Маргарита человек разумный часть 968

Маргарита человек разумный часть 968

Чур меня!
Если верить старинным преданиям, то к болотам с уважением относится вся нечисть без исключения. Однако некоторые представители нечистой силы имеют в трясине «постоянную прописку». «Возглавляет» сонм обитателей топей болотник - полноправный властитель трясины. Несчастным путникам, заблудившимся на болотах, он показывается голым стариком с раздутым лицом, огромным брюхом и лягушачьими лапами.
Ярким отличием болотника от его «коллег» - леших, водяных и банников - является его своеобразное «чувство юмора», с помощью которого он издевается над людьми, забредшими в его владения. Частенько прикидывается хозяин топей кочкой, подставляя спину человеку, пересекающему болото. Как только путник ступает на этот бугорок, кажущаяся до этого надежной опора исчезает из-под его стопы, и несчастный проваливается в вонючую жижу. Вот тут-то болотник хватает жертву за ноги и топит в вязкой трясине.
Другой не менее коварный метод развлечения болотника - его страсть к перевоплощениям. В старые времена выходил он к людям, пришедшим в лес за грибами и ягодами, в облике благочестивого старца-пустынника, обвешенного веригами. Старичок заводил с грибниками душеспасительные беседы и приглашал нечаянных попутчиков погостить в своем лесном скиту.
Здесь людям следовало внимательно вслушиваться в речи старичка - болотник никогда не сможет произнести имя Господа. Выявив это обстоятельство, жертва должна была громко крикнуть: «Чур меня!», или же сжать в руке нательный крест, и тогда странный монах без следа растворялся в воздухе. Невнимательный человек охотно шел за стариком и вскоре оказывался в самом центре топей, а вместо благообразного старичка рядом с ним стоял ужасный клыкастый монстр и заливался раскатистым хохотом.

Болотные дамы
Не менее опасна и коварна и ведьма-болотница - первая красавица среди прочей нечисти. Надо сказать, что реальную угрозу болотница - стройная девушка с густыми русыми волосами и огромными голубыми глазами - представляет для мужчин, неравнодушных к женскому полу. Дни напролет сидит болотница посреди топей на громадном цветке кувшинки, ожидая подходящую жертву и пряча под длинной юбкой перепончатые лапки - единственный свой недостаток.
Для доверчивых мужчин у болотницы припасено немало уловок. Она может запеть вкрадчивым зовущим голосом, услышав который, грибники и охотники как завороженные идут на манящий зов, не замечая смыкающихся вокруг них топей. Может прикинуться болотница несчастной девушкой, заблудившейся среди трясины и просящей помощи у сильного мужчины.
Как только жертва оказывается в ее власти, болотница принимает свой истинный образ. В один миг превращается она из синеокой красавицы в костлявую бабу с огромным ртом, наполненным острыми, как иглы, зубами. Завлеченного чарами мужчину болотница критически осматривает; если жертва ей нравится, то жить бедолаге у ведьмы в услужении на самом дне болотной трясины. Невзрачного же мужичка превращает ведьма в сухую корягу, и суждено ему гнить долгие годы, валяясь среди болота.
Самой известной болотной нечистью испокон веков считается кикимора, тщедушная и наглая дама, обладающая зычным голосом. Согласно преданиям, кикиморами становятся девочки, проклятые своими матерями до рождения или же умершие до крещения. Нечистая сила уносит несчастных малышек в болотную топь, где те получают соответствующее воспитание. Спустя некоторое время юные кикиморы выбирают себе супруга.
Если невесте приглянулся домовик, то она «переезжает» в людской дом, где потихоньку наводит свои порядки. Кикимора, «выскочившая» замуж за лешего, остается жить в болоте. Здесь она развлекается, пугая путников громким криком и демоническим хохотом, или же украшает себя мехом сгинувших в болоте животных, мхом и водорослями.
Частенько кикимора подстерегает заблудившегося в лесу путника, сидя на высокой ели, чтобы потом спрыгнуть несчастному на спину и кататься на перепуганном страннике ночь напролет. Избавиться от такого неожиданного «подарка» можно, если сразу же, не растерявшись, зажать в правой ладони нательный крест и быстро прочитать любую молитву.

