Маргарита человек разумный часть 970
По всему было видно, что Герман отлично знает фарватер. Камней тут почти нет, но всегда остается шанс налететь на корягу и остаться без винта... Прошли устье Артемванью, правого притока Лесмиегана. Излучины реки стали более крутыми и частыми. Сама она сузилась, скорость течения намного возросла. С каждым поворотом решимость моя таяла, и когда лодка, вспугнув лосиху с лосенком, уткнулась в глину берега, от нее, решимости, ничего не осталось. Я посмотрел на 55 килограммов груза, потом на удрученного Германа, походившего в этот момент на человека, который «видел его последним» (то есть меня) и... решил маршрут начать с Овгорта, Да, заново. С нуля. Иначе, подумал я, неудача все равно не отцепится.
Оказавшись в Овгорте перед новой попыткой попасть на Софьины горы, я решил поподробнее расспросить о них местных жителей. Изучая карту, я был озадачен романтичностью и таинственностью названия этой небольшой возвышенности на границе Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов с максимальной отметкой 213 метров. Водораздел сразу нескольких рек: Лесмиегана, Несьегана и Кемпажа. Гидрография этого узла похожа на лабиринт. (Забегая вперед, скажу, что распутать его мне так и не удалось.) Но главное - я уже говорил - что меня притягивало: по преданию, там, на Софьиных горах, живут менквы. И речка Малый Кемпаж - их дорога...
Мне легче контактировать с зырянами. При расспросах хантов невольно вторгаешься в ту область, которая, по крайней мере, для их дедов, была сакральной, а для чужих закрытой. Трудно балансировать на границе, где, с одной стороны, самолеты, банки, радио и так далее, а с другой - одухотворенный, во многом неведомый мир, где даже умершие не сразу покидают родных, а продолжают жить с ними несколько лет, воплотившись в небольшие фигурки-иттермы. Не в этом ли сосуществовании двух миров скрыта причина болезненного вживания северных народов в сегодняшнюю действительность?
Событием стало знакомство с Анной Вальгамовой. С ее дочерью Светланой я познакомился в местном музее, разговорившись о хантыйском медвежьем празднике. Она пригласила меня домой. Про Анну и раньше многие говорили мне как про знатока именно тех мест, куда я стремился. Каково же было мое удивление, когда, войдя, я узнал в хозяйке одну из пассажирок теплохода! Она с внучкой возвращалась из Мужей, обе были в живописных национальных нарядах... После взаимных приветствий меня пригласили к столу.
- Где твои люди? - спросила Анна. И, выслушав объяснение, заметила: - Нельзя на Кемпаж ходить одному. Плохое место...
Надо сказать, что большого противоречия в ее словах нет. Для человека неподготовленного эзотерическое познание может иметь плохие последствия, для сведущего - опыт благоприятен.
- А чем оно плохое?
- Там живут менквы. Когда мои дочери были маленькие, мы вместе с покойным мужем пасли там оленей. Очень часто слышали по ночам крики, свист. Очень страшно бывало. Жить там нельзя.
- Давно ли там перестали пасти оленей?
- Больше двадцати лет. Тропы все заросли.
- А менква видел кто-нибудь или только слышали?
- Видели не раз. Муж на Ворге встречал его. Олени чуют раньше и отказываются идти. Смотреть на него невыносимо. А тридцать лет назад недалеко отсюда на Несьегане был случай.
Есть место, Патыкорт-соим называется. Там у нас чумы стояли. Однажды осенним вечером мужа менкв схватил. Держал долго силой. Иван говорил ему, мол, отпусти, у меня семья, дети. Отпустил. Но ушел не сразу. Отошел метров на десять, постоял, посмотрел. Муж говорил, что смотрел на него через силу. Лицо покрыто волосами, даже глаз не видно... До этого случая он по ночам тревожил оленей. Поговорили и про Софьины горы. Анна сказала: охотники туда не ходят, а куда ты идешь один? Такой молодой, наверно, мать есть... Не надо знать! Что ответить? Я сам себе и кнут, и погонщик. («Вокруг Света»).
Охотники в уральской тайге нашли следы йети
Екатеринбургские путешественники из клуба «Дикий Север» изучают фотографии, полученные от охотников-манси Ямала. На них запечатлены следы огромного существа. Фотографии своей находки манси прислали екатеринбургскому путешественнику, члену Российского географического общества Владимиру Анищенко. На фото, сделанных в тайге прошлой осенью на реке Хулга, притока Текатловы, видны в глине следы босых человеческих ног необычайно крупных размеров. По словам мансийских охотников, это следы менква, более известного как йети или снежный человек.
Владимир Анищенко, путешественник:
- Судя по тому, насколько глубоко вдавлен след, можно предположить, что обладатель этой стопы весил килограммов 250. Проверить подлинность этого фото в данный момент нереально. Но я доверяю охотнику, который передал мне эти фотографии. И знаю, насколько серьезно ханты и манси относятся к менквам. Это для нас может быть похоже на сказку. А для них - часть природы, реальные лесные великаны.
Владимир Анищенко является членом екатеринбургского клуба путешественников «Дикий Север», который в будущем июне готовит экспедицию на реку Текатлова, чтобы попытаться найти новые доказательства существования снежного человека. По словам Анищенко, он даже готовится взять с собой гипс, чтобы в случае находки снять слепок отпечатка ноги.
