёт за поворотом:"
Перечитывая, восторгаюсь каждой строкой, поражаясь умением автора заставить работать воображение и фантазию в хорошем смысле этого слова.
Любуюсь ЭПИТЕТАМИ:
"Терпкий горький ветер."- очень много можно прочитать в этой строке читателю, если "включить "своё воображение. Это говорить о глвбокой наполненности каждой строки произведения.
"крикливы взгляды птиц: "- глубокая характеристика состояния птиц или, исходя из образа, молодых людей.
" в немом конце полёта,"- неизвестность того, что ждёт в жизни , вылетевших из семейного гнезда и, сообразуясь с вариативностью стихотворения, улетающих птиц.
В финальных строках описание сложностей жизненного пути, всего несколькими словами:
"за взлётом сложный путь
и долгий перелёт."
Заключение:
"В своих стихах Виктор Алексеевич использует художественные приёмы, которые делают их выразительными. Это: неповторимые авторские метафоры, олицетворения, многообразие эпитетов, строго следит за тем, чтобы в его работах не использовались литературные штампы. Поэт постоянно и кропотливо работает над словом. Широк его лексический ряд.
Он не применяет «примелькавшиеся» рифмы. Интересен «рисунок» стиха – неровные и рваные строки. Автор выделяет отдельные слова, фразы для усиления выразительности своего произведения, но ритм стиха остаётся без нарушений"
(Из творческой характеристики поэта. Светлана Климашова(Дерягина).
Лана Порошина 11.06.2021 06:24
Свидетельство о публикации №121061501091