Поэт в России - больше чем поэт?

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ПОЭТ В РОССИИ БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЭТ ?
ЭССЕ

    Эту крылатую фразу сказал на самом деле не такой уж честный поэт и не такой уж большой поэт России -  Евгений Евтушенко.
      И так ли это на самом деле? Хотя бы применительно для прошлого русской литературы и культуры.
        В настоящем (и давно уже) литература вообще и поэзия в частности в России конечно в загоне и на окраине общественного сознания, в убогом и затравленном положении которому не позавидуешь никогда.
          Ну а в прошлом? Ведь некогда все было совсем иначе в нашей России…
           Да в прошлом все было по другому.
           Уже в Х1Х веке со времен  Пушкина, а может быть и несколько раньше начала вырисовываться особая роль литературы в России.
           По давней советской версии это было связано с самовластием самодержавия и притеснениями царской цензуры - мол вследствие этих причин в русской литературе «ютилась» в завуалированных формах свободная демократическая мысль, таились начала публицистики и философии, а русские писатели - рвавшиеся свободно мыслить и защищать угнетенный народ - вынужденно писали «эзоповым языком». 
                По большому счету все это конечно глупости - все эти советские примитивные культурно-исторические схемы.
              Хотя внешние признаки правдоподобия в них есть.
              Дело в том что вообще вся настоящая русская философская мысль  основывалась на художественном образном мышлении. Это мы видим и у Владимира Соловьева и у Достоевского и у Розанова в начале ХХ века.
               Это была философия, но философия = с опорой на образное мышление.
                И именно это вывело русскую литературу и мысль в авангард мировой культуры уже во второй половине Х1Х века.
                Ведь классическая философия и, в частности, немецкая классическая философия теряла свое значение в это время  и фактически духовно умирала.
               Уже Шопенгауэр - бунт против этой классической философии от Гегеля до Канта.
                А позже пришел Ницше.
                И он так же как и русские писатели-мыслители опирался на вдохновенное образное мышление в том что утверждал и доказывал.
                Но у русской литературы и поэзии было и иное измерение помимо чисто философического - это ее пророческое и религиозное звучание.
                Что бы ни говорили поклонники «строгого и всевидящего Православия», но Православная Церковь в России со времен Петра Великого была унижена, выполняла едва ли не полицейские функции в крепостническом и светском дворянском государстве.
                Это чувствовали все мыслящие и образованные люди в русском обществе. И стихийно искали замену ортодоксальной религии в своем духовном мире - в мире «пророческой» и духовно возвышенной литературы и поэзии в частности.
                Ведь фактическое обожествление Пушкина произошло уже в Х1Х столетии и вскоре после его смерти.
                Даже знаменитая фраза Аполлона Григорьева что « Пушкин - это наше все» уже имеет религиозный по сути смысл.
                То что говорили православные священники в церкви не удовлетворяло русское просвещенное  общество.
                Это было очевидно.
                А позднее и другие слои русского общества открыто присоединились к духовному недовольству ортодоксальной религией.
                Всем сколько-нибудь образованным людям в России второй половины Х1Х - начала ХХ века хотелось иного «исповедания веры» чем традиционная религия.
                Так и родилось религиозное отношение к большой русской литературе и ее создателям в России.
                Только сейчас мы видим множество «хулиганских» статей о якобы безнравственности корифеев русской литературы, начиная с Пушкина и кончая Чеховым и не только им.
                В прежней императорской России не говоря уже о России советской такие статьи и открытое выражение таких мнений были бы решительно невозможным.
                В большую русскую литературу верили в те (причем очень разные) времена как особую возвышенную и поэтическую  Религию. И как настоящую религию ее оберегали от «богохульства» и нападок скептиков и неверующих.
                Вдумаемся глубже в то что произошло с русской литературой в советское время.
                На какой-то первоначальный период времени (в 1920-е годы) русская литература оказалась в советской России в «подвешенном состоянии». Ее как  и в  царские времена начала преследовать и губить советская цензура.
                Но русские люди разного уровня культуры продолжали тянуться к литературе и поэзии.