Евгений Свитов, руководитель клуба «Дикий Север»:
- Я бывал на этой реке. Мы редко туда летаем, потому что она безрыбная, на берегах много медведей и как будто там сбитая энергетика. Беспричинно хочется уйти подальше из этого места. Нынешним летом в ходе прохождения маршрута мы будем проводить изыскания. В случае успеха передадим наши находки ученым.
Среди коренных народов Севера распространены верования о снежном человеке. Так, на севере Свердловской области при загадочных обстоятельствах, связанных, по словам местных манси, с появлением менква, все жители покинули поселок Суеват-Пауль. По рассказам бывших жителей поселка, мансийский шаман проклял деревню, после чего в ее окрестностях поселился менкв, который по ночам заходил в деревню, пугая жителей.
Сегодня в Суеват-Пауле никто не живет. А еще 60 лет назад это был большой поселок, жители которого держали крупные стада оленей. Свердловская киностудия даже снимала там фильм о счастливой жизни в СССР коренных малочисленных народов Севера. Отметим, это будет не первая подобная экспедиция «Дикого Севера». Ранее члены клуба заявляли, что нашли на дне уральской реки череп древнего ящера. Однако после целой серии вертолетных экспедиций выяснилось, что это, к сожалению, обычный камень. («Уфолог»).
Улыбка гоминида
У народа ханты, спокон веков живущего в этих местах, это существо называют «куль», то есть «страшный зверь». Сибирские татары, добиравшиеся до этих мест по торговым делам, звали его «маймул», что с тюркских языков переводится как «большая обезьяна». Выходит, обезьяноподобный страшный зверь все-таки тревожит жителей таежного поселка по сей день. Кто это на самом деле - решать ученым, но сегодня одни жители поселка Азовы опасаются ходить в лес по грибы и ягоды, а другие воспринимают его как обычного обитателя окрестной тайги, где чего только не водится».
Вполне возможно, что за «снежного человека» в некоторых случаях принимались люди с неестественным волосяным покровом или просто одичавшие люди. Но как быть с тем, что 29 августа 2002 года сразу несколько человек одновременно были очевидцами лохматого чудища на границе Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов? В 50-х годах его видели бегающим по лесу некоторые жители Сургутского района. Его так и назвали - «Лесбег». Повторяю, сам я никакого «Лесбега» никогда не видел, но мне посчастливилось разговаривать с теми, кто видел существо, у которого «глаза горят, как два изумруда, а звериный оскал напоминает добродушную улыбку». Вот как описывает свою неожиданную встречу с гоминидом геолог-нефтяник Л.И. Морозов.
Первое, что он отметил - нет, не размеры незнакомца, а отвратительный запах, исходящий от него. И рост его был обычный, не намного превышающий метр 70 см. Широко расставленные дикие глаза, изо рта выступало что-то, напоминающее пару клыков. Морозов успел подумать: «То ли бродяга, то ли одичавший человек». Он тогда (было это в августе 1961 г. в Монголии) не знал, что даже в экстремальной ситуации отшельник или заблудившийся человек, как бы долго ни скитался, не обрастает волосами, тем более сплошь.
На вышке всю эту картину наблюдал дежурный, не в силах понять, что происходит внизу. Наутро, выслушав рассказ о необычайном посетителе, рабочие-монголы начали смеяться, наперебой утверждая, что «снежный человек» здесь появляется довольно часто и что ничего плохого людям он не делает. Просто он такой любознательный, все ему хочется посмотреть и потрогать. Все в вахте были бородатые, а у Морозова лысина. Видимо, это обстоятельство и напугало гоминида, который с громким криком убежал и больше сюда никогда не придет.
Млекопитающих, принадлежащих к отряду приматов, чудом сохранившихся с доисторических времен, воочию видели в урочищах Кон-динского района. Причем эта «честь» выпала на долю простых малограмотных охотников, которые не читают книг, не смотрят телевизор и не слушают радио. Одно время ходили слухи, что «снежного человека» застрелили где-то под Тобольском, но проверить этот факт не было никакой возможности, ибо все необычное в нашем мире держится во мраке секретности, видимо, до тех пор, пока не появится свой, доморощенный Эдвард Сноу-ден.
Зато в Центре изучения «снежного человека» канадской провинции Манитоба утверждают, что за последние 30 лет «йети» (гоминиды) встречались жителям Канады около 400 раз. Наконец, в ходе расследования причин гибели группы Дятлова, которое продолжается до сих пор, все большую основательность обретает версия нападения на становище «страшного существа, с ног до головы заросшего волосами». Кроме того, тибетские монахи утверждают, будто «йети» (СЧ) владеет волевым контролем, то есть гипнозом, и может даже остановить деятельность мозга человека. И это они испытали на себе уже не раз.
Как «снежный человек» оказался на реке Пим, что в Сургутском районе, я, честно говоря, не знаю. Я только читал о том, что приставка «снежный» отнюдь не означает, что гоминид обожает суровый сибирский климат. Доподлинно известно, что лохматые «ребята» предпочитают южные края. А возле речки Пим свил себе гнездо какой-нибудь беглый «йети». И все-таки, почему снежный? Все объясняется просто. Так назвали его благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест. Они обнаружили пропажу пищевых запасов, а затем услышали душераздирающий радостный крик, и на одном из заснеженных склонов в глаза им бросилась цепочка больших следов, похожих на отпечатки человеческой ступни.
Свидетельство о публикации №121061001593