Чары. Дивы Пикассо. Безымянная скульптура. 1967

    Скульптура, созданная Пикассо, установлена в Чикаго на площади Дэйли Плаза,
размеры и вес:  50 футов (15,2 метра) высотой и весом 162 тонны. Увлекает сразу!
   Свои скульптурные эксперименты Пикассо особо не афишировал,
хотя этот вид искусства привлекал его, всегда жаждущего попробовать свои силы в чём-то новом.
Лишь в 1966 году скульптуры Пикассо предстали перед жителями Лондона, Парижа и Нью-Йорка
на специальных выставках, включивших более 200 экспонатов новых.
    85-летний художник открыл зрителям неизвестную прежде грань своего таланта,
хотя «тренировался» в этой области постоянно.
Первая скульптура Пикассо датируется 1901 годом. И это не странно.
   Ещё в Барселоне он изваял небольшой этюд из бронзы «Сидящая женщина».
Спустя два года были отлиты бронзовые маски «Слепой певец» и «Пикадор со сломанным носом».
В Париже фонд скульптур Пикассо пополнился в 1905 году «Шутом», «Алисой Дерен» 
и «Женщиной, расчесывающей волосы», смысл её – каждый должен быть причёсан?
    Все эти изваяния ещё вполне в духе реалистичной роденовской пластики,
а эмоционально приближаются к живописным произведениям того года
и меланхолического «голубого периода».*
С наступлением коренных перемен в живописном языке мастера скульптуры тоже видоизменяются.
«Голова женщины (Фернанда)» 1909 года – это уже кубизм. Им уже восхищаются.
Хаотичное пересечение граней и объёмов не мешает достижению портретного сходства -
с Фернандой Оливье – необыкновенности превосходство! 
     «Бокал абсента» 1914 года существует в шести вариантах, все созданы по-иному -
каждую бронзовую отливку Пикассо раскрасил по-другому.
С точки зрения идеи обращение к абсенту – это ответ на споры, бурлившие в обществе:
с одной стороны, абсент считался напитком богемы в абсентном обществе,
способствующим раскрытию творческого потенциала ,
с другой – врачи были уверены в его вредоносности -  даже одного его бокала!
    И спустя год после создания скульптурных бокалов, которыми  пьющий был восхищён,
абсент во Франции был запрещён.
   Относительно формальных поисков:  в этих работах Пикассо
впервые затевает столкновение реальности с имитацией каждого в жизни момента -
изображение бокала в бронзе соединяется с настоящей лопаточкой для абсента:
напиток было принято цедить через кусочек сахара, лежащий на лопатке с отверстиями -
до определённого, отключающего от реальности момента.
    Сам Пикассо редко комментировал свои работы, но на этот раз признался, как мог:
именно столкновение «настоящего» (лопатка) и «ненастоящего» (бокал) было поводом
для создания серии отливок потом.
   В дальнейшем он продолжит внедрение «реального» в «искусственное»,
как волна, изменяюшая настоящие  рисунки на пляжном песке в небывалые ещё на пляже, -
в своих скульптурных и живописных произведениях, создавая коллажи и ассамбляжи.
  После приобретения в 1932 году усадьбы в Буажелу
Пикассо использовал каретный сарай как мастерскую скульптора, где был творческий дух.
Он обратился к жанру анималистики: «Голова коровы», «Петух».
   Тогда же созданы, наряду с живописными сюрреалистическими изображениями,
и скульптурные портреты юной возлюбленной –
Марии-Терезы Вальтер:  «Голова женщины» (1932) - необыкновенной.
Характерно, что, несмотря на деформацию формы, портретное сходство - несомненно.
Могилу Пикассо, кстати, также венчает скульптура «Женщина с вазой»,
изображающая Марию-Терезу. Подобной нету нигде такой.
    В период оккупации Франции Пикассо пребывал в Париже.
Именно тогда достигла расцвета изобретённая им техника ассамбляжа.
Собирая элементы композиций среди мусора и обломков,
Пикассо составлял из них скульптуры, отливаемые затем в бронзе даже.
   Способность по-новому применить вещь и ввести её в произведение искусства –
свидетельство безудержной фантазии и юмора у мастера – великое чувство:
именно так возникла «Голова быка» (1943), сооруженная из велосипедного руля и седла,
в 1944 году Пикассо изваял большую статую «Человек с ягнёнком», но это не шутка была -
её позже установили как символ гуманизма на площади в Валлорисе после войны
и «Голову смерти», ассоциирующуюся с ужасами войны.
    В послевоенные годы Пикассо продолжает фантазировать.
Он создает композиции из разного хлама: колес, башмаков, корзин, прочего, даже из дверей  -
это «Девочка со скакалкой», «Женщина с детской коляской», изображения зверей:
 «Сова», «Коза», «Бабуин с детенышем», «Бык», «Голубь» и другие,
а также натюрморты, наблюдаемые в округе всей.
   В 60-е годы Пикассо создает раскрашенные скульптуры из листового железа.
Кульминацией этой техники стала скульптура в Чикаго, «вес таланта»  автора сказался -
в 1967 году художник подарил городу пятнадцатиметровое сооружение весом 162 тонны.
От гонорара в 100 тысяч долларов он отказался.
   О том, что, собственно, запечатлено в металле, существуют противоречивые мнения.
Пикассо не открыл тайну, а публика видит в безымянной скульптуре то голову бабуина,
то афганскую борзую, то муравьеда, то птицу, а может кого-то с планеты, где много вина.
   Внук Пикассо полагает, что моделью послужила женщина, которую знает теперь весь свет -
француженка Сильветт Давид (она же Лидия Корбет).
   В любом случае, этот монумент стал гимном кубизму
и рукотворным памятником великому мастеру, открывшему новые возможности в пластике
и путь к уже экстра-объёмному кубизму.
______
Голубой период (исп. Periodo Azul) - термин, использующийся для обозначения картин, написанных испанским художником Пабло Пикассо в период с 1901 по 1904 год. В то время он писал по большей части монохромные картины в оттенках голубого и зелёно-голубого с редким добавлением тёплых тонов.


Рецензии