                И в конце концов Сталин в очередной раз принял на фоне всего этого свое очередное «мудрое решение» - он решил сделать русскую литературу и в особенности советскую литературу конечно САКРАЛЬНОЙ И СВЯЩЕННОЙ.
                Сталиным был создан культ литературы. Но той литературы «которая нам нужна».
                Был призван Горький который привык роскошно жить в Европе на советские гонорары.
                Горькому обеспечили роскошную  жизнь и в советской России. Но дали задание - создать советскую  партийную литературу как орган советской власти и освятить культ этой новой социалистической литературы своим авторитетом.
            Горький эту задачу выполнил. И его убрали.
         Хотя конечно возможно что Горький умер и своей смертью  - как теперь докажешь что было на самом деле в этом сталинском царстве где никто и никогда правды никому не говорил.
                Но литературу при Сталине возвели в ранг официальной религии.
                Буквально молились на Шолохова, на Симонова...даже на убогого Твардовского.
                И конечно молились на «приемлемых» для советской России гениев старой русской литературы.
                Сталин, натерпевшийся от вероломства Гитлера и первоначальной прыти немецких танковых дивизий вынужденно признал в разгаре войны роль Православия для простого русского народа.
                Естественно как было научить русского деревенского мужика верить в Пушкина или как научить русского рабочего поклоняться Льву Толстому, этому «зеркалу русской Революции» как вещал Ленин.
                Ничего подобного у власти сталинских сатрапов и его самого не могло бы получиться в короткие сроки.
                Поэтому Сталин, окунувшийся лично в страшный омут великой войны, Православие признал и одобрил в решающем для выживания всей России 1943-ем году. 
                Литературу Сталин поставил в своей стране  в один ряд с религией. И верил, что Большая Литература в концет концов вытеснит религию в сознании русского народа. 
                Однако настоящей литературы в классические времена правления Сталина как полновластного диктатора  (с середины 1930- годов и до его смерти) собственно говоря в СССР и не было.
                Эта литература, по инерции еще существовавшая «в рукописях», или подавлялась полностью или объявлялась враждебной.
                И проживи грузин Сталин еще хотя бы десять лет - он бы все уничтожил что еще оставалось от старого императорского режима в подлинной русской культуре и литературе  включая Ахматову, Пастернака и всех прочих «несоветских людей» кто еще  оставался в живых.
                Но судьбы Истории неисповедимы. Именно Сталин возвел русскую литературу на такие «божественные» высоты, что любое искреннее и правдивое слово сказанное настоящим писателем воспринималось как Божественное Откровение.
                Это мы видим по восприятию «Мастера и Маргариты» Булгакова, «Доктора Живаго» Пастернака, «Реквиема» Ахматовой и многих других произведений, запретных и гонимых в сталинские и последующие  советские времена.
                Гонимая литература оставалась в ореоле «божественности» все равно.
А официальные столпы советской власти в литературе, такие как Фадеев, Леонов, Федин - всерьез русским народом не воспринимались.
                Обожествление литературы Сталиным начало работать против самого Сталина и против его режима.
                В этом - величайший парадокс истории нашей культуры.
                Культ литературы, созданный Сталиным, на практике работал против него самого. 
                Потому что настоящих гениев литературы которые были бы способны гениально прославлять деяния Сталина и созданный им чудовищный режим - в распоряжении вождя народов не было.
                Да и какой истинный художественный гений был способен в здравом уме прославлять Чудовище и его кровавые деяния?
                Был ли Сталин наивен в своих упованиях на прославление истинно высокой литературой его деспотической власти и его в крови изнывающей державы? - Наверное был.
               Сталин явно не понимал чудовищности своих казней, репрессий и всего того что он творил в СССР.
               Это хорошо видно по позиции сталинского Советского Союза в создании еврейского государства и решении «еврейского вопроса».
              По заданию Сталина Андрей Громыко продвигал в ООН идею создания Израиля как независимого демократического еврейского государства.
              Не какая-нибудь Великобритания, Франция или даже США (где конечно сильным всегда было еврейское лобби) стояли у истоков рождения Израиля как независимого еврейского государства на Ближнем Востоке, а СССР.
            Это просто поразительно!