Пение и блеск
Особый страх на людей столетиями наводили «поющие» болота. Долгое время одной из таких музыкальных трясин считалось болото, раскинувшееся неподалеку от города Череповца. Еще в XIX веке находилось немало свидетелей, приходивших в ужас от тяжелых протяжных звуков, доносившихся со стороны топи. Предания гласят: «поет» трясина из-за того, что ее духи «воруют» голоса у людей, собирающих на болоте торф или ягоды.
Незадачливые ягодники рассказывали, что, идя по болотным тропинкам, они вдруг не могли вымолвить ни слова, и только сделав несколько шагов, вновь обретали дар речи. Знающие люди говорили, что пение нужно болоту, чтобы завлекать в топь людей, притягивая их волшебными звуками. Так это или нет, конечно же, сказать сложно, однако, согласно данным, в XVII-XVIII веках на дороге, проложенной возле болота, пропало немало торговых людей, едущих в город на ярмарку. Причем их обозы с товарами находили прямо возле топи нетронутыми. Интересен тот факт, что после 40-х годов прошлого века череповецкое болото неожиданно «замолчало». Быть может, оно растеряло свою злую силу или же просто затаилось, поджидая подходящую жертву.
Другой загадкой трясин долгое время считались болотные огоньки. Блеклые, синеватые искорки, мерцающие над топью, породили немало версий о своем происхождении. Согласно одной из них, огоньками становились души некрещеных младенцев и утопленников, попавших под власть болотника. Повинуясь приказу своего хозяина, мечутся по ночам огни над топью, завлекая в ее недра новые жертвы. Другие предания называли болотные огоньки душами убитых воинов, охраняющих клады, сокрытые под зловонной трясиной.
Однако все эти легенды были развенчаны научным прогрессом, доказавшим, что болотные огоньки - не что иное, как самопроизвольное возгорание фосфористого водорода, который извергают трупы людей и животных, разлагающиеся под болотной трясиной.
Не исключено, что со временем, отступая перед наукой, болота раскроют все свои тайны. А пока они заставляют замирать от ужаса нечаянно забредших туда путников. Ведь живы еще предания о том, как любит собираться в трясине всевозможная нечисть, чтобы отдохнуть от трудов неправедных и отведать удивительно вкусного пива, которое под силу сварить только болотнице.
Но все эти легенды о болотных обитателях все же не убавили число посетителей болотных просторов. Ведь их богатые торфяные залежи, изобильные урожаи вкусных ягод и целебных трав навеки сделали болота союзником человека - истинной «кладовой солнца».

В Сибири всплыл российский собрат лох-несского чудовища
В России обнаружился собрат лох-несского чудовища, пишет британский таблоид The Sun. На озере Ханто в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа было заснято неизвестное существо, напоминающее знаменитого шотландского монстра. Фотографии сделал россиянин Дмитрий Ким, который вышел на пробежку к берегу озера и был поражён увиденным.
На озере Ханто в сибирском городе Ноябрьск сделаны интригующие снимки, пишет британский таблоид The Sun. Бегун утверждает, что нашёл российского кузена знаменитого лох-несского чудовища в Ямало-Ненецком автономном округе. Дмитрий Ким заснял с берега озера Ханто нечто, похожее на белую голову и часть тела неизвестного создания, высунувшегося из воды. Теперь он уверен, что видел российского собрата лох-несского чудовища - знаменитого мифического монстра в Шотландии. Россиянин совершал утреннюю пробежку, когда «чудище» в воде привлекло его внимание. Тогда Ким быстро достал телефон, чтобы сделать фотографию.
«Я понимаю, что это невозможно, но силуэт этого существа напомнил мне о лох-несском чудовище», - рассказал Дмитрий Ким. Он добавил, что «застыл там и не двигался». Как отмечает издание, у неизвестного создания на снимках видна длинная шея, как у известного шотландского монстра. Заснявший его россиянин отметил, что, по местным легендам, на озере когда-то жили лебеди, однако то, что он видел, не имело никакого сходства с птицей.
У комментаторов в интернете сразу появилось множество собственных теорий, пишет The Sun. Один предположил, что местные компании сливают отходы в озеро, из-за чего там образуется прекрасная среда для появления монстров. Другой высказал мнение, что это могла быть русалка, а третий решил, что это существо заглянуло в Ноябрьск в гости с Аляски. «Во всяком случае, оттуда выбраться с визитом намного ближе, чем с Шотландского высокогорья». Как сообщается в статье, вчера «лох-несское чудовище» попало на видео уже второй раз за этот год: двое австралийских туристов были поражены, когда увидели что-то большое, быстро двигавшееся по воде.               

