В кино
Я заканчивал десятый класс с хорошими оценками. Окончания учебного года ждешь всегда с нетерпением. Осталось еще год учиться. У нас школа-одиннадцатилетка. Все уже распланировал, где побывать, что прочитать. Где и с кем будешь проводить свободное время, и уже думаешь, как будем летом видеться с девчонками из класса. Знаешь, кого бы из них ты хотел увидеть летом, смутно догадываешься, кто бы хотел увидеться с тобой. Особенно интересно с Ленкой ближе подружиться. Это достаточно просто. Она живет со мной на одной улице. Это значительно упрощает задачу. Она девчонка хорошая, симпатичная. Я все время проезжаю мимо ее дома на велосипеде и изо всех сил давлю на звонок на руле. Чтобы она выглянула в окно. Махнет рукой, и настроение подскакивает до небес.
Мы возвращаемся из школы часто вместе домой. Много смеемся и говорили обо всем по пути. Не такой уж я красавец. Она знает, что я хорошо учусь, и ей я, по-видимому, этим интересен...
Ну, вот и лето. Лето, лето долгожданное. Лето милое, будь со мной! Спокойная ровная жизнь располагает к безделью. Все ясно, на небе ни облачка. день начинается, когда солнце уже высоко над горизонтом и длится он долго, до вечера. Вечером прогулка дотемна. Знаешь. что ничего не должно произойти, волноваться незачем.
Поневоле вспомнишь русскую классику. Илюшенька Обломов любил есть матушкино варенье, умел радоваться жизни. Может, он гонял псов, была же, наверно, у них, псарня, как у помещика Троекурова. Не помните?
Летом на сто процентов знаешь, что будет зима. Коль будешь кататься, то придется в гору саночки возить. Поэтому готовь сани летом, а в текущие планы впиши пункт: подготовка саней. Надо набираться знаний. После окончания школы надо поступать в вуз. Нельзя ориентироваться на Илью Ильича. Не то нынче время, не те возможности у родителей. Знаю, что придется жить в общежитии, и рассчитывать на большую помощь семьи нельзя. Я готов к этому. Не зря нам все время в школе толмили про Ломоносова. Пришло понимание, что надо учиться.
Самое любимое и простое занятие – читать. Читать запоем. От Майн Рида уже давно перешел к русской классике – Чехов, Куприн, Горький. Толстой Лев Николаевич с его салоном госпожи Шерер так и остался мне не по зубам. Буду читать опять про княжну Марью. Сложится ли у нее все с Николаем Ростовым? Многое у Толстого уже читал. Оставляю на потом большие проблемы, которые надо будет обдумать через год , сейчас это еще не слишком актуально. Зато Куприн – мое. Я счастливый человек, я выкупил все тома его огоньковского «Собрания сочинений»!
Свобода! Ты сам решаешь, что делать. Знаешь, что дома тебя накормят, а дальше можешь делать что хочешь: либо читай, либо песни пой, никто не против. Тупое безделье, ибо жизненно важных дел тебе не поручают. Ты честно провел в школе учебный год. Не напрягаясь, учился, вел себя как все. Отдыхай, деточка!
Вспоминаю себя перед шестым классом. Я скрывался от жары, сидя в огороде, голова моя скрыта в лопухах. Листья огромные. Вот если бы такие были у земляники! Какие огромные выросли бы ягоды! В арбуз величиной! Или в тыкву. Висели бы на стволе как огромные полосатые арбузы весом в пять килограмм!..
Репей глубоко уходит в землю, вырвать его никому не под силу. Прямо заросли, джунгли, пампасы какие-то на краю огорода! Крапива растет в одном месте, репейник в другом. Какие в шестом будут новые интересные учебники?. Самая скучная книжка - это задачник по математике. Раскроешь, и читать нечего. Про две трубы, про то, насколько процентов перевыполнен план. Решу, ну и что? Забавы ради читаю задачи на последних страницах, и малость подумав, решаю. Сложение, вычитание. Вопросы к действиям. Мне учительница сказала, что правильно поставленные вопросы развивают ум. Задача в четырех, в пяти действиях любому по силам.
Интереснее русский язык. Делаешь упражнение и натыкаешься на восхитительные мысли, из книг Тургенева, Пришвина, Гаршина, Короленко. Когда переписываешь их в тетрадь, кажется, что ты их сам написал. Я не против упражнений. Вот только правил многовато. Прочтешь, и понимаешь, что это правило и так, без учебника знал. Пиши «жи, ши» после «ж» и «ш», вот и вся орфография!
Интересная наука ботаника, я и сейчас так считаю. Я не напрасно сижу в репейниках. Сюда забираются куры, и поймете, почему это важно. Неделю назад я обнаружил здесь большую лягушку. Жаба, наверное. В лесу лягушки мелкие, а эта как слон.
Я охнул, хотел было ближе подойти, а она заметила меня и нашла себе укромное место под кучей гниющих досок. Наверное, здесь у нее дом. А я для нее настоящий слонопотам. Испугалась, бедняжка.
Я долго ждал, выйдет ли она обратно на солнечный свет . И вот, сегодня опять прихожу в надежде с ней подружиться. Приношу ей хлебные крошки, ссыпаю около кучи. Вчера пришел, крошек нет. Но я стал думать, а вдруг не жаба съела, а куры склевали. Хлеб раскрошил с маслом, Вчера рассыпал кусочки маленькие сахара, они оказались нетронутыми. Прочитал, она ест червяков, мух, комаров. Наверное, хлеб есть не будет. Ну, тогда куры склюют.
Через год в седьмом классе мы стали изучать зоологию. Отвратительная наука! Надо резать на части, потрошить, чтоб узнать что внутри. Я вспомнил жабу, ее выпуклые внимательные глазки, и представил себе, как ей отрезаю лапы. Это просто невыносимо! Из-за этой жабы каждый урок казался мне гадким, как будто я сам был вивисектор какой! Дико неприятные картинки.
- У тебя почему тройки по зоологии? - спросила меня классная руководительница, она вела у нас русский и литературу. Я ей объяснил. Она поглядела на меня и сказала задумчиво:
- Да-а, врачом тебе не быть! Хирург ведь делает операции из-за жалости к людям. Помочь хочет. А как человеку поможешь, не зная человека?
- И что, для этого лягушку надо убивать?
- Вот погоди, будешь учить анатомию. Расскажут, как устроен человек.
- Ну, человека знать надо, я понимаю. Я сам человек. А лягушку-то зачем?
- Знаешь, давай учись! Чтобы троек по зоологии у тебя не было.
Анатомию я учил уже осознанно. Надо же помогать больным людям!
Мне полные семнадцать. В поселковой библиотеке я взял книжку про межличностное общение.
- Зачем она тебе? - спросила меня Ленка.
- С тобой общаться.
- Ты что, дурак? Без книжки нельзя, что ли?
- Можно-то можно, да многое нельзя.
- А-а-а, ну если нельзя, - протянула она неожиданно. И с иронией добавила – Читай!
И я даже для себя неожиданно поцеловал ее в щечку. Она ошалело взглянула на меня и тут же спросила ядовито:
- Ты что? Книжку до конца прочитал?
- Так.
- Ты хороший, - смущенно сказала она.
А мне хотелось обнять ее прижаться губами и целовать. Был вечер и мы шли с нею в кино.
Свидетельство о публикации №121061405130