             И это показывает удивительную наивность Сталина - он ведь верил, что будущий демократический и антиимпериалистический Израиль будет большим другом СССР как истинного победителя уничтожавшего евреев немецкого нацизма.
             Вначале так с виду и было. Молодое еврейское государство открыто демонстировало на весь мир свою благодарность Советскому Союзу за поддержку в период своего образования.
            И переломным моментом когда Сталин «прозрел» что же происходит на самом деле был визит молодого Израильского Премьр Министа госпожи Голда Меер в Москву.
          Сталин был поражен восторженными толпами евреев встречавших Голду Меер с цветами в Москве.
           Это было для него ошеломляющим ударом!
           Как так! Советские люди не рады тому что они советские люди, а готовы в ноги падать перед представителем чужого государства которому и от роду так мало лет и у которого нет пока никаких достижений кроме того что оно - еврейское.
           И престарелый Сталин вдруг  резко  изменил свое отношение к «еврейскому вопросу». Началось «дело врачей». Евреев по национальности, потом и дела «о космополитизме» где евреи фигурировали в первую очередь.
              Это все по логике гоголевского Тараса Бульбы - «Я тебя породил. Я тебя и убью.»   
                Иосиф Сталин всегда был человеком крайностей. И кстати говоря человеком Востока. В духовном плане.
                Слишком близко родная для Сталина Грузия находилась к странам Востока и вынуждена была с ними не только воевать, но и контактировать, взаимодействовать.
                Сталин наследовал идеалы и нравы правителей Персии и Османской Империи. Это очевидно.
                И в христианской и в целом европейской стране какой была Россия его идеалы Восточной Деспотии не могли осуществиться надолго.   
                Сталинская Империя развалилась уже при Хрущеве. За это сталинисты Никиту Хрущева страшно не любят.
                Хотя именно при Хрущеве советские люди вздохнули наконец свободно.
Крестьяне получили паспорта.
Жители городов получили отдельные квартиры.
Прозвучали песни Высоцкого и Окуджавы. Началась пора романтики дальних странствий  геологов-разведчиков на  неосвоенные земли далекого Севера и Сибири. 
Гагарин полетел в космос при Хрущеве же а не при Сталине.
                И все равно Хрущева не любят - какой он «Хозяин» страны. Болтун курурузный.
                Это как в старое время - «Барин вы или уж ногой под зад пните. Или ручку пожалуйте».
Никита Хрущев ни того ни другого не сделал. Поэтому его у нас презирают и не любят до сих пор.
                Но если вернуться к литературе то - крах советской власти стал крахом и для всей русской литературы. 
                Русская литература просто погибла в огне чудовищных «реформ» Гайдара и Чубайса. И не восстановилась из руин до сих пор.
                Сакральное и религиозное восприятие литературы в России исчезло.
                Что бы ни говорили писатели - это теперь уже никого не волнует.
                Читать и покупать книги писателей перестали.
                То что хочется (и то что очень «нашумело» в обществе) можно посмотреть и прочитать совершенно бесплатно в Интернете.
                Появились во множестве дельцы которые норовят заработать на графоманах. Организуют платные для авторов издания. Создают липовые Союзы Писателей существующие только ради сбора денег с графоманов.
                Характерный пример - так называемый Интернациональный Союз Писателей  созданный проходимцем и жуликом по фамилии Гриценко.
                В этом «союзе» платное все - публикации, хвалебные рецензии, выступления по радио…
                Самый бездарный человек может платить Гриценко хорошие деньги. И этот «метр» жульничества все ему организует = процветание и славу, известность и почет… ЗА ЕГО ЖЕ ДЕНЬГИ.
                Такой он современный Парвус который как известно работал на немецкую разведку в годы Первой Мировой Войны  и на Социалистическую Революцию  одновременно и обеспечил приезд Ленина в Россию в пресловутом «пломбированном вагоне».
                Современному писателю не на что жить.
                Мы все понимаем что книги на бумаге уходят в прошлое.
                А в Интернете установить плату за чтение стихов или очерков - абсурд.
                Ни уважения общества не встречает современный писатель и поэт. Ни денег он никаких не получает за свое творчество.
                Так что господа хорошие… Живем мы в эпоху когда в России
ПОЭТ В РОССИИ -  МЕНЬШЕ ЧЕМ ПОЭТ. 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-ом году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 23-х тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Петербурге.
 


 


         


Рецензии