Тайна Великого полоза
На территории Свердловской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа сохранились предания о реликтовом животном. Манси называли его ялпын уй, русские именовали полозом, а марийцы - шем кишке.  Это животное было осторожно, порой агрессивно по отношению к людям, обладало чертами, которые могут показаться нам, представителям современного общества, лишь порождением больного воображения. Между тем животное существовало. А может, существует и по сей день? Собирая информацию о культуре марийцев Свердловской области, мне довелось услышать историю об интересном животном - шем кишке, «черной змее». Ее рассказал Геннадий Петров из деревни Артемейково Ачитского района.
Эта змея, как явствует из названия, черного цвета. Длина шем кишке примерно два метра, толщина намного больше, чем у обычной змеи. Живет она в лесу, около водоемов - рек и озер. Ночует на дереве, после чего на нем находят следы от отростков на теле змеи, которые помогают ей фиксировать свое положение в столь необычном месте.  Такое местонахождение объясняется стремлением шем кишке обезопасить себя от собственного потомства, которое столь прожорливо, что может съесть свою родительницу. Кстати, у змей поедать себе подобных - не редкость. Например, у анаконд.
Встреча с шем кишке в лесу - к беде. Тем более что змея имеет обыкновение нападать и убивать. Зато найти сброшенную шем кишке кожу в виде чулка - к добру. В сказках марийцев есть истории об «огромной, толстой, как бревно», змее, которая лежит в глубокой норе. Она владеет тайными знаниями, является царицей змей и иногда помогает человеку. Все это интересно, но только с точки зрения фольклора, народной фантазии.
Однако у исследователя манси Валерия Чернецова есть описание подобной змеи, которое он сделал в тридцатые годы XX века со слов охотников-манси. Называют ее охотники ялпин уй, «священный зверь», и напоминает она, по их мнению, ящерицу. Длина ее до 7-8 саженей (до 16 метров), толщиной в руку, красно-бурого цвета с зигзагообразным рисунком.
Живет в воде и близ нее, спит не на земле, а только на дереве. После ее ночевок на нем остаются следы от чешуи. Услышать эту змею можно весной. Звуки, издаваемые животным, похожи на крик утки или на капание воды. «Неч, неч». Живет на Оби, в верховьях Сосьвы, в районе Руссуя и Ниль-танг-пауля.
Подобных рептилий было в то время так много, что погибшие змеи хранились у охотников в Нильтанг-пауле в бочках. Тем не менее манси считали, что ялпин уй не умирает, а превращается в камень аммонит. По сообщениям других исследователей восьмидесятых годов прошлого века, в озере Тур-ват живет существо метров 6 длины. В ясные, солнечные дни он всплывает на поверхность озера и тогда «блестит как серебро». Тур-ват - священное озеро местных манси, а рядом с озером есть молебная гора Ялпын нер. В июне вогулы обычно проводили там свои языческие богослужения. Просили священное животное оберегать их землю.
Исследователи религии манси И.Н. Гемуев и А.М. Сагалаев пишут, что в глубоководном озере Ялпын-тур (Ханты-Мансийский автономный округ) в середине сороковых годов прошлого (XX) века манси (вогулы) видели ялпын уя. Правда, ему приписывают образ то крокодила, то огромной щуки. И опять прослеживается тесная связь священного животного со священными местами. В двухстах километрах от Ивделя по реке Лусум (Лозьва) живут манси, которые хранят предания о том, что когда-то в реке жил похожий на змею с рогами речной людоед. И по сей день, в тех местах манси поклоняются Хул-хуринг-ойке Старику, подобному рыбе, хозяину местных людей, рыбы, зверя.
В 1886 году мещанин Иван Шешин из села Никито-Ивдельского (ныне город Ивдель) в своих заметках «О кочевом племени вогул на севере Верхотурского уезда» писал: «По рекам есть у них (манси) такие священные места, через которые они никогда не ездят в лодках, не заденут даже шестом дна, а обходят эти места берегом, перетаскивая лодки на себе».
Не потому ли манси не задевали шестом дно, что опасались грозного ялпын уя, а плавание в местах его обитания было чревато для человека гибелью? В конце своих заметок Шешин упоминает о зубе мамонта и «окаменелости змеи», которые хранятся у него. Что это за змея, автор не уточняет. Если названные останки принадлежат ялпып ую, можно предположить, что подобная змея жила на мансийском Урале с давних времен.
О существовании в наши дни ялпын уя некоторые опытные манси-охотники не сомневаются. К примеру, у еще одного народа лесной цивилизации - нанайцев есть предания о дябдяне, существе, похожем на удава. Хотя не исключено, что это полоз Шренка (Elalhe schrenckii), названный так по имени исследователя Амурского края Леопольда Шренка. Другое название этой змеи, крупного представителя фауны России - амурский полоз.
Продолжатель дела Шренка Владимир Арсеньев дважды упоминает в своих работах о встречи с таким полозом. В том числе указывает длину (1,9 м) и толщину (6 см) убитой змеи. Правда, современные зоологи утверждают, что амурский полоз не превышает в длину 1,7 метра. Но тем не менее факт остается фактом. Русскому населению Зауралья тоже известна огромная змея, которую они называли полозом. И об этом сохранились архивные материалы.


Рецензии